Выступление зав. сектором организации государственных закупок Л.М.Белобородовой
В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в Чувашской Республике приняты все необходимые нормативные правовые акты, которыми были определены:
официальное печатное издание для бесплатного опубликования информации о размещении государственного заказа Чувашской Республики - Информационный бюллетень «Государственный заказ Чувашской Республики»;
официальный сайт Чувашской Республики в сети Интернет для размещения информации о размещении государственного заказа - сайт «Государственный заказ Чувашской Республики», находящийся в сети Интернет по адресу: http://zakupki.cap.ru;
орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа Чувашской Республики, - Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики;
орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный на ведение реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения государственных заказов Чувашской Республики, - Министерство финансов Чувашской Республики;
орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный на ведение официального сайта Чувашской Республики в сети Интернет для размещения информации о размещении государственного заказа, - Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики;
орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков - Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
С 2006 года три раза вносились изменения в Федеральный закон №94-ФЗ и другие законодательные акты Российской Федерации. Соответственно вносились изменения и в действующую нормативную базу Чувашской Республики.
В настоящее время в связи с утверждением на федеральном уровне положений о ведении реестра недобросовестных поставщиков (Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 № 292) утратило силу постановление КМ ЧР от 28.08.2006 г. № 220 «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков». Сведения о недобросовестных поставщиках Чувашской Республики (по состоянию на 16 июля т.г.- два недобросовестных поставщика) письмом Минэкономразвития Чувашии от 15.07.2007 г. в соответствии с ч.6 ст.65 ФЗ № 94-ФЗ переданы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов - Федеральную антимонопольную службу России.
Также утратил силу временный порядок пользования официальными сайтами, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.10.2006 г. № 273 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10.03. 2007 г. № 147 «Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами».
В связи с принятием Федерального закона от 20.04. 2007 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики», которым исключены функции Минэкономразвития Чувашии по ведению реестра недобросовестных поставщиков.
Следует отметить, что 21 июля т.г. В.В. Путин подписал Федеральный закон N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом расширен перечень случаев, когда допускается изменение цены контракта. Квалификация участников конкурса может являться критерием оценки заявок - это позволит достичь оптимального соотношения цены и качества работ по государственному контракту. С 1 января 2008 года заказ на строительные работы должен размещаться только путем проведения аукциона. Поэтому установлено дополнительное требование к участникам - наличие опыта выполнения аналогичных работ в течение последних пяти лет. Заказ на строительство особо опасных и технически сложных объектов можно будет размещать как путем проведения аукциона, так и путем проведения конкурса. Также предусматривается создание единого сайта для размещения информации о государственных и муниципальных закупках, который начнет работу с 1 января 2010 года. Он позволит привлечь к участию в торгах более широкий круг лиц, что будет в свою очередь способствовать развитию конкуренции. Данный закон вступит в силу с 1 октября 2007 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
Во исполнение постановления Кабинета Министров от 5 декабря 2005 г. № 306 «О мерах по реализации Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на территории Чувашской Республики» распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 марта 2007 г. № 54-р утвержден сводный объем государственного заказа Чувашской Республики на 2007 год за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников финансирования, в размере 4617,8 млн. рублей.
В связи с уточнением республиканского бюджета Чувашской Республики государственным заказчикам направлены запросы для уточнения государственного заказа до 10 августа т.г., после чего Минэкономразвития Чувашии будут внесены изменения в сводный объем госзаказа республики на 2007 год.
Хотелось бы обратить внимание государственных заказчиков, что в сводный объем госзаказа не следует включать средства, полученные в виде субсидий, поскольку они имеют целевое назначение и подлежат распределению в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ.
Доля государственных закупок от расходной части республиканского бюджета Чувашской Республики на 2007 год составляет более 30 процентов.
Столь значительные объемы закупок делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной. Основным направлением решения этой задачи является организация государственных закупок на основе свободной конкуренции, которая достигается через систему торгов.
Размещением государственного заказа непосредственно занимаются 28 заказчиков и уполномоченные ими получатели бюджетных средств.
По представленным заказчиками сведениям по итогам I квартала т.г. на открытых торгах было размещено около 50 % общей стоимости заключенных контрактов и сделок, по итогам полугодия этот показатель снизился и составил 32,5 %, одновременно вырос объем по заключенным контрактам с единственным источником до 54,4 %, в том числе 20 % контрактов заключены у единственного источника по итогам несостоявшихся торгов.
Так, заказчиками, составляющим наибольшую долю в сводном объеме госзаказа на 2007 год, заключены по итогам полугодия т.г. контракты по итогам торгов (состоявшихся и несостоявшихся): Минстрой Чувашии - 98,7 % (в т.ч. 38,1 % по несостоявшимся торгам);
Минздравсоцразвития Чувашии – 37,2 % (в т.ч. 13,6 %),
Минобразования Чувашии -32,9 % (в т.ч. – 22,6 %),
Минспорта Чувашии – 80,8 % (в т.ч. – 40,3 %),
Минкультуры Чувашии – 56,9 % (в т.ч.- 0%),
МВД по Чувашии - 86,8 % (в т.ч. – 60,8%),
Госкомсвязьинформ Чувашии – 79,9 % (в т.ч.9,6%),
Минимущество Чувашии - 98,2 % (в т.ч. 82,9 %).
Следует отметить, что по отдельным заказчикам большую долю занимают заключенные контракты по результатам несостоявшихся торгов: Минимущества Чувашии -82,9 %, МВД Чувашии – 60,8 %, Минспорта Чувашии - 40,3 %.
Согласно мероприятиям, проводимым в рамках административной реформы по противодействию коррупции, предусмотрено проведение постоянного мониторинга эффективности бюджетных расходов при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Бюджетная эффективность от размещения государственного заказа Чувашской Республики на торгах и путем запроса котировок оценивается в пределах 102,5 млн. рублей или 10,4 %. По ряду государственных заказчиков бюджетная эффективность не соответствует требованиям распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 марта 2007 г. № 54-р и по итогам полугодия составила менее 5 %: Минфин Чувашии – 0 %, Служба занятости Чувашии -2,4%, ГКЧС Чувашии – 2,5%, Госветслужба Чувашии- 3,9 %, АП Чувашии - 4,8 %.
Муниципальный заказ на 2007 год составил 3619,8 млн. рублей. Муниципальными заказчиками по результатам торгов в I полугодии т.г. заключено контрактов стоимостью 1442,8 млн.рублей, что составило 52,5 % от общей стоимости заключенных контрактов и сделок путем проведения торгов. При этом у некоторых муниципальных заказчиков большую долю занимают контракты, заключенные с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся торгов: Батыревский -54,8%, г.Чебоксары – 54,7%, г.Алатырь – 57,4 %, г.Канаш – 36,5 %. Большую долю закупок без соблюдения процедуры – малыми объемами осуществляют: Аликовский район -34,8%, Янтиковский район -34,7%, Красночетайский район - -22,4 %. Более 50% размещаются заказы у единственного источника: г.Шумерля – 59,2 %, Марпосадский район – 53,4 %, Ибресинский район -53,3%, Вурнарский район – 50,9%.
Бюджетная эффективность от размещения муниципального заказа составила за полугодие 10,2 % или 110 млн.рублей, по отдельным городам и районам более 10%: г.Чебоксары-17%, Чебоксарский район – 15,7%, Урмарский район – 16%, Канашский район – 15,6%, г.Канаш – 11,5 %. По отдельным районам и городам бюджетная эффективность отсутствует: Аликовский район, Вурнарский район, Моргаушский район, Порецкий район и г.Шумерля.
В соответствии с утверждением перечня продукции, размещение заказов на поставки которой осуществляется путем проведения аукциона, распоряжением Правительства РФ от 15.05.2007 г. № 609-р в республике объявлены и состоялись первые аукционы государственными заказчиками: Минздравсоцразвития Чувашии (на поставку оргтехники), Минобразования Чувашии (на поставку столового оборудования). Бюджетная эффективность от проведенных аукционов составила соответственно: (152 тыс.руб.) 8,7 % и
(2996 т.р.)10,5%. Планируют провести аукцион Минкультуры Чувашии. Появились извещения на проведение аукционов в Ш квартале т.г.по г.Новочебоксарск, г.Чебоксары, г.Канаш. Районы неохотно идут на проведение аукционов, пользуясь при этом возможностью размещения заказов ценовыми котировками до 500 т.р. - без проведения торгов.
В рамках осуществления контроля за размещением государственного заказа, Минэкономразвития Чувашии, как уполномоченный орган, осуществляет проверку правильности размещения информации на официальном сайте и в официальном печатном издании. За полугодие выявлено более 100 нарушений действующего законодательства, соответствующие замечания в письменном виде (29 писем) либо устно доведены до заказчиков для устранения выявленных замечаний.
Сайт «Госзаказ Чувашской Республики» и бюллетень «Госзаказ ЧР» определены муниципальными заказчиками официальными для размещения информации по муниципальным заказам. Уполномоченными по контролю в сфере размещения муниципального заказа в районах и городах необходимо повысить ответственность по осуществлению контроля и осуществлять ежедневный контроль за размещаемой муниципальными заказчиками информацией для своевременного устранения нарушений законодательства.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств при размещении заказов Чувашской Республики государственным и муниципальным заказчикам необходимо:
Повысить ответственность за соблюдением требований законодательства при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд подведомственными организациями, требовать неукоснительного исполнения действующего законодательства.
В соответствии с последними изменениями в Федеральный закон № 94-ФЗ от 24 июля т.г. - Федеральный закон N 218-ФЗ в состав комиссий по размещению заказов необходимо включить специалиста, прошедшего обучение в сфере размещения заказов. Обучение можно пройти на базе Чебоксарского кооперативного института.
Размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму, превышающую 100 тыс. рублей и подлежащую уплате в течение квартала, осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, не допуская дробления на закупки малого объема.
Во избежание нарушений действующего законодательства при размещении заказов на объекты строительства необходимо осуществлять отбор заказчиков-застройщиков в соответствии с законодательством на конкурсной основе. При проведении торгов (аукционов с 1 января 2008 г.) на отбор подрядчика государственные контракты на выполнение подрядных работ следует заключать не трехсторонние, а между государственным заказчиком и подрядной организацией.
Кроме того, особое внимание заказчикам следует обратить на подрядные торги, которые необходимо проводить не на лимит года, а на весь объект строительства (реконструкции).
Одной из основных причин значительного снижения бюджетной эффективности по отдельным государственным заказчикам в I полугодии т.г. является дополнительное финансирование государственных заказчиков в связи с уточнениями республиканского бюджета Чувашской Республики и необходимость освоения выделенных средств в максимально короткие сроки. С этой целью предлагается:
- государственным заказчикам (согласно ст.20 Федерального закона № 94-ФЗ) анонсировать предлагаемое проведение конкурсов (запросов котировок, аукционов) в информационном бюллетене «Государственный заказ Чувашской Республики и на официальном сайте, исходя не только из доведенных бюджетных уведомлений, но и проектов изменений республиканского бюджета;
- активизировать предварительную работу с потенциальными исполнителями работ (услуг) в целях сокращения объемов государственных закупок, размещаемых у единственных источников.