Информация о реализации республиканских целевых программ
Чувашской Республики
Республиканские целевые программы Чувашской Республики выступают инструментом реализации долгосрочной экономической политики Кабинета Министров Чувашской Республики. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов государственного финансирования.
На начало 2003 года действовало 56 республиканских целевых программ. В течение 2003 года было принято 14 целевых программ и 7 подпрограмм, из которых 8 программ и 7 подпрограмм начали действовать в 2003 году, а 6 программ в 2004 году.
Таким образом, на конец 2003 года в Чувашской Республике действовало 64 республиканских целевых программы, в рамках которых реализовывались еще 23 подпрограммы. Республиканские целевые программы распределены по следующим государственным заказчикам:
Государственные заказчики |
Программы |
Подпрограммы |
1 |
2 |
3 |
Минздрав Чувашии |
13 |
8 |
Минсоцполитики Чувашии |
4 |
5 |
Минкультуры Чувашии |
1 |
|
Минспорт Чувашии |
2 |
|
Минприроды Чувашии |
6 |
1 |
Минэкономразвития Чувашии |
5 |
|
Минфин Чувашии |
2 |
|
Минобразования Чувашии |
6 |
2 |
МВД Чувашии |
3 |
3 |
ГКЧС Чувашии |
3 |
|
Госкоммолодежи Чувашии |
2 |
|
Администрация Президента Чувашии |
2 |
1 |
Минсельхоз Чувашии |
3 |
2 |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Чувашии |
1 |
|
Мининформполитики Чувашии |
1 |
|
Минюст Чувашии |
1 |
|
Минпром Чувашии |
2 |
|
Минстрой Чувашии |
3 |
1 |
Минэнергожилкомхоз Чувашии |
4 |
|
Из-за ограниченности выделенных бюджетных средств госзаказчиками представлено для финансирования в 2003 году за счет республиканского бюджета только 40 целевых программ и 9 подпрограмм из 64 действующих целевых программ. В том числе по заказчикам:
Государственные заказчики |
Программы |
Подпрограммы |
Минздрав Чувашии |
11 |
4 |
Минсоцполитики Чувашии |
2 |
4 |
Минобразования Чувашии |
2 |
|
Минкультуры Чувашии |
1 |
|
Минэкономразвития Чувашии |
2 |
|
Минсельхоз Чувашии |
2 |
|
Администрация Президента Чувашии |
1 |
|
Минфин Чувашии |
2 |
|
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Чувашии |
1 |
|
МВД Чувашии |
2 |
|
Минпром Чувашии |
1 |
|
Минстрой Чувашии |
3 |
|
Минприроды Чувашии |
6 |
|
Минспорт Чувашии |
1 |
|
Госкоммолодежи Чувашии |
1 |
|
Минюст Чувашии |
1 |
|
Минэнергожилкомхоз Чувашии |
1 |
1 |
По данным республиканских госзаказчиков с начала действия программ на их реализацию за счет всех источников финансирования по состоянию на 01.01.2004 года привлечено 23110,11 млн.рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики 5837,48 млн.рублей, других источников 17272,63 млн.рублей. В 2003 году на их реализацию направлены средства в объеме 10755,57 млн.рублей, в том числе из республиканского бюджета 3440,92 млн.рублей. В целом фактическое финансирование мероприятий республиканских целевых программ, действовавших в 2003 году, составило 88,1 процента от предусмотренных объемов. Это позволило в основном поэтапно реализовывать предусмотренные программами цели и задачи: обеспечение доступности базовых социальных благ и услуг, оптимизация механизмов и системы поддержки социально незащищенных слоев населения; интенсивное развитие общественной (инженерной, транспортной и социальной) инфраструктуры; совершенствование системы профессионального образования; развитие кадрового потенциала республики; улучшение охраны здоровья населения, формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта; усиление борьбы с преступностью; сокращение дифференциации в уровне жизни населения, проживающего в различных муниципальных образованиях республики.
Финансирование мероприятий программ: “Энергосбережение в Чувашской Республике на 2000-2005 годы”, “Развитие и улучшение качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы”, “Юность Чувашии” на 1998-2001 годы (пролонгирована протоколом Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.05.2002 г. № 9/5) осуществлялось в рамках выполнения соответствующих программ: “Реформирование общественными финансами в Чувашской Республике”, “Государственная поддержка малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы”, “Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы”.
Анализ представленных государственными заказчиками отчетов о выполнении республиканских целевых программ показывает, что отставание по финансированию их мероприятий в основном обусловлено недостаточным привлечением средств из федерального, республиканского и местных бюджетов (например, по программам “Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы”: из федерального бюджета привлечено 50,6 процента, местного бюджета - 41,3 процента от предусмотренных объемов финансирования на 2003 год; “Реконструкции и модернизации жилых домов Чувашской Республики на 1998-2003 годы”: из местного бюджета - 32,6 процента, внебюджетных источников – нет финансирования; “Совершенствование онкологической помощи населению Чувашской Республики на 1999-2003 годы”: республиканского бюджета - 26,6 процента, местного бюджета – нет финансирования; “Развития и совершенствования службы медицины катастроф Чувашской Республики на 2001-2003 годы”: местного бюджета – нет финансирования). Эффективность реализации республиканских целевых программ существенно зависит от своевременного финансирования, совпадения реально выделяемых средств в рамках финансового года с суммой средств, отраженной в плане мероприятий соответствующей программы. В связи с этим, необходимо добиться включения в Закон Чувашской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год для финансирования из республиканского бюджета всех действующих программ. Существующая в настоящее время практика выделения ассигнований позволяет финансировать лишь часть предусмотренных в программах мероприятий, что обеспечивает возможность выполнения только отдельных фрагментов республиканских целевых программ, перенося на долгосрочную перспективу их полную реализацию. В связи с этим в ближайшей перспективе необходимо решение задачи обеспечения финансирования республиканских целевых программ в установленные сроки и в полном объеме. Кроме того, ограничение количества республиканских целевых программ позволит приблизить потребности в финансировании программ к реальным возможностям республиканского бюджета, на деле начать осуществлять принцип полного финансирования программ в установленные сроки и концентрации выделяемых средств на решение приоритетных задач.
В 2003 году истекли сроки действия у 13 республиканских целевых программ и 8 подпрограмм. В настоящее время сняты с контроля только 2 целевые программы: по Минспорту Чувашии - “Юность Чувашии” на 1998-2001 годы, Администрации Президента Чувашской Республики – “Управленческие кадры Чувашии: 2001-2003 годы”. В связи с этим остальным госзаказчикам 11 программ необходимо ускорить представление соответствующих материалов в Кабинет Министров Чувашской Республики для снятия их с контроля или пролонгирования (Минэнергожилкомхоз Чувашии – 1, Минздрав Чувашии – 4, Минсоцполитики Чувашии – 1, Минфин Чувашии – 1, МВД Чувашии – 1, ГКЧС Чувашии – 1, Минсельхоз Чувашии – 1, ДФГСЗН по Чувашии – 1).
На начало 2004 года в республике действовало 57 республиканских целевых программ и 22 подпрограммы, из них в связи с ограниченностью финансовых ресурсов республиканского бюджета 12 программ и 4 подпрограммы не приняты к финансированию. На реализацию 45 программ и 18 подпрограмм в 2004 году предусмотрено выделить из республиканского бюджета 2895,9 млн.рублей, что в 2,5 раза выше уровня 2003 года. Удельный вес расходов на реализацию республиканских целевых программ в структуре расходов республиканского бюджета увеличился с 12,3 процента в 2003 году до 31,0 процента в 2004 году, что свидетельствует о повышении роли целевых программ и ответственности госзаказчиков за достижение поставленных в программах целей.
В целях совершенствования методологии разработки республиканских целевых программ и повышения результативности и эффективности их реализации Минэкономразвития Чувашии в 2004 году направлены государственным заказчикам программ рекомендации по формированию республиканских целевых программ и повышению эффективности их реализации, где им рекомендовано:
привести потребности в финансировании программ из республиканского бюджета Чувашской Республики на среднесрочную перспективу в соответствие с показателями, заложенными в перспективном финансовом плане Чувашской Республики на 2004 - 2006 годы (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2003 г. № 225);
осуществить в случае необходимости корректировку утвержденных республиканских целевых программ, в том числе разделов, отражающих социально-экономическую эффективность программ;
обеспечить включение в планы работы коллегий министерств - государственных заказчиков программ регулярное рассмотрение вопросов, связанных с их реализацией.
Обобщенная по материалам госзаказчиков информация о реализации республиканских целевых программ прилагается.
Примечание. Количество программ и объемы их финансирования приведены без учета Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы.