Кратко о показателях развития потребительского рынка в 2014 году.
Темпы развития не такие высокие как в прошлом году, они замедлились. Сказывается снижение темпов роста всех отраслей экономики.
Общий оборот розничной торговли в 1 квартале 2014 г. составил 28,9 млрд. рублей или 102,6% к соответствующему периоду прошлого года. В основном за счет деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка) (94,9 %,(в 1 кв. 2013 г. - 89,6%).
В структуре общего оборота розничной торговли доля продовольственных товаров увеличилась и составила 48,8%, непродовольственных товаров – 51,2% (в 1 квартале 2013 г. было 47,8% и 52,2% соответственно).
В I квартале 2014 г. за счет нового строительства и реконструкции введено более 50 объектов потребительского рынка, объем инвестиций составил более 30,0 млн. рублей.
Обеспеченность площадью торговых объектов на 1000 жителей по состоянию на 1 января 2013 г. составила 530 кв.м., что больше утвержденного норматива на 20,2% (441 кв. м. на 1000 жителей). Превышение почти во всех муниципальных районах и городских округах республики, ниже норматива только в Канашском районе.
Оборот общественного питания составил 1,9 млрд. руб. или 103,3% к соответствующему периоду 2013 года, объем платных услуг – 9,9 млрд. руб. или 100,5%.
Что касается взаимодействия товаропроизводителей Чувашской Республики с федеральными торговыми сетями. Удельный вес сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли уже составляет более 40,0% и постоянно эта доля увеличивается. В связи с этим по-прежнему для нас актуальным является тесное взаимодействие местных товаропроизводителей с федеральными сетями.
В прошлый раз по данному вопросу мы встречались 4 марта т.г. во время проведения закупочной сессии X5 Retail Group. Кроме того, с представителями федеральных сетей неоднократно встречались в рабочем порядке.
Регулярно министерство проводило мониторинг хода переговоров производителей с торговыми сетями. Мониторинг на последней неделе показал, что с ЗАО «Тандер» сотрудничают 24 организации, из них с 15 организациями договора были заключены еще до 2014 года, с 9 организациями - в течение 2014 года:
яйца производства ООО «Моргаушская птицефабрика»,
молочнокислая продукция ОАО «Ядринмолоко»,
кондитерские изделия ООО КФ «Сластена» в гипермаркеты «Магнит»;
хлебобулочные изделия Чебоксарского хлебозавода №2;
мороженного ОАО «Маслосырбаза «Чувашская»;
колбасные изделия ООО «Шуба»;
кондитерские изделия ООО «ЧМК «Вавилон»;
майонезы ОАО «Шумерлинский хлебозавод»;
расширен ассортимент водочной продукции производства ЛВЗ «Чебоксарский».
На стадии рассмотрения предложения еще 3-х организаций: ООО «Козловский молокозавод» (Магнит не устраивают цены), ООО «Вурнарский завод СОМ» (затягиваются сроки рассмотрения), ООО «Агрофирма Юрма» (недостаточный объем производимой продукции).
К сожалению, не достигнута договоренность с 4 коллективными фермерскими хозяйствами по поставкам овощей в связи с недостаточным объемом производства и с ОАО «АККонд-агро» в связи с нехваткой сырья.
Не могут договориться с сетью «Магнит» ОАО «Букет Чувашии», ООО «Вурнарский мясокомбинат», не договорились по цене ООО «Кооператор», ООО «Ядринский мясокомбинат».
Надо отметить, что по некоторым позициям введен пока что узкий ассортимент, но со временем при наличии спроса возможно ввод более широкого ассортимента.
Еще одни вопрос, касающееся деятельности магазинов «Магнит» - цены. Глава выезжал в п. Лапсары,и в ходе встречи с жителями поступила жалоба, что цены в магазине «Магнит» в п.Лапсары» выше, чем в обычном магазине «Магнит» в г.Чебоксары.
Мониторинг показал, что действительно из 44 позиций по 32 (73%) – установлено превышение цен в магазине «Магнит» в п.Лапсары, по 12 позициям (27%)– незначительное превышение. Хотелось бы, чтобы ценовая политика, проводимая торговыми сетями, не вызывала социальную напряженность среди населения. И основные позиции социально значимых товаров были бы одинаковыми для всех объектов сети.
Что касается сети «Пятерочка».
Ядринский Мясокомбинат
|
Договор заключен, номер присвоен. На текущей неделе загружают в базу спецификацию и PLU. Поставки начнутся в мае.
|
Козловский Молочный завод
|
Заявка в БО сформирована, идет процесс подписания контракта.
|
Шумерлинский Хлебозавод
|
Идет процесс подписания контракта.
|
Акконд
|
Поставщику предложили дополнительное торговое оборудование под выкладки новинки, ведутся переговоры.
|
Смак
|
Предложение поставщика находится на стадии рассмотрения.
|
ШУБА
|
С 15.04.14 подняли цены, по результатам мониторинга на 17 неделе примут решение о повышении.
|
Чувашбройлер
|
Предложение от поставщика не поступило, компания обращалась в адрес поставщика дважды 17.03.14 и 02.04.14.
|
Одним из условий для расширения ассортимента является увеличение спроса населения на продукцию всем товаропроизводителям объединиться и совместно под эгидой Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики активно провести в 2014 году компанию «Покупай чувашское!», направленной на продвижение товаров, произведенных на территории республики, увеличение потребительского спроса на них.
Предлагаем сформировать рабочую группу по выработке вариантов создания компании по продвижению продукции местных товаропроизводителей;
на сайте Торгово-промышленной палаты регулярно размещать информацию о проводимой работе по продвижению товаров местного производства на рынок республики и имеющихся проблемах;
Рекомендуем руководителям предприятий розничной торговли:
обеспечить в предприятиях торговли широкий ассортимент продукции местных товаропроизводителей Чувашской Республики, разумный протекционизм, направленный на обеспечение экономической безопасности и процветания республики;
акцентировать предложение на товарах местных производителей, получивших признание на конкурсах в области качества, с товарным знаком «Чувашский биопродукт» и других товаров местных производителей через оформление специальных витрин, полок, горок и т.д.;
совместно с товаропроизводителями разработать предложения по оформлению фирменных витрин, торгового оборудования (полок), холодильников и т.д. для выкладки производимой продукции, с целью стимулирования их реализации.
Руководителям пищевой и перерабатывающей промышленности - проводить работу, направленную на повышение качества и потребительских свойств продукции (расширению ассортимента, улучшению дизайна и качества первичной упаковки, при разработке дизайна упаковки использовать элементы чувашской национальной символики), а также активизировать работу по созданию местных брэндов, рекламы производимой продукции (рекламные акции, выставки-продажи, дегустации продукции и т.д.) на предприятиях розничной торговли и в средствах массовой информации, в т.ч. проводить совместные с предприятиями розничной торговли рекламные акции;
размещать информацию об экологичности продукции, отсутствии в составе генетически модифицированных источников на этикетках выпускаемой продукции.