На видеоконференции с главами муниципальных образований 1 апреля 2017 года мы рассматривали задачи, которые необходимо решить совместно с органами местного самоуправления.
Вкратце напомню о задачах по реализации дорожных карт по внедрению в республике целевых моделей по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата и рассмотрим, что сделано.
На заседании Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения инвестиционной привлекательности регионов предложен новый подход к качеству работы, а именно по внедрению целевых моделей по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата, показатели которых должны быть достигнуты к концу 2017 года:
получение разрешения на строительство и территориальное планирование;
подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям;
подключение (технологическое присоединение) к газовым сетям;
подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества;
регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;
осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации;
поддержка малого и среднего предпринимательства;
совершенствование и внедрение положений регионального инвестиционного стандарта.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации:
22 февраля 2017 года утверждены 12 дорожных карт по внедрению целевых моделей в Чувашской Республике и размещены на электронной площадке Region-ID,где в режиме реального времени дорожные карты открыты для мониторинга их реализации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно перечню поручений Президента России по итогам Государственного совета Российской Федерации до 1 июня 2017 года мы должны обеспечить достижение показателей, установленных в целевых моделях.
В своем докладе хочу отметить, над чем еще предстоит поработать совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов.
Кратко рассмотрим показатели дорожных карт:
Дорожная карта «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации»
Правительством Российской Федерации поставлена задача - вдвое снизить количество плановых и внеплановых проверок бизнеса за 5 лет.
Одним из критериев эффективности реформы контрольно-надзорной деятельности является показатель, характеризующий снижение давления на бизнес – доля проверок, приходящихся на одного предпринимателя.
В 2016 году данный показатель составил 3,2 проверки на одно юрлицо, что в 1,6 раза выше, чем в 2015 году (в 2015 году на 1 проверяемый субъект проходилось по 2 проверки).
Более одной проверки на одну организацию зафиксировано в городах Алатырь, Канаш, Чебоксары, Шумерля, Новочебоксарск. Рост проверок произошел за счет увеличения внеплановых проверок по заявлениям (обращениям) граждан жалоб в рамках жилищного контроля.
Напомню, к основным видам муниципального контроля относятся:
жилищный контроль, земельный контроль, контроль в области торговой деятельности, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, лесной контроль.
Доля внеплановых проверок в общем количестве составила 80%.
В целях выработки основных мероприятий, направленных на повышение эффективности организации регионального государственного контроля (надзора), была разработана целевая модель организации контрольно-надзорной деятельности в субъекте Российской Федерации.
Что необходимо сделать:
1) разработать порядки осуществления муниципального контроля(контроль за автомобильными дорогами, контроль в сфере торговой деятельности, земельный и жилищный контроль) и актуализировать административные регламенты по каждой контрольной функции в части получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия(используя систему межведомственного электронного взаимодействия - СМЭВ).
Наиболее худшая ситуация в Алатырском, Батыревском, Вурнарском, Цивильском, Чебоксарском районах, в которых практически отсутствуют порядки и регламенты.
В качестве образца по разработке порядков и регламентов по осуществлению муниципального контроля предлагаем опыт Ибресинского района (постановление администрации Ибресинского района ЧР от 13.08.2015 № 430 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Ибресинского района Чувашской Республики», постановление администрации Ибресинского района ЧР от 09.07.2012 № 300 «Об утверждении Административного регламента администрации Ибресинского района по исполнению муниципальной функции по контролю в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения»
2) разместить обязательные требования к проверяемым организациям на официальном сайте муниципального образования (например, требования к организации при осуществлении торговой деятельности, при размещении объектов на муниципальных земельных участках);
Протоколом Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18 августа 2016 г. № 6 утверждены Методические рекомендации по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора).
Справочная информация размещена на баннере «Реформа контрольно-надзорной деятельности в Чувашской Республике» на сайте «Административная реформа».
3) вести учет подконтрольных субъектов и историю их проверок (для этого необходимо разработать таблицу позволяющая вести учет подконтрольных субъектов и историю их проверок).
Примерная таблица также размещена на баннере «Реформа контрольно-надзорной деятельности в Чувашской Республике» на сайте «Административная реформа».
Дорожная карта «Поддержка малого и среднего предпринимательства»
Самым гибким и отзывчивым на запросы и требования потребителей является малый и средний бизнес.
По целевому индикатору дорожной карты «Наполняемость организации (объекта), образующей инфраструктуру имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» к концу 2017 года необходимо достичь – не менее 80% (на сегодня – около 50%).
Администрациям Аликовского, Батыревского, Моргаушского, Шемуршинского районов необходимо принять меры по наполняемости бизнес-инкубаторов в размере не менее чем 80%:
- регулярное размещение информации о деятельности бизнес-инкубатора, проводимых конкурсах на размещение в бизнес-инкубаторе в средствах массовой информации: печати, радио, телевидении, сети Интернет (в том числе посредством участия в тематических форумах, порталов);
- проведение семинаров как для резидентов бизнес-инкубатора, так и для других субъектов малого предпринимательства, безработных и работающих граждан, желающих открыть собственное дело (в программы обучения включить вопросы организации бухгалтерского учета, налогообложения, подбор персонала, организация электронного документооборота с банками, налоговыми органами и внебюджетными фондами по сдаче отчетности, условия и возможности участия субъектов малого предпринимательства в закупках для государственных и муниципальных нужд), проведение бизнес-тренингов;
- адресная работа с вновь созданными субъектами малого предпринимательства района по мотивации их для размещения в бизнес-инкубаторе – проведение личных бесед, встреч.
Также рекомендуем всем муниципальным образованиям провести работу по информированию субъектов малого и среднего предпринимательства о сервисах маркетинговой и информационной поддержки, предоставляемых АО «Корпорация «МСП» через портал информационных ресурсов для предпринимателей («Бизнес-навигатор МСП» https://smbn.ru).
В целях обеспечения планового значения доли уникальных субъектов МСП, обратившихся впервые в МФЦ по услугам Корпорации МСП муниципалитетам необходимо провести информирование субъектов МСП о возможности получения услуг Корпорации МСП через МФЦ (целевое значение по плану на 2017 г. – 3,5% (1602 субъекта МСП от общего числа субъектов МСП, зарегистрированных в Чувашской Республике), текущее значение - 411 уникальных субъектов МСП, обратившихся впервые в МФЦ по услугам Корпорации МСП (на сегодня 25,7 % от годового показателя).
В Бизнес-навигаторе МСП отобраны 90 наиболее распространенных видов локализованного бизнеса, по таким направлениям как общественное питание, бытовые услуги, сервисные услуги и др. Для каждого из них определен перечень типовых форматов ведения бизнеса и разработаны бизнес-планы с маркетинговыми стратегиями, инвестиционными и операционными затратами, финансово-экономическими результатами и окупаемостью инвестиций. Всего разработано около 300 примерных бизнес-планов.
Аликовский район в 1 квартале 2017 года проигнорировал работу по выполнению показателя, также не выполнили плановые показатели: г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарский район.
Просим взять на личный контроль, так как от выполнения это показателя зависит место Чувашской Республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Дорожная карта «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование»
В 2016 году срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство жилого дома (от запроса на получение градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на строительство для одного заявителя) составил 81 день.
Справочно: подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка – 30 дней; согласование проектной документации с ресурсоснабжающими организациями (получение технических условий по технологическому подключению к инженерным сетям (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение (к системам горячего и холодного водоснабжения), водоотведение, ливневые системы, теплоснабжение) – 20 дней; получение положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (по договору) – 21 день; получение разрешения на строительство – 10 дней.
Так, для успешной реализации мероприятия дорожной карты администрациям муниципальных образований необходимо сократить:
- срок предоставления муниципальных услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка - до 25 календарных дней (на сегодня - 30 дней, необходимо внести изменения в административные регламенты).
В 2016 г. фактическая продолжительность прохождения процедуры по предоставлению ГПЗУ составила: в Цивильском, Мариинско-Посадском, Урмарском районах по 20 календарных дней, в г. Новочебоксарск – 14, г.Чебоксары - 24, в г.Шумерля – 30 календарных дней.
- срок получения разрешения на строительство - до 7 рабочих дней (на сегодня - 10 дней). В 2016 г. срок предоставления разрешения на строительство составил: в Цивильском районе - 3 календарных дня, в Чебоксарском районе - 5, в гг.Чебоксары и Новочебоксарске - 8 календарных дней.
Муниципалитетам необходимо:
актуализировать административный регламент по услуге «Получение разрешения на строительство» в части сокращения сроков получения разрешения на строительство до 7 рабочих дней.
Учитывая, что на Едином портале госуслуг только для администрации г. Чебоксары обеспечен доступ к формам заявлений на получение этих услуг в электронном виде, рекомендуем г.Чебоксары усилить разъяснительную работу среди застройщиков по популяризации получения услуг в электронном виде.
При этом мы понимаем, что сегодня застройщикам удобно прийти в Администрацию и подать физически заявку на получение услуги. Для стимулирования пользования услугами в электронном виде прошу провести работу по предоставлению услуги не 7 дней, а 5 дней.
На видеоконференции 1 апреля 2017 года главам муниципальных образований было рекомендовано обеспечить создание на официальных сайтах в сети «Интернет» органов местного самоуправления отдельного раздела, посвященного вопросам градостроительной деятельности, содержащего структурированную информацию, интересующую застройщиков, о порядке и условиях получения услуг в градостроительной сфере, об органах власти, предоставляющих услуги в сфере строительства, правила землепользования и застройки, документацию по планировке территорий, на сегодня, отдельные разделы размещены на официальных сайтах Алатырского, Ядринского районов, городов Алатырь и Чебоксары.
Отсутствуют на сайтах муниципальных образований разделы, посвященные вопросам градостроительной деятельности в Козловском, Мариинско-Посадском, Шумерлинском, Чебоксарском, Шемуршинском, Яльчикском, Янтиковском районах, а также г.Новочебоксакрска.
Правила землепользования и застройки размещены лишь у г.Новочебоксарска и Ибресинского района.
Дорожная карта «Подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Задачи перед органами местного самоуправления:
- обеспечить наличие в открытом доступе на сайтах муниципальных образований схем и информации о доступной мощности по подключению к централизованной системе к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципальных образований. На сегодня, как правило их нет на сайтах, а если есть, то найти невозможно.
Схемы теплоснабжения и водоснабжения и водоотведения размещены у всех городов на официальных сайтах, кроме г.Алатырь.
Также необходимо синхронизировать документы территориального планирования и градостроительного зонирования, схемы тепло- и водоснабжения, водоотведения муниципальных образований, а также программ ресурсоснабжающих организаций и инвестиционных программ.
Дорожная карта «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и дорожная карта «Постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества»
По информации Росреестра по фактору «Уровень предоставления услуги по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав через МФЦ» (доля государственных услуг по постановке на государственный кадастровый учет, предоставленных через МФЦ) не достигнуты целевые показатели на 2017 год: г. Канашом и Канашским, Красночетайским, Моргаушским, Цивильским, Чебоксарским районами.
По фактору «Уровень предоставления услуги по государственной регистрации прав через МФЦ» (доля государственных услуг по регистрации прав, предоставленных через МФЦ) целевой модели «Государственная регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» не достигнуты целевые показатели на 2017 год:
Красночетайским, Моргаушским, Цивильским, Чебоксарским районами, г. Новочебоксарск.
Администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики необходимо проводить информирование населения о возможности обращения по услугам Росреестра в МФЦ на территории муниципального образования.
Кроме того, для достижения показателей целевых моделей необходимо:
1) своевременно (не более 2 рабочих дней) отвечать на запросы Управления Росреестра, полученные в электронном виде (сегодня - 32% отвечают в срок, остальные нарушают сроки ответов на запросы), используя систему межведомственного электронного взаимодействия. Затягивают рассмотрение документов администрации Чебоксарского, Шемуршинского, Яльчикского, Ядринского, Красноармейского районов.
2) проводить с населением разъяснительную работу о необходимости уточнения межевых планов земельных участков в целях обеспечения защиты прав собственности на недвижимое имущество;
3) сократить сроки присвоения адреса земельному участку и объекту недвижимости и внесения его в федеральную информационную адресную систему, с 16 дней до 7 дней.
Успешная реализация мероприятий дорожных карт будет способствовать созданию благоприятного делового климата на территории муниципальных образований.