Т Е З И С Ы
выступления на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития Чувашии 4 августа 2010 г. на тему: «О предложениях к Программе по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, разрабатываемой в соответствии с рекомендациями распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р»
заместителя министра Л.А. Петровой
В бюджетных проектировках на ближайшие три года Минфин России предупреждает регионы, что им пора научиться жить по средствам и в большей степени рассчитывать на собственные доходы, а не на помощь из федерального центра. Из документа следует, что к 2013 г. регионам предстоит снизить дефицит более чем втрое, при этом доля межбюджетных трансфертов в доходах регионов постепенно сократится с 20% в этом году до 13,47% в 2013 г., что ниже докризисного уровня.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, которым утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять собственные программы повышения эффективности расходов. Такое же пожелание содержится и в рекомендациях Минфина России по итогам проведенного в первых числах июля в Ростове-на-Дону совещания с руководителями финансовых органов регионов. Минфин России рекомендует внедрять программный подход при составлении бюджета, повышать эффективность государственных и муниципальных услуг, оптимизировать расходы в целом и на содержание госаппарата в частности.
В течение трех предстоящих лет все государственные расходы бюджета должны быть распределены по государственным программам с четкими задачами, невыполнение которых чревато сокращением финансирования (бюджетирование по результатам). Финансирование бюджетных учреждений будет зависеть от выполнения ими государственного задания.
Масштабный переход на программно-целевой метод составления бюджета возможен только после внесения поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, но если ждать этих правок, а также методических рекомендаций и систем стимулирования — увеличение финансирования регионов, добившихся успехов в повышении эффективности расходов, которые должен разработать Минфин России, процесс растянется на годы.
Чтобы восстановить сбалансированность бюджета, необходимо весьма существенно сократить расходы, причем расходы не связанные с выполнением социальных обязательств государства. За каждой бюджетной статьей расходов стоят определенные ведомства, которые, по сути, распоряжаются этими средствами, и понятно, что они будут защищать необходимость сохранения затрат. Но надо признать, что расходы очень трудно сократить и содержательно. Проблема ведь не в том, чтобы сделать это механически. Речь идет об отказе от неэффективных расходов, но сегодня ни одна структура не скажет, что имеет таковые. Выявление неэффективных расходов требует рационализации, проведения реформ. Кроме того, нужна еще и большая политическая воля. В любом случае процесс будет достаточно болезненным.
Необходимо создать новые механизмы разработки бюджета, выделения финансирования. На новые принципы работы должны быть переведены бюджетные учреждения - чтобы у них появились стимулы экономить, чтобы у ведомств не было необходимости и возможностей раздувать свои расходы. Что же касается финансирования развития экономики, модернизации и инноваций, то источником такого развития должен быть частный сектор, а не бюджет. А для этого у него должны сохраняться и собственные ресурсы, и возможность использовать заемные средства. Если же государство масштабно наращивает свои траты, тем более в условиях бюджетного дефицита, то оно вынуждено забирать с внутренних и внешних рынков заемные ресурсы, отнимая их у частного сектора. Так что политика высоких расходов, как ни странно, мешает модернизации и инновациям. Консервативное бюджетное планирование не только не противоречит, но и, наоборот, способствует таким целям. Задача государства в этом плане - создавать условия, формировать институты, инфраструктуру, способствующую модернизации экономики. Но на это приходится как раз незначительная часть бюджетных расходов.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов предусматривает реализацию мероприятий:
по переходу к программной структуре бюджета;
повышению эффективности предоставления государственных услуг и развитию их новых форм;
реформированию системы государственного финансового контроля;
совершенствованию механизмов государственных закупок.
Исходя из текущей экономической ситуации бюджетная политика в среднесрочном периоде будет направлена на решение следующих задач:
- сохранение и развитие налогового потенциала на территории Чувашской Республики;
- повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества бюджетных услуг;
- создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий;
- усиление роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в государственных заданиях.
В области доходов важнейшей задачей на среднесрочную перспективу является увеличение налогового и неналогового потенциала путем:
- развитие механизма государственно-частного партнерства и обеспечения стабильных условий деятельности инвесторов, оказания государственной поддержки при реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
- взаимовыгодного сотрудничества с головными компаниями, структурные подразделения которых находятся на территории республики, стимулированию увеличения ими налоговых платежей в консолидированный бюджет Чувашской Республики;
- взаимодействия с крупными и средними предприятиями республики в целях принятия мер по улучшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращению задолженности по налоговым платежам, своевременной уплате текущих платежей, увеличению поступлений налогов в бюджеты всех уровней;
- проведения целенаправленной работы с предприятиями-недоимщиками по погашению задолженности по платежам в бюджет.
- обеспечения эффективного управления государственной собственностью Чувашской Республики и увеличения доходов от ее использования.
В области расходов бюджетная политика будет направлена на повышение качества бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
проведения инвентаризации и оптимизации публичных обязательств;
ограничения принятия новых расходных обязательств, приостановления роста расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат и деятельностью объектов социальной инфраструктуры;
совершенствования форм социальной поддержки населения, предоставления субсидий и льгот социального характера с учетом уровня доходов получателя;
повышения качества принимаемых республиканских целевых программ, усиления их роли в целях перехода на программно-целевой принцип планирования бюджета.
реструктуризации бюджетной сети при сохранении объема и качества бюджетных услуг.
Необходимо провести оценку состава и объема субсидий, предоставляемых органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения, с целью усиления роли субсидий в снижении различий в обеспечении населения муниципальными услугами и повышения качества предоставляемых услуг.