по 1 вопросу
Тезисы
к вопросу «О состоянии и проблемах подготовки кадров для отраслей экономики Чувашской Республики» (Кустарин И.В.)
1. Работодатели критикуют систему профессионального образования за то, что ее «продукция» часто не соответствует требованиям предприятий.
2. Власть критикует работодателей за то, что на многих предприятиях отсутствует стратегия по обеспечению потребностей производства кадрами и предлагает им самим решать свои проблемы путем заключения прямых договоров с системой НПО, СПО и ВПО.
3. Внутри Власти имеются противоречия, главное из которых – «Кто отвечает за формирование заказа по подготовке кадров для экономики региона?».
4. Образовательные учреждения критикуют:
- работодателей за то, что те «не вкладывают» средства в систему профессионального образования (особенно НПО)
- Власть – за отсутствие четко сформулированного заказа
( Кого, Сколько и к Какому времени нужно готовить)
5. Все сетуют на то, что действующее законодательство не позволяет строго «закреплять» кадры на предприятиях после окончания образовательных учреждений (особенно НПО)
6. Подавляющее большинство работодателей (72,7 %) высказывается за целесообразность прямых связей с учреждениями ПО, ведущими подготовку по интересующим их предприятие профессиям. Работодатели готовы предоставлять рабочие места в качестве баз практики для учащихся с последующим трудоустройством выпускников на данном предприятии.
7. Учитывая то, что по некоторым специальностям и даже в целых отраслях (жилищно-коммунальное хозяйство, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство) средний возраст работников составляет более 50 лет, следует, что в ближайшие годы будет отток квалифицированной рабочей силы с производства.
8. В ближайшие годы необходимо увеличить выпуск рабочих кадров в учреждениях НПО для следующих приоритетных отраслей экономики Чувашии:
- машиностроение и металлообработка;
- строительство;
- транспорт;
- сельское хозяйство;
- жилищно-коммунальное хозяйство.
9. Недостаток средств на совершенствование учебно-материальной базы УПО затрудняет подготовку кадров, необходимых рынку труда. Сохранение существующей изношенной и морально устаревшей материальной базы, способствует тому, что учащиеся заведомо становятся специалистами вчерашнего дня.
10. Наиболее востребованные специальности (рабочих)
- слесарь, слесарь механосборочных работ
- токарь-универсал
- фрезеровщик-универсал, зуборезчик
- станочник (металлообработка), оператор станков с программным управлением
- наладчик станков и оборудования в механообработке, наладчик автоматических линий и агрегатных станков
- шлифовщик-универсал
- автомеханик, водитель автомобиля
- слесарь по ремонту автомобилей ( кузовные работы)
- слесарь, слесарь-ремонтник, слесарь инструментальщик
- сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
11. Требования работодателей по уровню образования рабочих
№ п/п |
Отрасль |
Высшее, % |
Среднее специальное, % |
Среднее, % |
-
|
Машиностроение |
1,5 |
74 |
24,5 |
-
|
|
13 |
57 |
30 |
-
|
Химия, нефтехимия |
2,5 |
83 |
14,5 |
-
|
Строительство |
0 |
64 |
36 |
-
|
Легкая промышленность |
0 |
47 |
53 |
-
|
Деревообработка |
0 |
48 |
52 |
-
|
Транспорт |
0 |
66 |
34 |
-
|
Общественное питание |
0 |
95 |
5 |
-
|
Все отрасли - электромонтер, электромеханик |
0 |
83,5 |
16,5 |
-
|
Все отрасли - оператор ЭВМ |
34 |
53 |
13 |
-
|
Все отрасли - разнорабочий |
0 |
33 |
67 |
12. Спрос на выпускников ВУЗов
Структура спроса на специалистов с высшим образованием изменилась. На первом месте вновь, как и много лет назад, оказались технические специалисты: инженеры, технологи, электронщики.
Востребованы математики (например, специальности «Прикладная информатика в экономике», «Математические методы в экономике»). Но это не значит, что на рынке труда востребованы математические знания, просто математический стиль мышления позволяет адаптироваться к любым задачам.
Например, специалисты по маркетингу должны владеть информационными технологиями, математическими методами (в настоящее время уклон в рекламу и PR).
Меняется профиль юриста – нужны правоведы, специализирующиеся в экономике, налоговом законодательстве, торговле.
Основные проблемы высшего образования, по мнению работодателей:
1. Отсутствие практического опыта у выпускников (2/3 респондентов);
2. Неверные мотивационные установки молодых специалистов (потребительская позиция);
3. Устаревшие навыки и знания у выпускников, в следствии слабой материально-технической базы вузов и преклонного среднего возраста преподавателей.
Тенденции развития требований к вузам:
1. Возрастание спроса на подготовку специалистов в сфере компьютерных технологий;
2. Увеличение спроса на специалистов, имеющих фундаментальное университетское образование и одновременно узкую специализацию по одному прикладному аспекту;
3. Падение спроса на специалистов, не знающих иностранных языков и не умеющих свободно использовать компьютерные технологии для решения профессиональных задач.
Предпочтения работодателей основываются не на имени вуза и знаниях, а на культуре, формируемой этим учебным заведением. Навыки в компании привьют, а вот прививать культуру поведения, стиль общения, выразительность речи, повышать интеллектуальную планку уже не возьмутся. На любом предприятии востребованы очень обучаемые люди с высокой культурой.
Диплом рассматривается работодателями не как залог подготовленности человека к определенной профессиональной деятельности, а скорее как показатель его способностей и обучаемости.
На большинстве предприятий имеются программы дополнительного (послевузовского) образования персонала. Самые популярные формы обучения – краткосрочные курсы с отрывом от производства и краткосрочные семинары на предприятии.
Две трети респондентов считают, что вузам, чтобы улучшить качество образования и приблизить его к реалиям бизнеса, нужно более тесно сотрудничать с предприятиями. Более 50% уверены, что студентам необходима более обширная производственная практика. Еще 25% считают, что и вузовским преподавателям следует периодически проходить практику на предприятии.
13. ТПП ЧР может взять на себя выполнение следующих функций:
1. Ежегодный доклад (возможно на заседании Кабинета Министров ЧР) «Анализ рынка труда и рынка образовательных услуг. Прогноз потребности в кадрах отраслей экономики региона».
- Участие в формировании регионального заказа потребности в кадрах.
- Организация ежегодной биржи контактов:
- Предприятия – презентация потребностей и условий труда;
- Учреждения образования – презентация возможностей.
- Участие в разработке профессиональных стандартов.
5. Участие в разработке рекомендаций по корректировке образовательных программ.
6. Организация деятельности Центра сертификации персонала.