Потребление табака, в том числе в виде табачных изделий, является существенной угрозой для здоровья граждан Российской Федерации. С потреблением табака и воздействием табачного дыма связан ряд социальных, экономических и экологических последствий, а ущерб здоровью от потребления табака ложится тяжелым бременем на общество и государство. В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 350 тысяч до 500 тысяч граждан. Около 80 процентов населения Российской Федерации подвергается ежедневному пассивному курению табака. Вещества, содержащиеся в табачном дыме, обладают токсичными, мутагенными и канцерогенными свойствами.
Государственная политика противодействия потреблению табака осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №1563-р. Целью Концепции является создание условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма путем реализации мер, направленных на снижение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека.
Под потреблением табака понимается курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий (п. 4 части 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). В связи с этим под действие Закона N 15-ФЗ подпадают следующие табачные изделия и курительные устройства (см. таблицу 1): папиросы, сигареты, электронные сигареты, сигариллы, сигары, насвай, снюс, снафф, махорка, жевательный и нюхательный табак, бездымный табак, кальян, курительная трубка, мундштук.
Запрет на курение в общепите. Одной из мер предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения его потребления, поименованных в ст. 11 Федерального закона N 15-ФЗ, является установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 12, ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 15-ФЗ с 01.06.2014 запрещается курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, нестационарных торговых объектах.
Чтобы обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, необходимо разместить соответствующий знак, требования к которому, а также порядок его размещения установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ). Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях (ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ).
Вопрос: Я хочу открыть кальянную. Там будут подаваться только кальяны и напитки. Возможно ли это сделать с учетом нового закона о вреде курения?
Ответ:
Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", вступившей в силу с 1 июня 2014 г., для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.
Казалось бы, если у вас в кальянной не будет еды, то не будет и услуг общественного питания. Однако наше законодательство не так просто в этом плане.
Согласно п. 4.1 ГОСТ Р 50764-2009 услуги общественного питания подразделяют на:
- услуги питания;
- услуги по изготовлению продукции общественного питания;
- услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию;
- услуги по реализации продукции общественного питания и покупных товаров;
- услуги по организации досуга, в том числе развлекательные;
- информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
- прочие услуги общественного питания.
Услуги по организации досуга, в том числе развлекательные, включают в себя и услуги для организации процесса курения (кальяны, сигары, сигареты, спички, зажигалки, пепельницы) (п. 4.6 ГОСТ Р 50764-2009).
Таким образом, даже если у Вас не будет ни еды, ни напитков, Ваша деятельность все равно будет подпадать под определение "Услуги общественного питания". Таким образом, легально открыть кальянную сейчас нельзя.
С 1 июня 2013 года начали действовать основные положения Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ), направленного на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака. Закон запрещает курение во многих общественных местах, на рабочих местах и в рабочих зонах, за его нарушение предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Мы поговорим о том, какие меры ответственности могут быть применены к работодателям и работникам.
Что меняется в связи с реализацией Закона N 15-ФЗ
Законом N 15-ФЗ введены следующие основные изменения:
расширение перечня территорий, помещений и объектов, где курение запрещено;
изменение правил продажи табачной продукции;
запрещение рекламы и продвижения табачных изделий и процесса потребления табака, спонсорства табака, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности;
введение ценовых и налоговых мер в целях сокращения спроса на табачные изделия;
введение государственного контроля за табачными компаниями в целях предотвращения незаконной торговли.
Все изменения вступают в силу в несколько этапов - 1 июня 2013 года, 1 января 2014 года, 1 июня 2014 года, 1 января 2017 года.
Таблица 1
Административное правонарушение
|
Норма КоАП РФ
|
Размер штрафа
|
За нарушение установленного запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (кроме детских площадок)
|
Часть 1 ст. 6.24
|
Для граждан:
500-1500 руб.
|
За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения
|
Часть 1 ст. 6.25
|
Для должностных лиц:
10 000-20 000 руб.
Для юридических лиц:
30 000-60 000 руб.
|
За несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака
|
Часть 2 ст. 6.25
|
Для должностных лиц:
20 000-30 000 руб.
Для юридических лиц:
50 000-80 000 руб.
|
За неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности
|
Часть 3 ст. 6.25
|
Для индивидуальных предпринимателей:
30 000-40 000 руб.
Для юридических лиц:
60 000-90 000 руб.
|
За спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ)
|
Часть 1 ст. 14.3.1
|
Для граждан:
2000-3000 руб.
Для должностных лиц:
5000-15 000 руб.
Для юридических лиц:
80 000-150 000 руб.
|
За нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей
|
Часть 4 ст. 14.3.1
|
Для граждан:
3000-4000 руб.
Для должностных лиц:
10 000-25 000 руб.
Для юридических лиц:
150 000-600 000 руб.
|
За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями
|
Часть 1 ст. 14.53
|
Для граждан:
2000-3000 руб.
Для должностных лиц:
5000-10 000 руб.
Для юридических лиц:
30 000-50 000 руб.
|
За оптовую или розничную продажу насвая (вид некурительного табачного изделия, традиционный для Центральной Азии, в виде маленьких "шариков", "палочек", пластичной массы или порошка грязно-зеленого цвета)
|
Часть 2 ст. 14.53
|
Для граждан:
2000-4000 руб.
Для должностных лиц:
7000-12 000 руб.
Для юридических лиц:
40 000-60 000 руб.
|
За продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий
|
Часть 3 ст. 14.53
|
Для граждан:
3000-5000 руб.
Для должностных лиц:
30 000-50 000 руб.
Для юридических лиц:
100 000-150 000 руб.
|
Увеличение количества мест, где запрещено курение табака
Запрет на курение в определенных местах - одно из требований Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее - РКБТ ВОЗ), принятой 56-й сессией ВОЗ в Женеве 21 мая 2003 года.
Законом N 15-ФЗ введен обширный список мест, где курение запрещено. Так, уже с 1 июня 2013 года нельзя курить не только в школах, вузах, на спортивных и культурных объектах, в больницах, поликлиниках, санаториях, но и на их территориях, а также в самолетах, в городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы, в аэропорты, морские и речные порты, на станции метро, в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти и в муниципалитетах, на АЗС, на рабочих местах и в рабочих зонах помещений, в лифтах и подъездах, на детских площадках и пляжах (пп. 1, 2, 4, 7-11 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
Закон N 15-ФЗ предусматривает также возможность оборудования специальных зон для курения во дворе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, но для этого курильщикам придется собрать подписи всех собственников жилья (п. 2 части 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
А начиная с 1 июня 2014 года полностью будет запрещено курение в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на платформах электричек, в гостиницах, кафе, барах, ресторанах, ночных клубах, в помещениях рынков и т.д. (пп. 3, 5, 6, 12 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).
Изменение правил продажи
Существенно меняются правила розничной продажи табачной продукции. По общему правилу, с 1 июня 2014 года такая продажа будет осуществляться только в магазинах и павильонах. Магазин должен представлять собой здание (или его часть), которое обеспечено специальными помещениями (торговыми, подсобными, административно-бытовыми, для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже). Павильон должен быть строением, имеющим торговый зал и рассчитанным на одно рабочее место или несколько рабочих мест (часть 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). Соответственно, иные торговые точки, не имеющие торгового зала (например, ларьки, палатки, киоски, прилавочные магазины), где всегда продавалась основная масса сигарет, не смогут больше ими торговать.
Такая продажа будет осуществляться без открытой выкладки (в т.ч. на витрины, пластиковые боксы, установленные рядом с кассой или подвешенных над ней), за исключением случаев демонстрации товара, необходимой для получения покупателем обязательной информации в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей (части 4, 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). В общем случае покупатель сможет выбирать такой товар только в специальных точках в пределах магазинов и павильонов, а о том, какие сигареты есть в наличии, покупатели смогут узнать только по специальному прейскуранту. Продавец будет обязан предоставить перечень табачной продукции. Установлены требования к его содержанию: все названия должны быть отпечатаны одним шрифтом; необходимо использовать буквы черного цвета; наименования должны перечисляться в алфавитном порядке с указанием цены; не допускается использовать графические изображения и картинки (часть 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
Запрещена оптовая и розничная торговля насваем (часть 8 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
Запрещена торговля табачными изделиями дистанционным способом (в т.ч. через Интернет), а также торговля с использованием автоматов (часть 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
Запрещение рекламы и продвижения табачных изделий и процесса потребления табака, спонсорства табака
С 1 июня 2013 года для табачных компаний полностью запрещена любая реклама табачных изделий, спонсорство табака при проведении различных массовых мероприятий, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности (часть 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Их товары нельзя будет раздавать бесплатно или продавать со скидкой. Сигаретными брендами нельзя будет маркировать другую продукцию (например, зажигалки и другие курительные принадлежности). Производителям сигарет теперь запрещено проведение массовых мероприятий, направленных на рост потребления сигарет (например, промоакций) (пп. а, б, в, ж части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Из продажи должны исчезнуть товары, даже внешне напоминающие табачные изделия, например, популярные у детей жвачки в виде сигарет (п. г части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).
Демонстрировать табачные изделия и курить их нельзя героям фильмов, спектаклей, телепередач и программ, снятых после вступления в силу Закона N 15-ФЗ. Исключение сделано только для случаев, когда режиссер сможет доказать, что такая демонстрация - неотъемлемая часть художественного замысла, а также для социальной рекламы о вреде курения (подп. д п. 1 части 1 ст. 16, части 2, 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Если же демонстрация сигарет и курения происходит в уже снятых фильмах, телепередачах и программах, их показ должен сопровождаться социальной рекламой о вреде курения, идущей перед началом и во время демонстрации таких произведений (часть 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).
Принятие ценовых и налоговых мер
С 1 января 2014 года увеличены акцизы на табачную продукцию, а также установлены минимальные розничные цены на уровне 75% от максимальных розничных цен, определяемых в соответствии с НК РФ. Соответственно, реализация табачной продукции по цене ниже минимальных и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, будет запрещена (части 1, 3, 5 ст. 13 Закона N 15-ФЗ). В результате стоимость пачки сигарет возрастет.
Напомним, что до принятия Закона N 15-ФЗ для сигарет существовала только максимальная розничная цена, которая определяется в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.
Введение госконтроля за табачными компаниями
В целях предотвращения незаконной торговли табаком с 1 января 2017 года предусматривается обеспечение учета производства табачных изделий, их ввоза и вывоза из РФ, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий по типу Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), предназначенной для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 части 1 ст. 18 Закона N 15-ФЗ). Правила учета будут установлены Правительством РФ.
Перечисленные в Законе N 15-ФЗ меры по борьбе с курением не являются исчерпывающими. Органам власти субъектов РФ предоставлено право принимать дополнительные меры, направленные на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п. 6 ст. 6 Закона N 15-ФЗ), т.е. региональные органы власти могут устанавливать по своему усмотрению еще более жесткие меры ограничения мест и условий продаж, а также мест, где запрещено курение.
Меры стимулирующего характера по борьбе с табаком
С 1 июня 2013 года работодатели вправе с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками (п. 3 части 1 ст. 10 Закона N 15-ФЗ). Такие меры работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом норм Трудового кодекса РФ и Закона N 15-ФЗ, а ввести их лучше локальным нормативным актом (положением об оплате труда и премировании, положением о трудовой дисциплине, правилами внутреннего трудового распорядка и др.). В этом случае нельзя впадать в крайности.
Запрет на курение на рабочих местах и в рабочих зонах
С 1 июня 2013 года установлен запрет не только на курение на рабочих местах, но и в рабочих зонах, организованных в помещениях (п. 9 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ) (см. таблицу 2). Поскольку речь идет о запрете курения в закрытых помещениях и зонах, получается, что курить, например, на своем рабочем месте или в рабочей зоне на открытой строительной площадке работник вправе.
Административная ответственность организаций и должностных лиц
Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 274-ФЗ) в КоАП РФ внесены изменения, направленные на ужесточение борьбы с потреблением табака.
В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введены новые статьи 6.23, 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53, предусматривающие штрафы для граждан, должностных и юридических лиц за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака, за курение табака на запрещенных отдельных территориях, в помещениях и объектах, за спонсорство, стимулирование продаж и рекламу табака, за нарушение ограничений и запретов при продаже табачных изделий (см. таблицу 1).
Как видно из таблицы 1, непосредственно работодателей касаются нормы ст. 6.25 КоАП РФ. Так, по указанной статье к административной ответственности могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм Закона N 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею (им) не были приняты все зависящие от нее (него) меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Это следует из норм части 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них не взыскивается (п. 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (части 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
Неуплата административного штрафа по ст. 6.25 КоАП РФ в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Датой совершения административного правонарушения по части 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.