Реализация целевых программ в 2005 году была направлена в основном на развитие социальной, коммунальной инфраструктуры, производственного и агропромышленного комплекса, поддержку муниципальных образований.
В 2005 году Кабинетом Министров Чувашской Республики велась действенная работа по оптимизации бюджетного процесса в части перехода преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и ожидаемыми результатами их использования.
Проведенная работа позволила более эффективно организовать процесс формирования и реализации целевых программ и их инвестиционной части через федеральную и республиканскую адресные инвестиционные программы, являющихся основными действующими программно-целевыми инструментами реализации приоритетных направлений развития экономики Чувашской Республики.
Фактически в 2005 году начал реализовываться принцип выделения средств на реализацию целевых программ, республиканской адресной инвестиционной программы в зависимости от реально получаемых результатов. В рамках этой работы новые программы принимались с включением в них целевых индикаторов и показателей, позволяющих анализировать ход реализации целевых программ по годам и оценивать ожидаемую эффективность.
Всего в 2005 году реализовывались 58 республиканских программ и 26 подпрограмм. Общий объем их финансирования за счет республиканского бюджета без учета объемов финансирования объектов, входящих в несколько целевых программ (РЦП «Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года»), составил 3735,0 млн. рублей (137,3 % к уровню 2004 года). Удельный вес затрат на РЦП в общих расходах республиканского бюджета в 2005 году составил 29,7 %, в 2004 году этот показатель составлял 27,3 %.
В целом за счет всех источников в 2005 году финансирование РЦП составило 19346,07 млн. рублей и увеличилось по сравнению с 2004 годом на сумму 7600,74 млн. рублей, или на 64,7%.
В отчетном году за счет средств федерального бюджета на финансирование РЦП привлечено 1599,64 млн. рублей (152,5 %), местных 746,56 млн. рублей (149,8 %) и внебюджетных источников 13264,87 млн. рублей (177,4 %).
Однако при этом ряд государственных заказчиков не обеспечили привлечение заявленного ими при утверждении программ объемов софинансирования, поставив под угрозу срыва решение ряда задач, определенных Кабинетом Министром Чувашской Республики. К ним относятся Минздравсоцразвития Чувашии (Республиканская программа содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы –90,5 %, РЦП «Старшее поколение» на 2005-2007 годы – 67,0 %), Минприроды Чувашии (РЦП «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы» - 80,2 %, РЦП Минерально-сырьевые ресурсы Чувашской Республики на 2003-2005 годы» - 34,7 %, РЦП «Леса Чувашии» на 2003-2010 годы – 15,06 %, РЦП «Создание системы и проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики на 2005-2010 годы» - 32,7 %), Минобразования Чувашии (Республиканская программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на 2003-2005 годы – 74,18 %, Республиканская программа по реализации Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» на 2003-2007 г.г. и на период до 2012 года – 90,8 %), ГКЧС Чувашии (РЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2000-2005 годы» - 51,9 %), Минэкономразвития Чувашии (Республиканская программа сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года – 66,4 %), Минсельхоз Чувашии (РЦП «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2004-2010 годы» - 77,2 %, программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса на 2003-2005 годы» - 0%), Минпромэнерго Чувашии (Республиканская программа развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы – 41,1 %), Минспорт Чувашии (РЦП «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2005-2010 годы» - 21,4 %), Минстрой Чувашии (РЦП «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики» на 2003-2010 годы – 60,94 %, РЦП «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики в 2001-2003 годах и на период до 2005 года» – 50,18 %, Республиканская программа строительства автомобильных дорог, соединяющих сельские населенные пункты с автомобильными дорогами общего пользования Чувашской Республики, на 2003-2010 годы с прогнозом до 2015 года – 51,3 %) и ряд других.
В то же время по части программ обеспечено увеличение объемов привлекаемых средств (например, Минздравсоцразвития Чувашии по программам «Социальная поддержка инвалидов Чувашской Республики» на 2002-2005 годы – в 2,7 раза больше, «Семья» - в 1,7 раза, «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2005-2009 годы» - в 2 раза, Минобразования Чувашии по программам «Молодежь Чувашской Республики: 2003-2005 г.г.» - на 143,9 %, «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2010 годы» - в 2,5 раза, Минэкономразвития Чувашии – по подпрограмме «Проведение эксперимента по внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти Чувашской Республики (2003-2005 годы) – в 6,7 раза, Республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2005-2010 годы – в 2 раза, Республиканской программе сохранения, развития и возрождения народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике на 2003-2005 г.г. – в 1,3 раза, РЦП «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2010 годы» - в 3,3 раза, Программе развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы – в 16 раз, Минспорт Чувашии по Республиканской комплексной программе развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы – на 112,6 %, Минстрой Чувашии по Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2005-2010 годы – на 140,9 % и программе ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике на 2002-2010 годы – в 14,4 раз). Ряд государственных заказчиков не привлекли к реализации программных мероприятий внебюджетные источники, хотя в утвержденных Кабинетом Министром Чувашской Республики программах эти средства были предусмотрены (Минобразования Чувашии – республиканская программа «Формирование установок толерантного сознания в Чувашской Республике (2002-2005 годы)», Минприроды Чувашии – РЦП « Создание системы и проведение работ по мониторингу земель Чувашской Республики на 2005-2010 годы», Минстрой Чувашии – РЦП «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской республики в 2001-2003 годах и на период до 2005 года», МВД Чувашии – республиканская комплексная программа по усилению борьбы с преступностью на 2004-2006 годы»).
Одним из важнейших направлений повышения эффективности РЦП является организация госзаказчиками мониторинга программ, обеспечивающего, в том числе контроль за ходом их реализации, анализ увязки расходов республиканского бюджета на реализацию программ с реально выполненными работами.
Решение поставленных задач по совершенствованию работы с РЦП требует от всех участников и в первую очередь от государственных заказчиков существенного повышения ответственности за качество работы.
Проведенная в ходе подготовки данной информации с госзаказчиками работа и анализ их отчетов за 2005 год о ходе реализации РЦП показали, что в этой сфере существуют значительные недостатки.
Так, по подавляющему количеству программ госзаказчики отчитываются о ходе их выполнения перед Кабинетом Министров Чувашской Республики к 1 апреля после отчетного года.
Однако по инициированному Минэкономразвития Чувашии запросу от 5.04.06 г. о представлении к 14.04.06 г., направленных ими в Кабинет Министров Чувашской Республики отчетов, госзаказчики с трудом обеспечили их представление в министерство только к 17 мая т.г., т.е. на это ушло почти 1,5 месяца.
Все это связано с тем, что в министерствах не определены кураторы и ответственные за мониторингом хода реализации программ, что вызывает затруднение даже по подготовке ими обобщенного отчета об их выполнении. С учетом того, что представленные в Минэкономразвития Чувашии отчеты по финансированию мероприятий программ некоторыми госзаказчиками неоднократно корректировались, вызывает сомнение и их достоверность.
В ходе данной работы выяснились и факты отказа или незнания госзаказчиками своих программ, что свидетельствует о недостаточной работе государственных заказчиков и координаторов программ по обеспечению их выполнения.
Необходимо отметить, что исполнители зачастую не владеют информацией о перечне РЦП и объемах их финансирования, утвержденных Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год».
При формировании перечня РЦП на 2005 год некоторые госзаказчики не предложили к финансированию ряд принятых программ и подпрограмм за счет доведенных им Минфином Чувашии общих лимитов на ассигнования, а в течение года осуществляли финансирование таких программ без внесения дополнений в утвержденный законом перечень.
Так, по отчетным данным в 2005 году за счет республиканского бюджета госзаказчиками финансировались 50 целевых программ и 25 подпрограмм, при утвержденных указанным законом 42 программ и 16 подпрограмм.
В целях придания работе по мониторингу реализации РЦП упорядоченного характера и контроля считаем целесообразным Госзаказчикам РЦП и подпрограмм:
- обеспечить усиление работы по мониторингу программ, в том числе хода достижения их целевых индикаторов и показателей, проводить экспертные проверки хода реализации программ и их результатов;
- усилить внимание к проблемам финансирования программ, особенно за счет средств федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников. Тем самым обеспечить выполнение задач, определенных Кабинетом Министров Чувашской Республики. Для выполнения указанных работ определить в своих структурах ответственных за их проведение и подготовку обобщенного отчета в установленные сроки;
- рассмотреть возможность корректировки действующих РЦП по определению целевых индикаторов и показателей, позволяющих анализировать ход их реализации по годам, уточнению состава мероприятий, объемов и источников финансирования, оценке ожидаемой эффективности и результативности;
- до поступления проектов РЦП на согласование в Минэкономразвития Чувашии и Минфин Чувашии они должны быть согласованы не только с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, но желательно и с муниципальными районами и городскими округами и частными инвесторами, которые будут принимать участие в реализации мероприятий РЦП;
- при подготовке новых РЦП ориентироваться не на гипотетические объемы финансирования, а на реальные возможности бюджетов всех уровней и частных инвесторов;
- одним из основных показателей результативности реализации РЦП должен быть ввод в эксплуатацию мощностей и объектов в сроки, установленные программой;
- при изыскании за счет республиканского бюджета средств на финансирование не утвержденных Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год» программ и подпрограмм обеспечить внесение соответствующих изменений в указанный закон по перечню РЦП;
- Минфину Чувашии присваивать целевым программам, включенных к финансированию в очередном финансовом году код бюджетной классификации.