Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Хотим все знать!

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru

03.08.2010, Профиль

Проблема финансовой грамотности для нынешней России не менее актуальна, чем в свое время проблема обыкновенной грамотности для Советской России.
Еще в 2007 году Минфин декларировал необходимость разработки в России специальной программы ликвидации финансовой неграмотности. Но пока все сводится к рассказам финансовых структур о том, какие услуги они представляют и чем хороши эти услуги для граждан. Другими словами, вместо финансовых знаний самореклама. Между тем грамотность   это вовсе не набор сведений о тех или иных продуктах. В это понятие вкладывается совершенно другой смысл. Главная задача   чтобы люди более осознанно и ответственно использовали возможности, предоставляемые финансовыми компаниями и банками.
А пока мы имеем следующее. Сначала люди, обольщенные доступностью денег, начинают влезать в долги, не задумываясь, как же они в случае чего будут их отдавать. Или инвестируют деньги, не имея представления о том, как работают те самые инвестиционные фонды и откуда банки берут средства для выплаты явно завышенных процентов по вкладам. В итоге при возникновении проблем виноватыми в глазах клиентов оказываются финансисты (это верно, но лишь отчасти), доверие к финансовым институтам падает, личные долги растут, а подрастающему поколению передается негативный опыт. В результате очень многие россияне вообще предпочитают поменьше пользоваться финансовыми услугами и применяют весьма примитивные "стратегии": при первом же намеке на экономические неурядицы следует однозначная реакция   мигом обналичить сбережения, перевести в валюту и ждать что будет.
В глобальном, государственном масштабе низкий уровень экономической грамотности населения является одним из препятствий для развития финансовой индустрии, ограничивает возможности и эффективность защиты прав потребителей, мешает переходу к пенсионной системе на основе индивидуального участия. Наконец, изрядная часть людей, по незнанию или обжегшись на недобросовестных финансистах, уходит в "серый" бизнес. Вместо того чтобы брать кредиты на развитие бизнеса в банках, они отдают в залог машины и квартиры фактически ростовщикам.
Во время недавнего кризиса власти повели себя верно   позитивным информационным фоном государство сразу дало понять, как именно оно собирается защищать деньги населения. Это подействовало. По крайней мере, панического бегства вкладчиков, которое наверняка погубило бы и вполне благополучные банки, не произошло. Но и эти меры едва ли можно считать шагом на пути ликвидации неграмотности, скорее, наоборот   они были продиктованы неграмотностью населения.
Вывод один   государству необходима единая система повышения финансовой культуры. И очевидно, что начинать прививать ее нужно еще в школе, на уровне базовых знаний. А уж потом дифференцировать информацию по региональному (понятно, что уровень и услуг, и знаний в мегаполисах и деревнях заметно различается), возрастному, социальному и даже, возможно, половому признаку.
Для этого необходима централизованная структура, которая бы координировала работу всех направлений. В США для этого существует Комиссия по финансовой грамотности и образованию, в Австралии   Служба финансовой информации, в Канаде   Служба защиты потребителей финансовых услуг, в Великобритании   Управление по финансовым услугам и т. д. В зависимости от особенностей и поставленных целей эти организации и реализуют информационно-образовательные программы в поддержку и защиту прав потребителей финансовых услуг.
Естественно, такие структуры должны находиться "под государством". Технически же это может решаться по-разному. Государство может выступать "центральным агентом", координируя деятельность субъектов, реализующих информационно-образовательные программы, может финансировать такие программы, может формировать стандарты распространяемой производителями финансовых услуг информации и порядок ее раскрытия   вариантов много. И поскольку проблема озвучена на самом высоком уровне, остается надеяться, что решать ее тоже начнут быстро. В конце концов неизвестно, когда случится очередной кризис.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика