Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

И. Моторин: «О проблемах и задачах по развитию производственной кооперации предприятий Чувашской Республики»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru

Уважаемые участники заседания!

 

В современной экономике конкурируют уже не отдельные предприятия, а конкурируют взаимодействующие между собой структуры - кластеры. Отдельное предприятие не в состоянии успешно бороться на открытых рынках. Это утверждение несколько утрированно, но весьма близко к истине. Основной механизм развития любого бизнеса – сочетание конкуренции и кооперации, взаимодействие всех основных участников – малых и крупных предприятий, органов власти, ВУЗов, и др., направленное на оптимизацию условий совместного развития.

Развитие субконтрактных отношений малого и крупного бизнеса являются одним из важных вопросов развития экономики республики, тем более что это согласуется с политикой самого крупного бизнеса связанной с оптимизацией производства, огромное значение которой имеют вопросы выхода на конкурентный уровень поставок, а также вопросы реструктуризации с обособлением непрофильных активов, вспомогательных производств.

Обсуждаемый сегодня вопрос не нов, к сожалению своего развития он не находит.

Становление и развитие субконтрактных отношений между крупными предприятиями и малым бизнесом идет медленно. Этот процесс сдерживает ряд факторов.

Обозначу главные среди них.

Первое. Зачастую слабая развитость субконтрактации объясняется отсутствием представления о производственно – технологических возможностей как у крупного, так и у малого бизнеса.

Второе. Отсутствие у большинства малых предприятий  сертификатов (лицензий), системы менеджмента качества и отраслевых стандартов обеспечения качества субконтрактных поставок на производство продукции соответствующего качества. Большинству предприятий – поставщиков продукции, особенно по госзаказам, договорам со стратегическими партнерами, это является обязательным условием и требованием заказчика.

Третье. При существующих кооперационных связях существуют определенные недовольствия о сроках постановки продукции на производство и тем более сдачи готовой продукции заказчику.

Ненадежность отдельных партнеров, которые срывают сроки поставок, поставляют некачественные компоненты и комплектующие, заставляет крупный бизнес продолжать сохранять «натуральное хозяйство» у себя. 

Четвертое. У зарубежных субконтрактных предприятий значительно проще решаются вопросы привлечения финансовых средств  – как оборотных, так  и «длинных». У нас эта проблема стоит более остро.

Пятое. Для вхождения в число постоянных поставщиков продукции на так называемый «конвейер» любого крупного предприятия, малое предприятие должно выпускать не простейшие детали, а высокотехнологичные узлы и компоненты, исполнителей которых сегодня не просто найти. 

Шестое. Сдерживает развитие субконтрактации и низкая техническая оснащенность малых предприятий, высокая стоимость предлагаемых работ и продукции. Зачастую, ряд продукции дешевле завезти из Китая в прочем сомнительного качества, чем купить на соседнем предприятии.

Вместе с тем, рынок уже есть, он развивается, и я уверен, что  малые предприятия, в конце концов, будут соответствовать  требованиям крупнейших заказчиков.

Крупные предприятия в основном выводят с собственного производства выпуск продукции малых партий, то, что экономически не выгодно выпускать самим или создание производства которого будет долго окупаться. Если доля компонентов большая, крупные производители оставляют их производство за собой, либо предприятиями-холдинга, куда они входят (Концерн «Тракторные заводы», АБС ЭЛЕКТРО, Ростехнологии и другие).

Предлагаю сформировать банк данных незагруженных мощностей, имеющегося уникального оборудования на предприятиях республики, технологических решений. Торгово-промышленная палата республики начала формирование матрицы имеющихся производств и потребностей предприятий и эту работу необходимо продолжить.

Понятно, что следующий шаг – формирование банка данных используемых основных технологий, но учитывая, что только на ОАО «ЭЛАРА» применяется около 40 тысяч технологий, работа эта будет непростой.

Вместе с тем, как показывает практика, еженедельный контроль за развитием внутренней кооперации и уровнем себестоимости комплектующих на предприятиях Концерна «Тракторные заводы» позволили обеспечить эффективное взаимодействие между предприятиями холдинга. Однако вопрос развития кооперации между организациями республики остается важным и необходимым. На тот же агрегатный завод в день обращается не один заказчик. При этом заказы размещаются не все. Для того, чтобы эти заказы оставались внутри республики, необходимо не просто иметь банк данных по предприятиям, способным выполнить тот или иной заказ, но и определенную репутацию надежного поставщика, а также желание поставщика сделать это.

Возможности для развития кооперации есть. Как положительный пример, ООО «Техмашхолдинг» загрузил свои мощности за счет выполнения заказов для ЗАО «Промтратор-Вагон». Одно из малых предприятий республики полностью обеспечивает потребности ФГУП «ЧПО им.В.И.Чапаева» по цветному литью.

Кроме того, руководство завода Чапаева предлагает субъектам малого и среднего бизнеса рассмотреть возможность стать постоянным дилером по реализации резиновых мячей предприятия.

На сегодня имеется потребность в выполнении работ по точному литью алюминиевых сплавов под давлением (у ОАО «ЭЛАРА»), по гальванике, есть заказы по изготовлению оснастки и выпуску пластмассы. Мы продолжаем завозить печатные платы из Йошкар-Олы и  Зеленодольска, горячую ковку из Нижнего Новгорода, список можно продолжать.

Доказывать, что аутсорсинг способствует созданию необходимых условий для эффективного и конкурентоспособного бизнеса, большинству из сидящих здесь не надо. Данный механизм позволяет определить слабые звенья общей цепи бизнес-процессов и максимально оптимизировать систему.

Для преодоления сдерживающих факторов необходимо:

крупному бизнесу более активно использовать технологические возможности предприятий малого и среднего бизнеса, совместно создавать специализированные малые предприятия;

разместить на сайте ТПП виртуальную выставку технологических возможностей и потребностей малых, средних и крупных предприятий;

развивать виды деятельности, связанные с оказанием услуг промышленного сервиса;

создавать объединенные, специализированные центры по проверке, проведению испытаний продукции (уже сегодня ОАО «ЭЛАРА» оказывает услуги предприятиям по лабораторным исследования на вибро и влагоустойчивость и других показателей), объединив усилия можно создать мощную испытательную лабораторию, которая позволит не вывозить деньги в другие регионы, а оказывать/получать эти услуги по приемлемым ценам, высокой точности внутри республики.

Необходимо продолжать работу по сбору информации о предприятиях - субконтракторах, формировании базы данных республиканского центра субконтрактации, производить рассылку информации о нем, обучать предприятия  взаимодействию между собой и работе в системе субконтрактации.  Это достаточно трудная и кропотливая работа, требующая не только усилий Центра субконтрактации, созданного при ТПП республики, но и серьезной поддержки, как со стороны нашего министерства, так и со стороны промышленного сообщества в целом.

Убежден, что развитие кооперации позволит увеличить и количество высокотехнологичных производств, обеспечить путем создания дополнительных конкурентных преимуществ новое позиционирование как предприятий, так и промышленного комплекса республики в целом.

Рынок субконтрактных отношений в Чувашской Республике имеет потенциал и будет наполняться новыми игроками, причем «основной состав» будет в конечном итоге сформирован из гибко специализированных малых и средних предприятий.

Сегодня в ходе заседания рабочей группы мы с Вами должны определиться, что надо сделать в первую очередь для того, чтобы обустроить этот рынок.

Давайте работать в этих направлениях вместе!

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика