Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://economy.cap.ru
12.04.2010, Ведомости
Будущим пенсионерам не стоит ждать повышенного внимания со стороны профессиональных участников фондового рынка. Многие управляющие компании напуганы пассивностью граждан и неопределенностью в будущем, а негосударственные фонды не спешат перестраиваться с корпоративной модели на розничную.
Управляющие компании утрачивают былой интерес к привлечению средств по программе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Таков, пожалуй, один из основных итогов кампании по привлечению граждан на обслуживание в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды в 2009 г.
Дамоклов меч
За год в 60 портфелей (без учета государственной управляющей компании Внешэкономбанка) УК привлекли с рынка 7400 новых клиентов, получив дополнительные 233,9 млн руб., свидетельствуют данные Пенсионного фонда России (ПФР).
Лидер привлечения, УК "Тройка диалог", сумел получить 2461 человека почти столько же, сколько пришло и в портфель госбумаг ВЭБа после того, как портфель молчунов решено было расширить за счет корпоративных облигаций. Доля перешедших в УК с каждым годом все меньше и меньше и "Тройка" практически единственная компания, продолжающая позиционировать себя в этом секторе, считает руководитель компании "Пенсионные и актуарные консультации" Евгений Якушев.
Второй результат показала УК "Открытие" всего лишь 856 человек и 24,7 млн руб. На подавляющее большинство компаний пришлось менее сотни клиентов и менее 1 млн руб. Такой объем привлечения не может оправдать содержание отдельного направления, затрат на организацию продаж и т. д., считает Якушев. У трети УК (к пенсионным накоплениям допущено 57 компаний) по состоянию на конец 2009 г. объемы уже имеющихся портфелей пенсионных накоплений, напрямую размещенных гражданами, не превышали $1 млн.
К тому же настойчивее становятся призывы отлучить управляющих от непосредственного общения с будущими пенсионерами. Об этом говорил, в частности, руководитель ПФР Антон Дроздов. Такое предложение есть и в стратегии развития пенсионной системы, подготовленной Минздравом для обсуждения в правительстве.
Впрочем, уверенности насчет продления контрактов с ПФР, которые действуют до 2014 г., нет не только у частных управляющих, но и у ВЭБа: ведь портфель молчунов согласно проекту стратегии может быть преобразован в государственный накопительный пенсионный фонд, который будет работать наравне с другими НПФ.
Ритейл в уме
У негосударственных пенсионных фондов меньше поводов для пессимизма. Несмотря на кризис, им удалось собрать 2,2 млн заявлений от новых клиентов по ОПС против 2,17 млн заявлений годом ранее. Невелики и потери сменить НПФ на государственного управляющего решило лишь около 100 000 человек, хотя многие эксперты предрекали более массовое "бегство в стабильность".
Однако если по итогам 2008 г. ПФР признал недействительными около 340 000 заявлений (16% поданных), то в этом году НПФ недосчитались уже около 400 000 заявителей т. е. доля брака в работе агентов выросла почти до 19%. Таким образом, если по итогам 2008 г. был прирост базы в полтора раза, то в 2009 г. она выросла лишь на треть.
В 2009 г. начала работу программа софинансирования пенсий, от которой ожидалось резкое снижение числа молчунов: предполагалось, что молчуны, наконец обратив внимание на свои пенсионные деньги, задумаются и об их правильном, высокодоходном размещении. И хотя реально в программе в течение года приняли участие лишь 724 900 человек, на участие в ней было подано практически то же количество заявлений, что и на переход из ПФР в НПФ, 2,1 млн, причем все они были признаны действительными.
На рынке продолжают лидировать корпоративные НПФ такие, как "Благосостояние" (для работников структур РЖД), "Газфонд" (для работников структур "Газпрома") и т. д. Однако степень их охвата внутри корпораций близится к пределу например, у "Благосостояния" она приближается к 70%, отмечает Якушев. В связи с этим корпоративным фондам приходится выходить на открытый рынок и скорость привлечения падает. И если "Газфонд" снизил показатели незначительно, на 9%, то у "Благосостояния" число привлеченных клиентов ПФР снизилось почти наполовину (46%).
"В 2008 г. у нас была большая экспансия, было более 60 отделений, а в 2009 г. мы сократились до пяти филиалов, головного офиса и нескольких представительств на заводах", говорит операционный директор НПФ "Социум" Алексей Белоусов. В результате объем привлечения молчунов снизился с 160 837 до 1135 человек.
У всех НПФ есть свои причины для изменения ситуации: например, показатели привлечения "Первого национального" тоже упали с 91 333 до 512 человек но это говорит лишь о том, что вместо розничных продаж фонд направил ресурсы на консолидацию мелких фондов, поясняет представитель фонда.
Тем не менее розница становится все более заметной. В пятерку лидеров привлечения вошли два новых игрока, ориентированных прежде всего на розницу, "Промагрофонд" и "Ренессанс", а в топ-15 лидеров доля преимущественно розничных фондов приближается к половине, говорит Якушев.
Источник: Ведомости