по 1 вопросу
Тезисы
к вопросу «Об изменении структуры рынка труда в условиях модернизации экономики Чувашской Республики и актуальных вопросах занятости населения республики и муниципальных образований» (Моторин И.Б.)
Реализация задач модернизации и переход на инновационный путь развития и диверсификацию экономики требуют новых подходов к социальной политике. Главным для государственной политики, по крайней мере, в развитых странах, является сфера занятости.
Согласование динамики спроса экономики на рабочую силу и системы профессионального образования – одна из актуальных проблем современной экономики, которая обсуждается в течение последнего десятилетия. Мониторинг рынка труда показал, что как на этапе экономического роста, так и в период экономического кризиса предприятия реального сектора продолжают ощущать дефицит квалифицированных кадров, прежде всего рабочих. Изменения в структуре производства и занятости, с одной стороны, и структуре подготовки кадров – с другой, стали дополнительными факторами, усложняющими процесс взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования. Отмечается «размывание» индустриального типа занятости, а именно снижение доли рабочих, особенно высококвалифицированных, и возрастание доли служащих, причем служащих, занятых в нерыночных услугах (управление, социальная защита, обеспечение безопасности и др.).
Рынок труда по-прежнему слабо связан с рынком профессиональных услуг.
Анализ обращений выпускников учреждений профессионального образования в службу занятости населения в 2010 году доказывает, что и в этом году наблюдалось перенасыщение рынка труда республики специалистами в областях маркетинга, менеджмента, права, управления, социальной сферы при значительном дефиците кадров по рабочим профессиям. При этом более половины выпускников вузов идут работать не по полученной специальности и, как правило, по существенно более низкой квалификации.
Наиболее острыми проблемами продолжают оставаться:
– старение и сокращение кадрового состава высококвалифицированных рабочих, увеличение числа молодежи с низким образовательным уровнем;
– учеба молодежи только ради получения диплома, отказ от работы как результат завышенных ожиданий и самооценки;
– утечка перспективной и наиболее образованной молодежи в столичные города и другие более развитые регионы, а также из села – в город;
– воспроизводство поколения, которое за малые деньги работать не хочет, а за большие – не умеет;
– исчезновение массовых сельских профессий, рождение новых профессий в результате использования новых технологий, поглощающих старые, падение престижа многих рабочих специальностей;
– кадровый голод (особенно в муниципальных районах) в специалистах инженерных и рабочих специальностей, квалифицированных управленцах;
– нехватка перспективных, качественных рабочих мест, неэффективная занятость на малоуспешных и неконкурентоспособных предприятиях, которые не могут и не желают платить соответствующую зарплату, поэтому постоянно нуждаются в дополнительных профессиональных кадрах;
– потребительский взгляд на кадры со стороны работодателей и их низкая мотивированность на вложение инвестиций в человеческий капитал, преобладающая слабая социальная ответственность бизнеса, который не желает тратить время и средства на обучение работников профессиональным навыкам;
– разрушение системы внутрипроизводственной переподготовки и повышения кадров, неспособность государственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров трансформироваться во внутрифирменную, несоответствие уровня профессионального образования, учебной, технической и материальной базы учебных заведений, особенно в начальном профессиональном обучении, требованиям экономики, его отставание (на поколение и больше) от действующего производства, неготовность системы профобразования в условиях открытой экономики готовить конкурентоспособные кадры.
С учетом вышеуказанного возрастает необходимость эффективного использования наличной рабочей силы, более полного согласования предложения и спроса на труд, повышения эффективности системы профессионального образования с точки зрения потребностей экономики в рабочей силе определенного качества.
Согласование предоставляемых образовательных услуг с интересами работодателей позволит реализовать социально значимую цель – профессиональную адаптацию студентов и выпускников учреждений профессионального образования к постоянно изменяющимся тенденциям рынка труда.
Для содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования создаются центры содействия занятости учащейся молодежи, располагающие банками данных спроса и предложения с выходом в Интернет. Результатом реализации модели трудоустройства выпускников должно стать создание эффективной информационной системы, главная задача которой - формирование актуальной базы данных о потребностях в специалистах и координация образовательной деятельности ВУЗа в соответствии с предпочтениями работодателей. Востребованность и высокая конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда должна стать одним из основных показателей эффективности их работы.
Проводимая модернизация экономики неизбежно сказывается и по мере ее расширения будет все более сказываться на рынке труда. При этом интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов экономики потребуют появления иной по качественным характеристикам рабочей силы, отвечающей задачам современного производства. Занятая рабочая сила будет все больше перемещаться в более привлекательные сферы рынка труда, а также в те сферы деятельности, которые появятся вновь, с высокоинтеллектуальными высокооплачиваемыми рабочими местами в области электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей.
Переход к экономике, опирающейся на развитие инновационного сектора и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности приводит к росту дополнительной потребности в современных кадрах рабочих и специалистов определенных профилей. Спрос на них в условиях сокращения трудовых ресурсов, заставляет не только органы власти, но и бизнес ответственнее отнестись к проблемам накопления человеческого капитала, регулирования трудовой миграции, а также охраны здоровья людей, т. е. ко всем проблемам социально-трудовой сферы. Занятость в отраслях, ориентированных на использование и производство новых технологий и рыночные услуги, потребует специальной профессиональной подготовки. Это, конечно, скажется на достаточно высокой ценности рабочей силы.
Предприниматели вынуждены будут больше заботиться о своих сотрудниках, предоставлять им социальные пакеты, проплачивать хотя бы частично платные образовательные, медицинские и социальные услуги. Ведь у бизнеса ввиду складывающихся демографических процессов не будет иной возможности (или источника) экономического роста, как повышение эффективности труда.
Таким образом, рост производства будет зависеть не от наращивания численности занятых в экономике, а от степени модернизации производства, повышения профессионального мастерства работающих, навыков и умений, производственного стажа на рабочем месте в соответствии с полученной специальностью. Главными факторами производительности станут квалификация работников, их знание производства, готовность подхватить новые идеи и участвовать в организационных переменах, иначе говоря, – развитие человеческих ресурсов, а не интенсивность труда, механическое выполнение слишком примитивной, монотонной и не всегда престижной работы. В результате позитивного сочетания экономического роста и расширения инвестиций в условиях фактического сокращения численности населения трудоспособного возраста и экономически активного населения в 2011–2013 годах усилится конкуренция в борьбе за человеческие ресурсы между субъектами рынка труда и регионами, а также отдельными территориями муниципальных образований.
С учетом усиления конкуренции за квалифицированную рабочую силу определенное преимущество будут иметь сектора экономики и субъекты Российской Федерации, имеющие традиционно более высокую заработную плату и лучшие социально-бытовые условия проживания. Экономически активные граждане, в том числе молодежь, будут уезжать в регионы, где создано большее число привлекательных рабочих мест.
Уже сегодня дефицит рабочей силы, особенно квалифицированной, становится одним из важнейших барьеров экономического роста. В этих условиях управление рынком рабочей силы не должно ограничиваться через реализацию государственной политики в области содействия занятости и социальной защиты населения от безработицы. Нужно усиление мер, направленных на повышение экономической активности и рост доходов граждан, развитие эффективных сфер занятости.