Об итогах деятельности малого и среднего предпринимательства Чувашской Республики за 9 месяцев 2013 года, предварительные итоги 2013 года, задачи и перспективы на 2014 год
Поддержка малого и среднего предпринимательства – тема актуальная, потому что малый и средний бизнес должен стать основным двигателем экономического роста и обеспечить нашей республике конкурентоспособность и новые рабочие места.
Рассмотрение вопросов о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства – явно не дежурное обсуждение. Мы должны сделать серьёзный прорыв в области инвестиций, в области роста производительности труда, в области диверсификации нашего производства, и здесь предпринимательская инициатива, инициатива малого и среднего бизнеса как основы предпринимательства крайне важна.
Малый и средний бизнес – это возможный серьёзный вклад в экономический рост, в то повышение инвестиций в основной капитал, которое намечено в наших программах деятельности. Партнёрство с малым бизнесом – основа всей этой работы.
Сегодня малый и средний бизнес – это примерно 47,0 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 15,1 тыс. малых и средних предприятий и 31,9 тыс. индивидуальных предпринимателей (в 2012 году – 53,7 тыс.ед). Вроде бы это много, это более 21 % всех занятых в экономике республики. Однако уменьшается количество самих этих предприятий. Они пополняют неформальный сектор.
Мы столкнулись с тем, что в текущем году 9652 индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность, но это не означает, что фактически прекратили, а прекратили свою деятельность в явном порядке. Часть из них просто перешли в неформальный сектор, где и без того многие осуществляют свою деятельность, и это последствия некоторых мер, которые, может быть, теоретически правильны, но не учитывают возможную реакцию бизнеса, в частности мер, связанных с увеличением страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. С 2014 года вводится дифференцированный подход к расчёту страховых платежей, по которому для тех, кто имеет годовой доход до 300 тыс., это по-прежнему 1 МРОТ, а для тех, кто имеет больше 300 тыс., это 1 МРОТ плюс 1% от суммы, превышающей 300 тыс.
С учетом внесения изменений в законодательство по налогообложению прогнозируется увеличение численности индивидуальных предпринимателей к концу года до 33,5 тыс. ед. (рост на 1,5 % к 1 июля 2013 г.).
По сравнению с 2012 годом количество субъектов малого и среднего предпринимательства снизилось на 12,5% за счет сокращения количества индивидуальных предпринимателей. По данным налоговых органов из общего числа снятых с учета предпринимателей более 60% фактически не осуществляли предпринимательскую деятельность.
Проведенный анализ индивидуальных предпринимателей, снявшихся с учета, показал, что в настоящее время ситуация стабилизировалась: количество снявшихся с учета предпринимателей сократилось в 6,5 раза к уровню января т.г. (2344 ед. в январе т.г. и 358 ед. в августе т.г.), вновь зарегистрированных - больше в 2,0 раза к уровню января т.г. (541 ед. и 276 ед. соответственно).
В основном это благодаря принятию Федерального закона от 23.07.2013 № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (вступает в силу с 1 января 2014 года), которым установлен порядок исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере, учитывающем величину полученного индивидуальным предпринимателем дохода, в связи с чем снижается налоговая нагрузка на предпринимателей.
По оценке оборот продукции (услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства (с учетом микропредприятий и индивидуальных предпринимателей) за 2013 год составит не менее 260 млрд.рублей (в 2012 году – 218,4 млрд.рублей).
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике за январь – сентябрь 2013 г. общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, относящимися к субъектам малого предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики, составила 1538,5 млн. рублей, что на 5,9 % больше, чем за аналогичный период 2012 года.
Слайд 3. В Чувашии реализуются практически все формы государственной поддержки: финансовая, имущественная, организационно - консультационная, поддержка в области подготовки и переподготовки кадров, действующие на территории Российской Федерации.
Объем государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году составит около 356,3 млн.рублей. Общий объем выделенных в 2013 году субсидий из федерального бюджета на финансирование мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом остатка неиспользованных федеральных средств составляет 290,2 млн. рублей или 101,5% к уровню 2012 года. В целях софинансирования указанных расходов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 66,1 млн.рублей.
Общий объем средств, направленных на реализацию программных мероприятий на 30 октября 2013 г. составил 214,7 млн. рублей (60,3% от выделенного объема), что с учетом капитализации позволило оказать финансовую поддержку 1171 субъекту малого и среднего предпринимательства на общую сумму 587,8 млн.рублей. Консультационной и организационной поддержкой воспользовались 7133 субъекта малого и среднего предпринимательства.
В 2013 году предусмотрены новые формы государственной поддержки:
- создание и (или) обеспечение деятельности центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства - 5,0 млн. рублей (в том числе 4,0 млн. рублей из федерального бюджета и 1,0 млн. рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики)
(планируется создание одного центра, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1.09.2013 № 353 утверждены правила финансирования); Проект создания и обеспечение деятельности центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства реализуется некоммерческим партнерством «Управляющая компания «Инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашской Республики». На средства гранта в настоящее время приобретаются основные средства, проводится обучение сотрудников (аудиторов) центра по оценке индекса технологической готовности малых и средних предприятий к развитию, модернизации, техническому перевооружению и внедрению инноваций.
Центр инжиниринга представляет собой объект инновационной инфраструктуры, выполняющий инжиниринговые услуги полного цикла и работы в области проектирования и воплощения в готовых образцах научно-исследовательских и инновационных разработок. Целью создания центра инжиниринга является содействие процессу коммерциализации научных разработок путем их адаптации к нуждам промышленных предприятий, доведения лабораторных технологий до возможности промышленного производства;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества - 5,0 млн.рублей (в том числе 4,0 млн. рублей из федерального бюджета и 1,0 млн. рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики
(планируется создание одного центра. Центр – это открытая лаборатория, которая представляет собой зону свободного доступа, где молодежь может реализовывать свои технические идеи, обучаться и обмениваться опытом. Цель создания Центра – вовлечение школьников и студентов в научно-техническое творчество, а также создание условий свободного доступа к современным технологиям и оборудованию малым инновационным компаниям. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.09.2013 № 394 утверждены правила финансирования. Исполнитель будет отобран на конкурсной основе, прием документов на конкурс объявлен 8 октября т.г., 7 ноября т.г. на заседании Комиссии по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства рассмотрены 2 первые заявки);
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми - центров времяпрепровождения детей - 6,0 млн. рублей (в том числе 4,8 млн. рублей из федерального бюджета и 1,2 млн. рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики)
по результатам проведенного отбора принято решение об оказании поддержки на реализацию 7 заявок и до конца 2013 года планируется создание соответственно не менее 7 центров, средства освоены в полном объеме и прием заявок завершен).
Предприниматели всегда обращают внимание на отсутствие финансового ресурса – крайне серьёзный сдерживающий фактор, тем более для малого и среднего бизнеса, который не имеет серьёзной кредитной истории, не имеет надёжной залоговой базы, и здесь, безусловно, государство должно подставлять своё плечо. В настоящее время практически по всем формам государственной поддержки финансовые средства освоены в полном объеме. Доступ к финансированию является одной из главных проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, и доступность кредитования пока не высокая. Сейчас доля в кредитах малого и среднего бизнеса (по России – 16,5 %) существенно ниже, чем доля малого бизнеса по показателям ВРП, по показателям занятости. Как подтверждение этому низкий процент освоения финансовых средства по такой форме поддержки, как предоставление средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях 4 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 1221,2 тыс.рублей; (с учетом принятых обязательств на сумму 524,0 тыс.рублей, освоение 13,9%).
Также небольшое освоение средств наблюдается по предоставлению средств на возмещение части затрат экспортно - ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства – 3 субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 723,6 тыс. рублей; (освоение 5,6%).
Недостаточными темпами идет освоение средств, выделенных на поддержку предпринимательства в монопрофильных городах. В рамках реализации муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в монопрофильных городах Канаш, Шумерля, Мариинский Посад и Ядрин оказана государственная поддержка 15 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 5793,7 тыс. рублей (освоение 20,6%), в том числе:
- г.Ядрин выделено 4800,0 тыс.рублей (3840 тыс.рублей из федерального бюджета и 960 тыс.рублей из республиканского бюджета), освоено 960,0 тыс.рублей из республиканского бюджета или 20,0%, при этом государственная поддержка никому не оказана, заседание комиссии 08.11.2013);
- г.Мариинский Посад выделено 5120,0 тыс.рублей (4096 тыс.рублей из федерального бюджета и 1024 тыс.рублей из республиканского бюджета), освоено 1024,0 тыс.рублей из республиканского бюджета (20,0%), при этом государственная поддержка оказана 4 предпринимателям на сумму 825,0 тыс. рублей;
- г.Канаш выделено 12377,9 тыс.рублей (10549,6 тыс.рублей из федерального бюджета остатки 2012 года и 1828,3 тыс.рублей из республиканского бюджета), освоено 4103,6 тыс.рублей или 33,2%, из них 3775,3 тыс.рублей из федерального бюджета и 328,3 тыс.рублей из республиканского бюджета, при этом государственная поддержка оказана 8 СМСП;
- г.Шумерля выделено 11389,0 тыс.рублей (7764,0 тыс.рублей из федерального бюджета и 3625,0 тыс.рублей из республиканского бюджета), освоено 864,9 тыс.рублей или 7,6% из них 844,2 тыс.рублей из федерального бюджета и 20,7 тыс.рублей из республиканского бюджета, при этом государственная поддержка оказана 3 СМСП.
Оказана следующая государственная поддержка:
- возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на участие в региональных, межрегиональных, зарубежных выставках - 7 субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 1250,0 тыс. рублей за счет республиканского бюджета Чувашской Республики; (освоены в полном объеме)
- предоставление субсидий юридическим лицам действующим инновационным компаниям в целях возмещения затрат или недополученных в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг доходов 11 субъектам малого предпринимательства в размере 32025,0 тыс.рублей; (освоены в полном объеме)
- предоставление грантов молодым гражданам на создание собственного бизнеса – 10 субъектам малого предпринимательства в размере 3000,0 тыс. рублей; (освоены в полном объеме)
- предоставление грантов на создание собственного бизнеса – 24 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 7200,0 тыс.рублей; (освоены в полном объеме, из них 300,0 тыс.рублей за счет возврата)
- предоставление поддержки на возмещение части затрат, связанных с лизингом оборудования (выделено 25223,2 тыс.рублей, в том числе остатки 2012 года 223,2 тыс.рублей, из федерального бюджета – 20000,0 тыс.рублей, из республиканского бюджета – 5000,0 тыс.рублей, (с учетом принятых обязательств на сумму 853,7 тыс.рублей, освоение 96,1%), из них
- предоставления грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования – 2 субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 569,4 тыс. рублей;
- предоставления средств на возмещение части затрат на уплату первого взноса, связанных с уплатой субъектами малого и среднего предпринимательства лизинговых платежей по договорам лизинга – 30 субъектам предпринимательства на сумму 20617,0 тыс. рублей;
- возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам лизинга - 13 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 1970,8 тыс. рублей;
- возмещения субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению и технологическим присоединением к объектам электросетевого хозяйства, а также части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на технологическое присоединение к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств – 3 субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 488,8 тыс. рублей; (освоены в полном объеме)
- возмещение затрат, связанных с обучением специалистов в рамках подготовки управленческих кадров – 4 субъектам предпринимательства на сумму 86,4 тыс. рублей (освоение 69,2%)
По результатам проведенного конкурса бюджетам 6 муниципальных районов для поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства предоставлены гранты за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики на общую сумму 600,0 тыс.рублей (Цивильский район -120,0 тыс.рублей, Батыревский район – 110,0 тыс.рублей, Урмарский, Ядринский, Комсомольский районы – по 100,0 тыс.рублей, Красноармейский район – 70,0 тыс.рублей) постановление КМ ЧР от 23.10.2013 № 424
В Чувашии создана инфраструктура государственной поддержки малого бизнеса:
Республиканский бизнес-инкубатор и пять бизнес-инкубаторов в районах и городах Чувашской Республики: в г.Новочебоксарск, Аликовском, Красноармейском Шемуршинском, Моргаушском районах, которые объединились в Ассоциацию, также в октябре 2013 года открыт еще один бизнес-инкубатор в с.Батырево, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики, Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике, Гарантийный фонд Чувашской Республики, ОАО «Лизинговая компания малого бизнеса», две организации инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства: АНО «Центр экспортной поддержки» и Евро Инфо Корреспондентский Центр – Чувашская Республика.
основными задачами которых является продвижение на зарубежные рынки товаров и услуг малых и средних предприятий, в том числе реализующих инновационные проекты, установление и развитие связей между российскими экспортно-ориентированными субъектами предпринимательства и зарубежными партнерами, оказание информационно-консультационных услуг, предоставления контактных данных о международных и российских производителях, экспортерах и импортерах, распространение данных о заинтересованных компаниях Чувашской Республики и их намерениях по установлению деловых, технологических, научных связей с международными и региональными партнерами через базу данных сети EEN.
За 10 месяцев 2013 г. организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства была оказана следующая государственная поддержка:
а) ОАО «Лизинговая компания малого бизнеса» с субъектами малого предпринимательства заключено 15 договоров финансовой аренды (лизинга), оборудования и автотранспорта на общую сумму 50,2 млн. рублей.
б) в Республиканском бизнес-инкубаторе на льготных условиях размещен 31 субъект малого предпринимательства;
в) АНО «Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике» выдано 509 займов на общую сумму 271,8 млн. рублей;
г) АНО «Гарантийный фонд Чувашской Республики» выдано 67 поручительств СМСП на сумму 182,0 млн. рублей;
д) АНО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» организовано проведение «деловых миссий», в которых приняли бесплатное участие 255 субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом организационные расходы (оплате аренды выставочных площадей, организационных взносов) составила 650,8 тыс.рублей.
Развивается инфраструктура государственной поддержки малого бизнеса: из федерального бюджета на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в 2013 году в том числе выделены средства на общую сумму 52,4 млн.рублей:
- на создание и оборудование бизнес инкубатора в с.Батырево – за счет средств федерального бюджета около 10 млн. рублей и 2,9 млн.рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики
(бизнес инкубатор торжественно введен в эксплуатацию в присутствии Главы Чувашской Республики М.В.Игнатьева 2 октября 2013 г.);
- на создание и развитие промышленного (индустриального) парка в г.Чебоксары – за счет средств федерального бюджета 42,4 млн. рублей и 10,6 млн.рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики.
(заключен гос.контракт с ген.подрядчиком - ГУП «РУКС» на строительство инженерной инфраструктуры. Начаты работы по расчистке площадки под строительство и разметке. Создание индустриального парка в значительной степени позволит сократить административные барьеры организаций – резидентов по запуску новых инвестиционных проектов. Так, существенно упрощаются вопросы по землепользованию. Вместо многоступенчатой процедуры подготовки к застройке земельного участка (возможный перевод категории земель, межевание, оформление кадастровых паспортов и пр.) потенциальный инвестор получает необходимые площади в долгосрочную аренду с правом выкупа. Кроме того, согласование эскизного проекта планировки парка на градостроительном совете г. Чебоксары избавит будущих резидентов от дополнительных согласительных процедур по архитектурным решениям и существенно сократит период получения разрешения на строительство. Согласование общих лимитов на электро- и газоснабжение по индустриальному парку в целом упрощает действия по подключению к сетям будущих производственных объектов).
В 2014 году планируется дальнейшее расширение инфраструктуры с учетом субсидий из федерального бюджета: завершение создание индустриального парка, строительство бизнес-инкубатора в г.Новочебоксарск, развитие центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию и т.д. Планируется новое направление - осуществление мероприятий по развитию социального предпринимательства.
(Социальное предпринимательство, которое направлено на решение социальных проблем:
- обеспечения занятости инвалидов, матерей имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов;
- оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- производства и (или) реализации медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автотранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- предоставления услуг по содействию профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
- предоставления услуг обеспечения культурно-просветительской деятельности)
Малый и средний бизнес – это новые рабочие места, в том числе и те рабочие места, которые демпфируют возможное сокращение рабочей силы в случае замены современными, высокотехнологичными, высокопроизводительными рабочими местами тех устарелых, которые сейчас в ряде производств. В результате реализованных мероприятий за 10 месяцев 2013 года создано 1,5 тыс. рабочих мест и сохранено 7,2 тыс. рабочих мест.
Эффективное использование бюджетных средств в 2013 году позволит оказать финансовую поддержку 1,6 тыс. субъектам предпринимательства, сохранить более 9,5 тыс. рабочих мест. В 2013 году планируется оказание всех форм государственной поддержки не менее 9,3 тыс. субъектам малого и среднего предпринимательства.
(В 2012 году оказана финансовая поддержка 1,2 тыс. субъектов субъектам предпринимательства, что позволило сохранить более 9 тыс. рабочих мест и создать 2,5 тыс. новых, в том числе высокопроизводительных – 175.
Консультационная и организационная поддержка в 2012 году оказана более чем 8 тыс. субъектам малого и среднего предпринимательства. Всего за 2012 год государственная поддержка оказана более чем 9 тыс. субъектам малого и среднего предпринимательства.)
Осущствляется мониторинг исполнения обязательств по реализации договоров о предоставлении государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в 2011-2012 годы. Рабочей группой, в состав которой входят представители и других органов исполнительной власти Чувашской Республики, проверено 9 индивидуальных предпринимателей из 6 муниципальных районов и городских округов республики.
В результате проделанной работы 4 гранта по 300,0 тыс.рублей, выделенных в 2012-2013 годах, в связи с выявленными нарушениями при их получении или отсутствием возможности их эффективного использования, возвращены в бюджет на общую сумму 1,2 млн.рублей (гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, выделенные в 2012 году ООО «Сытник»- в доход республиканского бюджета и ИП Костылев А.В., гранты молодым предпринимателям 2013 года ООО «Мария» и ООО «Волжский дом»). Средства в сумме 900 тыс.рублей дополнительно направлены на предоставление грантов молодым и начинающим предпринимателям в соответствии с утвержденными прядками.
В связи с совершенствованием бюджетного процесса Минэкономразвития Чувашии разрабатывается подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы» на период с 2014 года.
вместо действующих в настоящее время Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 105) и республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 104).
мы должны настроиться на очень избирательную поддержку малого и среднего бизнеса, потому что мы понимаем, что альтернативой развития малого и среднего бизнеса является развитие других секторов экономики, которые борются практически за те же самые ресурсы. Поэтому акцент на поддержке именно производственных компаний, товаропроизводителей то же является очень важным. В 2014 году в республиканском бюджете Чувашской Республики на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства предусмотрено 117,4 млн.рублей (возможно софинансирование из федерального бюджета по конкурсу в объеме 469,6 млн.рублей, общая максимальная сумма бюджетного финансирования в объеме 587,0 тыс.рублей, или 164,5%). Особое внимание предусмотрено направить на развитие инновационного предпринимательства и экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, обновление оборудования (возмещение затрат по лизингу).