Презентация
«О переходе на межведомственное и межуровневое взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг».
Главная цель всей общей работы органов власти – создать сервисное государство. Для этого необходимо снизить административное давление на бизнес и повысить качество государственных услуг для граждан и бизнеса.
В базовых, для сферы государственных услуг, документах - Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», республиканской целевой программе снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг - определены основные направления нашей работы:
установление конкретных и проверяемых обязательств государственных и муниципальных органов перед гражданами в области качества предоставляемых услуг – это стандарты и административные регламенты
упрощение административных процессов и организация межведомственного взаимодействия, исключающего лишние процедуры для граждан и бизнеса
развитие новых «интерфейсов» взаимодействия граждан и органов власти (в первую очередь, через многофункциональные центры и Интернет-порталы госуслуг)
установление системы ответственности должностных лиц за неисполнение порядка предоставления услуг.
Качество государственных и муниципальных услуг зависит от их стандартизации. Стандарты – это удобные для потребителей параметры: сроки предоставления услуг, исчерпывающий перечень требуемых документов, ограничение оснований для отказа, предельного времени ожидания в очереди, требования к комфортности получения госуслуг. Стандартизация позволяет ликвидировать противоречивые множественные инструкции и ведомственные приказы, устранить дублирование действий сотрудников госорганов, автоматизировать соответствующие административные процессы.
Так, еще в 2010 году Минэкономразвития Чувашии совместного с республиканскими органами власти, органами местного самоуправления провело полную инвентаризацию государственных и муниципальных услуг. Результаты этой работы были оформлены в Реестр, который лег в основу Портала госуслуг Чувашской Республики, а также регионального сегмента в федеральном реестре госуслуг и едином портале госуслуг Российской Федерации. Мы продолжаем ведение реестра.
Регламентация государственных услуг завершена до 31 июля 2012 года. Сейчас продолжается работа по приведению административных регламентов в соответствие с изменившимися законодательными и нормативными правовыми актами, а также типизация и унификация муниципальных услуг и адмрегламентов их предоставления.
С регламентацией госуслуг тесно связан важнейший проект – создание системы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
На протяжении долгих лет каждое ведомство было своеобразным «государством в государстве». Создавая собственные базы данных, ведомства не ставили перед собой задачу обмениваться имеющейся информацией. И, соответственно, бремя передачи информации от одного органа власти другому ложилось на граждан.
В 2011 году в закон о госуслугах была внесена очень короткая и очень важная поправка. Это запрет требовать от граждан уже имеющуюся в распоряжении ведомств и организаций информацию.
В результате заявитель при обращении за услугой приносит «усечённый» пакет документов, так как остальные запрашивают органы власти в рамках межведомственного и межуровневого взаимодействия друг у друга.
Начальным этапом становления межведомственного взаимодействия стала организация разработки технологических карт межведомственного взаимодействия по тем услугам, где это взаимодействие прослеживается. Разработано 65 карт по государственным и 910 карт по 35 муниципальным услугам.
Всего государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Чувашской Республики 195, из них услуг с элементами межведомственного взаимодействия – 65. В межведомственном взаимодействии участвуют 15 органов исполнительной власти Чувашской Республики, 26 муниципальных районов и городских округов и 291 сельское поселение.
Наибольшая активность межведомственного взаимодействия отмечена при предоставлении услуг Министерством здравоохранения и социальной политики, где предоставляются 15 таких услуг. Больше всего запросов направляется по услуге «Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка» - 975 запросов в июле и 379 в первой половине августа.
Министерством образования направлено 59 запросов в июле и 47 в августе, большая часть их которых – запросы в Росреестр по выписке из ЕГРП.
Большая часть органов исполнительной власти к предоставлению государственных услуг по новым правилам не приступила. Отчасти это оправдано – сами заявители ещё не осознали свои права при предоставлении «усечённого» пакета документов и приносят их (как и до 1 июля) в полном объёме.
Органы местного самоуправления предоставляют 57 типов муниципальных услуг.
Муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия – 35, из них типовых – 25.
В структуре поставщиков сведений при оказании муниципальных услуг - 11 федеральных структур, 5 – республиканских, 6 - муниципальных. А всего в рамках обмена предполагается запрашивать сведения по 50 типам документов, по 22 типам – у федеральных структур.
Закон позволяет использовать в рамках межведомственного взаимодействия различные формы обмена информацией: электронная почта с использованием специальных каналов защиты персональных данных, факс, курьерская доставка, их активно применяют некоторые из муниципальных образований, например администрация г.Чебоксары. В результате – увеличение количества запросов по услугам, при оказании которых используется межведомственный документооборот.
При этом количество поступивших запросов в г.Чебоксары от других органов власти в разы меньше, что может свидетельствовать о затягивании процесса перехода работы «по-новому».
Положительная тенденция (в августе ожидается межведомственных запросов больше, чем в июле) наблюдается в Ядринском, Мариинско-Посадском, Батыревском, Яльчикском районах. В ряде районов к «межведу» не приступили, здесь также, как и в органах исполнительной власти могут быть объективные причины (полный пакет документов приносит заявитель).
Однако, с ростом информированности жителей Республики о положительном опыте и повышении качества предоставления услуг в некоторых муниципалитетах, существует риск подачи жалоб на необоснованные требования предъявления излишних документов.
Наиболее актуальными задачами в период перехода на межведомственное электронное взаимодействие являются:
соблюдение органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления положений законодательства о недопущении требования от граждан документов, которые должны быть получены в рамках межведомственного взаимодействия, а также неукоснительное соблюдение сроков оказания государственных и муниципальных услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие;
инвентаризация и уточнение перечня государственных и муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия;
приведение всех административных регламентов по государственным и муниципальным услугам, предполагающим межведомственное взаимодействие, в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
отработка (тестирование) на отдельных пилотных муниципальных образованиях технических вопросов функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия с последующим тиражированием на остальные муниципальные образования, подключение ко всем электронным сервисам федеральных органов исполнительной власти после завершения их разработки и ввода в действие.
Элементы межведомственного взаимодействия и преодоления административных барьеров внедряются и при помощи МФЦ-центра, но он встраивается в систему взаимодействия не как контрагент по запросам, а лишь как посредник между заявителем и органом власти для передачи остальных документов.
В Чувашской Республике к настоящему времени созданы 6 многофункциональных центров предоставления услуг. Из них функционируют два многофункциональных центра: в г. Чебоксары (действует с июня 2010 года), в г. Новочебоксарске (с начала 2012 года). Созданный в феврале 2012 года МФЦ в Мариинско-Посадском районе в настоящее время приостановил деятельность. В Моргаушском районе и в г.Алатырь запущены МФЦ в тестовом режиме.
МФЦ в г.Чебоксары, в Мариинско-Посадском и Красноармейском районах зарегестрированы в качестве юридического лица как муниципальные автономные учреждения. МФЦ г.Новочебоксарска создан на базе Муниципального унитарного предприятия, МФЦ г.Алатырь – на базе городского БТИ. МФЦ Моргаушского района создан при районной администрации.
Понятие, функции, права и обязанности МФЦ определены Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии со статьёй 15 210-ФЗ, Правила организации деятельности многофункциональных центров утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 769, МФЦ является государственным или муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением), созданным субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Также статья 16 Федерального закона № 210-ФЗ предусматривает закрытый перечень функций МФЦ, все они связаны с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг .
Исходя из правовых норм, закрепленных 210-ФЗ, МФЦ могут быть созданы только в форме государственных или муниципальных учреждений. При этом осуществление в данных учреждениях иных видов деятельности, не связанных с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг, не допускается.
Все затраты на содержание МФЦ в настоящее время осуществляются за счет средств местных бюджетов. По данным администраций городских округов и муниципальных районов в 2012 году в бюджете г. Чебоксары на содержание МФЦ предусмотрено 11,6 млн. рублей, в бюджете Мариинско-Посадского района – 100,0 тыс. рублей, в бюджете г. Новочебоксарска, г. Алатыря, Моргаушского района средства на содержание МФЦ не предусмотрены.
Отсутствие финансирования ставит под угрозу реализацию мероприятий по развитию современной формы предоставления государственных и муниципальных услуг во всех районах и городах Республики. Отсутствие МФЦ, как юридического лица, сдерживает заключение соглашений о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, и, следовательно, осуществление предоставления услуг по принципу «одно окно».
В 2012 году запланировано создание 18 МФЦ в муниципальных районах и городских округах, на что предусмотрены средства республиканского бюджета Чувашской Республики в общей сумме 14730,0 тыс. рублей. Принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 июня 2012 г. № 256 «О предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на реализацию мероприятий в рамках административной реформы», которым утверждено распределение указанных средств, подготовлены проекты соглашений на предоставление субсидий на создание МФЦ с администрациями муниципальных районов и городских округов.
Для запуска процедуры финансирования проекта рекомендуем всем муниципальным образованиям, получившим федеральные средства и ожидающим перечисления средств республиканского бюджета на создание МФЦ, в кратчайшие сроки зарегистрировать создаваемые муниципальные учреждения, а также заключить соглашения с Минэкономразвития Чувашии.
Необходимо определить, какой перечень услуг целесообразно оказывать на базе МФЦ (наиболее востребованные в муниципальном образовании государственные и муниципальные услуги). Скалькулировать стартовые затраты (необходимое оборудование, программное обеспечение и т.д.) и затраты на содержание в расчёте на год. Предусмотреть в бюджете муниципального образования затраты на содержание МФЦ до конца этого года и на 2013 год.