Выступление Быченкова А.А.
на расширенной коллегии Минэкономразвития Чувашии
В прошлом году Минэкономразвития Чувашии разработана и Кабинетом Министров Чувашской Республики утверждена республиканская целевая программа «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2008-2010 годы».
В настоящее время в рамках выполнения задач по расширению сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования в бюджетном процессе подготовлен проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о внесении изменений в эту программу. Основным изменением является увеличение сроков реализации Программы до 2011 года. Исходя из этого, вносятся изменения в целевые индикаторы и показатели, в ожидаемые конечные результаты Программы, показатели социальной и экономической эффективности, в объемы финансирования мероприятий Программы по годам и источникам финансирования.
К сожалению, средства из республиканского бюджета Чувашской Республики на проведение мероприятий, предусмотренных Программой в 2008 году, не выделены. Но в полном объеме выделены на 2009-2011 годы. Всего выделено 3 млн. 270,0 тыс. рублей, которые планируется направить на реализацию мероприятий Программы, в основном на развитие кадрового потенциала сферы потребительского рынка Чувашской Республики путем изучения передового опыта работы других регионов, организации обучающих семинаров, участия во всероссийских и региональных конкурсах профессионального мастерства, проведения республиканских конкурсов и так далее.
С Программой можно ознакомиться в информационно-правовых поисковых системах и на сайте министерства. Проект о внесении изменений выносится на ближайшее заседание Кабинета Министров Чувашской Республики.
Реализация мероприятий Программы на 2008-2011 годы должна обеспечить социальный и экономический эффект.
обеспечить за 4 года создание 2300 рабочих мест;
повысить к 2011 году уровень средней заработной платы работников сферы услуг до 11,75 тыс. рублей;
повысить качество жизни населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг;
повысить уровень знаний населения о защите своих прав;
увеличить долю налоговых поступлений сферы торговли в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации до 12,8 процентов;
увеличить суммы инвестиций в развитие потребительских услуг до 9,9 млрд. рублей.
Все это должно быть достигнуто при обеспечении интенсивного роста показателей развития данной сферы.
По итогам 1 полугодия уже можно спрогнозировать выполнение намеченных Программой темпов роста основных показателей.
Темпы роста оборота розничной торговли в Чувашской Республике по итогам 1 полугодия 2008 года составили 119,3 процента, тогда как по России 115,2 процента (Программой было предусмотрено 112,8 %). В рейтинге социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Чувашская Республика по данному показателю заняла 26-е место. Объемы платных услуг населению также превысили показатели по Российской Федерации (109,2 процента, по России – 106 процентов).
По итогам семи месяцев т.г. (январь-июль) среди регионов ПФО по темпам роста объемов оборота розничной торговли Чувашия занимает 8 место (по итогам 2007 года занимала 10 место), по темпам роста оборота общественного питания – 5 место (за 2007 год – 14 место). И, несмотря на высокие темпы роста (108,1 %), по темпам роста объемов платных услуг сдали позиции: занимаем 8 место (в 2007 году занимали 5 место).
Несмотря на преобразования, которые происходят в настоящее время на розничных рынках, покупатели все больше предпочтения отдают стационарным предприятиям торговли. В 1 полугодии 2008 года доля оборота розничной торговли вне рынков увеличилась на 1 % и составила 80,6 % (в 2007 году данный показатель составлял 79,4 %).
Сегодня в нашей республике представлены практически все типы торгующих организаций - от крупных торговых комплексов до мелких магазинчиков. И розничная торговля уже перешла границу, за которой конкуренция играет доминирующую роль.
И немаловажную роль в этом сыграли федеральные торговые сети. В настоящее время в республике интенсивно расширяют свою торговую сеть компании Копейка, Магнит, Перекресток, Спортмастер, ЛЭтуаль, Банана-Мама, Иль де Ботэ и другие. В ближайшем будущем ожидаем приход на наш рынок сетей Мэтро, Мосмарт, Мир, Техносила и др.
Активно ведется строительство крупных торговых комплексов, в которых помимо супермаркетов могут находиться развлекательные заведения: кафе, рестораны, боулинг, кинотеатр. Недавно открыты Торгово-развлекательный центр «Галактика», торговый центр «Перекресток» рядом с Макдональдом, торговый комплекс по ул. Афанасьева (рядом с ЗАГСом).
Торговая площадь вновь открытых объектов розничной торговли составила по итогам полугодия более 30,0 тыс. кв.м. Только в сельской местности введено 96 объектов розничной торговли и общественного питания (за счет строительства новых объектов – 66 ед., реконструкции – 30 ед.), в развитие сферы потребительского рынка вложено средств из внебюджетных источников в объеме более 1,0 млрд.руб.
Необходимо отметить, что эпоха бурного роста торговых центров у нас только начинается. В 2009-2011 годах планируется строительство и ввод в действие торгово-развлекательных центров «МТВ-центр» (общая площадь - 70 тыс.кв.м.), «Мадагаскар» по ул.Ленинского Комсомола (33 тыс.кв.м.), «Победа» (бывший кинотеатр «Победа) (50,0 тыс.кв.м.), «Каскад» по Президентскому бульвару (42,5 тыс.кв.м.), «OZ» по ул.Б.Хмельницкого на автодороге № 30 (74 тыс.кв.м.), Торговые центры «Перекресток» между ул.К.Маркса и Президентским бульваром (18,8 тыс.кв.м.), «Мега строй» по ул.Калинина (46,5 тыс.кв.м.), «Мега Калинка» по ул.Декабристов (бывший мини-рынок «Калинка») (18,3 тыс.кв.м.), «Новое село» по пр.М.Горького (11,0 тыс.кв.м.).
Таким образом, можно сказать, что намеченные Программой цели по увеличению обеспеченности населения торговыми площадями и услугами будут достигнуты. При условии реализации всех проектов - могут даже превысить планируемые показатели.
С отчетом о выполнении мероприятий Программы по итогам 1 полугодия 2008 года можно ознакомиться на сайте министерства в разделе «Потребительский рынок».
Хочу обратиться к представителям органов местного самоуправления более внимательно относиться к составлению отчетов. Очень часто при предоставлении отчетов по нескольким программам цифры разнятся. Например, у многих показатели по количеству открытых объектов в сфере потребительского рынка по программе «Социальное развитие села» и «По развитию потребительского рынка» разные.
Первым пунктом Программы обозначено мероприятие по разработке муниципальных программ развития потребительского рынка. Такие программы разработаны пока лишь в гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Шумерля и Алатырском, Ибресинском, Моргаушском районах, которые действуют только до 2010 года.
Учитывая, что в настоящее время государственная политика направлена на долгосрочное планирование развития экономики, в т.ч. сферы потребительского рынка, считаем необходимым уделить данному вопросу особое внимание.
Вы все прекрасно знаете, что в целях расширения сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования в бюджетном процессе, повышения качества управления общественными финансами Чувашской Республики, в настоящее время все министерства работают над разработкой республиканских и ведомственных целевых программ развития курируемой сферы до 2015 года.
Учитывая, что в соответствии с Положением о министерстве на него возложены функции разработки и реализации государственной политики в области торговли, потребительского рынка, сферы услуг, принято решение на 2012-2014 годы разработать ведомственную целевую программу «Развитие потребительского рынка и сферы услуг». Проект данной программы записан на диск, который вам роздан в качестве раздаточного материала. Просим Вас изучить ее и представить свои замечания и предложения в ближайшее время.
Программа направлена на решение следующих задач - совершенствование государственной координации и обеспечение интенсивного развития сферы потребительского рынка и услуг, дальнейшее совершенствование инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг, содействие обеспечению профессиональными кадрами организаций сферы потребительского рынка и услуг.
Основными экономическими последствиями реализации планируемых мероприятий Программы станут: увеличение к 2014 году оборота розничной торговли на душу населения в 1,9 раза к уровню 2008 года (с 42,4 до 80,0 тыс.рублей), объемов платных услуг – в 2 раза (с 17,1 до 35,0 тыс.рублей); обеспеченности на 1000 жителей торговой площадью в 1,8 раза (с 280 до 500 кв.м.), посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети – в 1,7 раза (с 23 до 40 посадочных мест), рабочими местами в организациях бытового обслуживания – в 2 раза в сельской (с 4 до 8 единиц), в 1,7 раза в городской местности (с 6 до 10 единиц).
Одновременно хочу до Вас довести информацию о том, что функции по регулированию внутренней торговли переданы Министерству промышленности и торговли Российской Федерации. И в настоящее время Минпромторг России продолжает работу над разработкой и обсуждением нового проекта Федерального закона о внутренней торговле. Закон коснется всех субъектов потребительского рынка. И особенно больной вопрос для торговых сетей раздел, содержащий нормы антимонопольного регулирования.
На розданные диски мы также записали последний вариант законопроекта. Рекомендуем внимательно его изучить и направить свои предложения в Минпромторг России или же представить нам для обобщения.
Кроме того, мы записали для Вас и проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О порядке присвоения высших квалификационных званий в сфере общественного питания», утверждающий высшие квалификационные звания «Мастер-повар», «Мастер-кондитер», «Мастер сервиса».
Присвоение звания должно способствовать повышению ответственности специалистов за конечные результаты своего труда и обеспечить стремление молодых специалистов к совершенствованию своих знаний, развитию творческого подхода к производству продукции и оказанию услуг общественного питания. Материальная сторона и возможность получения звания по итогам конкурсов профессионального мастерства должны способствовать повышению заинтересованности специалистов сферы общественного питания в повышении мастерства и активизации жизненной позиции в целом.
До июля 2003 года функции по определению требований к уровню подготовки кандидатов на присвоение высших квалификационных званий по профессиям в сфере общественного питания и присвоение званий были возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 406 эти функции были исключены из компетенции Минэкономразвития Российской Федерации. В последние годы эти звания стали учреждать на уровне регионов (в Томской, Пермской областях). Надеемся, что Вы поддержите эту инициативу. Если будут замечания и предложения по проекту, ждем их в ближайшее время.
Спасибо за внимание!