В рамках реализации решений, принятых на заседании оперативного штаба в январе т.г., проведена определенная работа, направленная на сдерживание роста цен на продовольственные товары.
Совместно с Прокуратурой Чувашской Республики проведены проверки формирования цен в 34 объектах розничной торговли и 3 товаропроизводителей.
В адрес Чувашского УФАС России направлены аналитический обзор о ценовой ситуации на молочном рынке и обращения о проверке обоснованности значительного роста цен на овощную продукцию, мороженую рыбу и говядину в отдельных предприятиях торговли.
В целях создания дополнительной конкуренции:
в более чем 60 объектах торговли организована торговля разливным молоком;
через казенное учреждение Чувашской Республики организована поставка овощной продукции по ценам ниже рыночных в 45 объектов торговли г.Чебоксары. Средний объем поставок составляет более 3 тн в день, а также для этого закуплено 53 тонны капусты у сельхозтоваропроизводителей республики;
в большинстве муниципальных районов и городских округов организованы еженедельные ярмарки выходного дня «Покупай дешевле».
Серьезное внимание уделено разъяснительной работе среди руководителей торговых сетей и оптовых предприятий о недопущении необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары, повышению доли продажи товаров местных товаропроизводителей.
Все эти меры позволили Чувашской Республике сохранить хорошие позиции среди регионов ПФО на ряд продовольственных товаров.
На 16 марта т.г. отмечен низкий уровень цен на свинину (кроме бескостного мяса) – 1 место среди регионов ПФО и России (ранжирование проведено по мере возрастания показателя от меньшего к большему), хлеб из ржаной муки – 2 место среди регионов ПФО и 8 место среди регионов России, хлеб и булочные изделия – соответственно 2 и 12 места, сыры сычужные – 2 и 15 места, муку пшеничную – 3 и 12 места, капусту белокочанную свежую – 3 и 16 места, говядину (кроме бескостного мяса) – 3 и 27 места, макаронные изделия – 4 и 11 места, сахар-песок – 4 и 18 места, куры охлажденные и мороженые – 5 и 12 места, сметану – 5 и 16 места, масло подсолнечное – 5 и 17 места, яблоки – 5 и 23 места и другие.
Следует отметить, в рейтинге регионов Российской Федерации по ценовой ситуации на социально значимые продовольственные товары за февраль т.г. по отношению к январю т.г., проведенного Минэкономразвития России, Чувашская Республика находится на 63 месте (ранжирование проведено от большего к меньшему), что свидетельствует о невысоких темпах роста потребительских цен в феврале по отношению к январю т.г. на социально значимые продукты питания по сравнению с другими регионами России.
Меры также позволили снизить темпы роста потребительских цен на продовольственные товары с 6,9% (в январе т.г. по сравнению с предыдущим месяцем) до 2,3% (в феврале т.г. к предыдущему месяцу).
При этом в феврале т.г. по сравнению с январем т.г. снижение темпов роста цен в Чувашской Республике превысило в 2 раза (на 4,6 процентных пункта), чем в среднем по России (снижение на 2,4 п.п.) и в среднем по Приволжскому федеральному округу (на 2,3 п.п.).
Индекс потребительских цен на продовольственные товары по Чувашской Республике если в январе превышал показатель по России на 1,2 п.п., то в феврале сложился ниже на 1,0 п.п.
По индексу потребительских цен на товары и услуги (101,7%) в феврале т.г. по отношению к январю т.г. Чувашская Республика среди регионов ПФО занимала 3 место, на продовольственные (102,3%) и непродовольственные товары (101,6%) – 2 место.
Темпы роста потребительских цен в Чувашской Республике в феврале т.г. к декабрю 2014 г. сложились ниже, чем в среднем по России и ПФО на:
рис шлифованный (по ЧР рост цен на 17,8%, РФ – 21,0%, ПФО – 22,4%);
сметану (ЧР – 2,8%, РФ – 5,1%, ПФО – 4,8%);
масло сливочное (ЧР – 3,6%, РФ – 7,0%, ПФО – 4,8%);
хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов (ЧР –3,7%, РФ – 5,9%, ПФО –5,1%);
колбасы полукопченые (ЧР – 4,9%, РФ – 5,6%, ПФО – 5,8%);
яйца куриные (ЧР – 5,8%, РФ – 7,3%, ПФО – 6,1%);
томаты свежие (ЧР – 8,9%, РФ – 31,9%, ПФО – 29,2%);
масло подсолнечное (ЧР – 10,8%, РФ и ПФО -13,7%);
чай черный байховый (ЧР- 12,3%, РФ – 15,7%, ПФО – 17,1%);
сахар-песок (ЧР – 16,1%, РФ – 20,5%, ПФО – 19,2%).
Отмечено снижение цены на:
свинину на 7,7% (по РФ рост на 0,8%, ПФО снижение на 0,6%);
молоко питьевое пастеризованное на 0,1% (по РФ рост на 4,6%, ПФО – на 4,3%);
крупу гречневую-ядрицу на 3,1% (по РФ рост на 4,6%, ПФО – на 0,7%).
В 2015 году по данным мониторинга по 40 наименованиям продовольственных товаров:
снизились цены на крупу гречневую (на 5,2%), воду питьевую (на 8,9%);
цены оставались относительно стабильными на сахар-песок (+3,7%), соль поваренную (+4,2%), свинину (+1,5%), мясо кур (+1,0%), молоко питьевое (+0,9%), рыбные консервы (+4,9%).
Наибольший рост средних цен зафиксирован на товары зависящие от импорта:
Виноград свежий – на 72,9%. Рынок винограда является импортозависимым, на рост цен влияет изменение курса валюты и сезонность.
Огурцы свежие – на 69,6%.Рост цен на огурцы связан с сезонным фактором.
Бананы – на 55,8%. Рынок является импортозависимым, на рост цен влияет изменение курса валюты и сезонный фактор.
Для марта 2015 года характерно незначительное повышение цен на макаронные изделия (+1,4%), колбасы варено-копченые (+2,8%), рыбу копченую (+5,0%), творог (+3,2%), кефир (+ 2,9%), картофель (+2,4%), огурцы (+6,7%), бананы (+6,6%), апельсины (+2,5%), масло подсолнечное на 1,3%.
На остальные виды товаров цены оставались относительно стабильными или незначительно снизились (по 19 позициям).
Четыре федеральные сети, которые осуществляют деятельность на территории Чувашии, заявили о поддержании инициативы Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) о замораживании цен на социально значимые товары сроком на 2 месяца. Мы запросили у этих сетей перечень товаров.
Рекомендуем федеральным сетям пересмотреть перечень товаров и включить в него социально значимые товары с ценами, которые не превышают средние цены по Чувашской Республике.
Поэтому именно этим сетям хотелось бы рекомендовать уделить особое внимание формированию цен и проведению акций по снижению цен, требовать у поставщиков чёткого обоснования повышения цен. А также рекомендовать местным торговым сетям более активнее работать по стимулированию продаж.
Для обеспечения сохранения тенденции снижения индексов потребительских цен реализация мероприятий по сдерживанию роста цен будет продолжена.