В современном мире некоммерческий/негосударственный сектор (так называемый "третий сектор") рассматривается как организационная основа гражданского общества, способная влиять не только на социальную, но и на экономическую политику центральных и местных властей, а также на реальный сектор экономики. Некоммерческие организации занимаются оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека и много еще чем, в том числе они создают рабочие места, привлекают труд добровольцев, собирают и направляют дополнительные средства на решение социально значимых проблем.
На сегодняшний день в Чувашской Республике насчитывается около 1400 некоммерческих организаций, официально зарегистрированных органами юстиции России и Чувашии. Однако, данные количественные показатели не имеют ничего общего с качественными показателями деятельности этих НКО.
Существует значительное расслоение и разрозненность некоммерческих организаций, в первую очередь, по уровню квалификации сотрудников, имеющимся ресурсам и привлекаемым или зарабатываемым средствам, но самое главное, пожалуй – по числу привлекаемых добровольцев и по числу реализованных устойчивых и эффективных социальных проектов, интересных не только самим их создателям, но и населению. Скорее всего, именно поэтому большинство организаций не имеет ни широкой общественной поддержки, ни постоянных источников финансирования и испытывает трудности как с привлечением нового актива и добровольцев, так и с техническим обеспечением своей деятельности, а также с освещением своей деятельности в средствах массовой коммуникации.
Отсутствуют диалоговые площадки, обеспечивающие взаимодействие представителей НКО, всего гражданского общества и органов власти в решении важных для региона проблем.
К сожалению сегодня ни общероссийская ни региональные общественные палаты в значительной своей части так и не стали теми самыми диалоговыми площадками, куда интересно прийти человеку, озабоченному решением своей ил общественной проблемой, не стали они и проводниками идеологии и политики развития благотворительности и добровольчества.
К сожалению никто ни на региональном, ни на муниципальном уровнях не учит местный актив СО НКО пониманию концептуальных и нормативно-правовых документов, мировоззрению лидеров «третьего сектора» - т.е. пониманию места и роли СО НКО в решении социально-экономических задач на земле, а не в мире или космосе.
Вышеперечисленные проблемы приводят к разгоранию соперничества, и конфронтации между НКО, властью, вместо слаженной работы как партнеров или коллег, работающих на общие цели, что собственного и говорит о несовершенстве гражданского общества.
Все это говорит о том, что гражданское общество в Чувашской Республике находится даже не на стадии развития, а лишь на стадии формирования.
Большую надежду на изменение сложившейся ситуации возлагается на Общественную палату Чувашской Республики и весь республиканский «третий сектор»
Мировой опыт показывает, что развитие "третьего сектора" невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом Чувашской Республики от 15.09.2011 № 61 «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике», а также постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2011 № 443 «О реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике», которым утверждена республиканская целевая программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике на 2011–2020 годы». Основными формами поддержки являются:
- выделение субсидий на реализацию социально-значимых проектов;
- предоставление помещений (бесплатно или по льготным ставкам аренды);
- информационная поддержка.
Очевидным является факт, что для развития гражданского общества в Чувашской Республике необходимо развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций не только в столице Республики, но и на уровне сельского поселения.
Данный вопрос и стал одним из предметов обсуждения на прошедшей в рамках VI Чебоксарского экономического форума «Регионы России – от стабилизации к развитию» панельной дискуссии «Социально ориентированные некоммерческие организации. Деятельность, направленная на развитие социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества».
В работе панельной дискуссии приняли участие представители 24 некоммерческих организаций Чувашской Республики, соседних регионов, Москвы и Санктт-Петербурга.
Открывшая мероприятие заместитель министра экономического развития Республики Инна Антонова рассказала о мерах государственной поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и создании условий для реализации их потенциала по выполнению общественно полезных проектов и инициатив.
Ведущий научный сотрудник Совета по изучению производственных сил при Минэкономразвития России и РАН, член правления Некоммерческого партнерства «Светский клуб», главный редактор журнала «Восточный свет» и электронного издания «РусОбр» Ирина Комарова рассказала о пока еще экзотической для современной России форме самоорганизации «третьего сектора», которая помогает сегодня «вытягивать» из разряда дотационных муниципалитеты и даже целые регионы в Европе, Америке и Азии – создании креативного культурного кластера, где встречаются интересы культуры, туризма, краеведения, коммуникаций, современных инновационных и информационно-телекоммуникационных, высшей школы и науки.
Также Ирина Комарова рассказала об опыте Некоммерческого партнерства «Школьный сайт» по реализации поддержанной Минэкономразвития России и НФПК программы «Виртуальный детский сад», которая направлена на создание механизмов сокращения очередей в детских садах и может помочь профильным НКО, занимающимся вопросами поддержки материнства и детства в реальном решении проблем воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ).
Председатель правления МОО «Информация для всех», проектный менеджер Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, член рабочей группы по развитию информационного общества Общественной палаты России Алексей Демидов представил презентацию с многочисленными ссылками, в том числе и по вопросам создания механизмов бюджетирования СО НКО – фондов целевого капитала, местных сообществ и пр. Но основной упор своего выступления выступающий сделал на необходимости взаимодействия «третьего сектора» республики с библиотеками и вузами региона. В частности он представил реализуемый НИУ ИТМО проект «Онлайн-Университет третьего возраста», а также реализуемые при поддержки фондов «Новая Евразия» и «Ладога», а также Благотворительного общества «Невский ангел» и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга проекты и программы по организации участия студенчества в разработке и реализации социальных проектов и программ в интересах территорий.
Директор Некоммерческого партнерства «Технопарк «Интеграл» Сергей Федоров познакомил собравшихся с опытом своей организации по взаимодействию институтов гражданского общества и бизнеса при реализации социально значимых проектов.
Директор Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Республиканский центр социально-психологической помощи населению «Зеркало» (г. Казань) Нина Исланова Николаевна подробно остановилась на организации работы по привлечению бюджетных средств к финансированию социальных программ, реализуемых СО НКО в Татарстане.
Председатель Правления Благотворительного Православного Фонда «Рождество» Зинаида Паршагина поделилась опытом проведения социальных проектов в культурно-образовательной и духовно-нравственной сфере. По мнению ряда специалистов данные проекты можно считать одними из лучших практик в социальной сфере региона.
В ходе дискуссии гости из Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана передали организаторам мероприятия информационные ресурсы. В частности Национальная библиотека получила в дар созданную Благотворительной организацией «Невский ангел» по заказу Минэкономразвития России библиотечку координатора добровольцев.
По результатам панельной дискуссии с инициативой о создании на базе Национальной библиотеки центра информационно-ресурсной поддержки СО НКО выступили Некоммерческое партнерство «Технопарк «Интеграл» и Национальная библиотека, имеющая признанный на национальном уровне опыт по созданию центров доступа к правовой и деловой информации.
Мероприятия центра информационно-ресурсной поддержки СО НКО планируется реализовывать с привлечением ресурсов других активных общественных объединений Республики, самой Национальной библиотеки, ведущих производителей национальных информационно-правовых систем – Гаранта, КоснультантаПлюс и ФСО России. Деятельность создаваемого Ресурсного центра должна быть направлена на решение следующих задач:
- профессиональный рост сотрудников СО НКО;
- содействие развитию системы взаимодействия СО НКО между собой;
- информационная и консультационная поддержка НКО и общественных инициатив;
- создание условий для образования новых НКО;
- приобщение населения к реализации своих прав и интересов через социально ориентированные НКО;
- развитие добровольчества, как через вовлечение студенчества и молодежи, а также и представителей «третьего возраста» в реализацию социальных проектов и программ;
- выявление, фиксация и тиражирование лучших практик социального проектирования СО НКО;
- создание и распространение информационных ресурсов о деятельности «третьего сектора» республики, образцов социальной рекламы, PR-поддержке СО НКО и опыта по сотрудничеству со средствами массовой коммуникации.
В то же время сегодня обсуждается вопрос о целесообразности создания рядом с центром информационно-ресурсной поддержки и юридической клиники, одним из направлений которой может стать работа по правовому консультированию представителей региональных и местных НКО по вопросам исполнения законодательства о благотворительности и добровольчестве. Об этом уже сегодня необходимо договариваться и с юридическими факультетами работающих в Республике вузов, тем более, что по существующим правилам в области развития юридического образования юридические клиники просто должны быть, без чего образовательный процесс в области права просто невозможен.