по 1 вопросу
ИНФОРМАЦИЯ
об энергосбережении и повышении энергоэффективности
в Чувашской Республике
Энергетический комплекс Чувашской Республики сегодня представляет собой мощный развивающийся сектор экономики, обеспечивающий базу для развития всех отраслей экономики республики. В объеме валового регионального продукта доля энергетики составляет 5,2%, доля в налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации по Чувашской Республике превышает 9%.
В 2009 году всеми отраслями экономики израсходовано:
760,1 млн. кВт.ч электроэнергии (76,5% от уровня 2008 года);
459,0 тыс. Гкал теплоэнергии (111,6% от уровня 2008 года);
2,1 млн. тонн условного топлива (100% от уровня 2008 года) (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства).
Основным и наиболее экономичным топливом для республики продолжает оставаться природный газ. В 2009 году объем поставок природного газа в Чувашию составил 1,7 млрд.куб.м. Это несколько ниже (на 11,7%) чем в предыдущем году, что связано, в первую очередь, со спадом промышленного производства (объем промышленного производства сократился на треть). Кроме того, на снижение потребления природного газа в 2009 году оказала влияние и аномально теплая зима.
В рамках реформирования электроэнергетической отрасли с 2005 года вся производимая в республике энергия поставляется на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. При этом собственные энергетические мощности республики обеспечивают потребности отраслей экономики в электроэнергии лишь на 70%. Остальная часть покрывается за счет поставок из-за пределов республики. При этом стабильным – на уровне 7-9% от объема потребления – остаются потери в электросетях (в международной практике допустимый процент составляет 3-5%).
Фактически уже сегодня мы можем констатировать тот факт, что Чувашская Республика находится на грани энергодефицитности. С учетом заложенных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года темпов экономического роста, мы станем энергодефицитными уже в ближайшие три-четыре года.
В этих условиях основным приоритетом развития энергетического комплекса является обеспечение надежности, устойчивости и эффективности функционирования энергетического комплекса республики при одновременном снижении себестоимости производства всех видов энергии.
В целях реализации такой политики республикой с 2005 года проделана огромная работа по подготовке целого комплекса стратегических документов, определяющих развитие энергетики Чувашии на перспективу. Это Энергетическая стратегия Чувашской Республики до 2020 года, Концепция энергосбережения на период до 2020 года, Республиканские целевые программы энергетического развития на 2006-2010 годы, энергосбережения на 2010-2015 годы и на период до 2020 года. Мероприятия указанных документов охватывают все отрасли экономики: и промышленность, и жилищно-коммунальное хозяйство, и бюджетную сферу. В процессе разработки находится Схема и Программа перспективного развития электроэнергетики до 2020 года. Реализация мероприятий этих документов позволит удовлетворить потребности республики в энергоресурсах.
Между тем, по прогнозам экспертов, тенденция роста цен на основные топливно-энергетические ресурсы в ближайшие годы сохранится. Так, согласно Сценарным условиям развития электроэнергетики, разработанным Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике, на период до 2030 года рост цен на основные потребляемые в Чувашской Республике топливно-энергетические ресурсы составят:
на природный газ – 167,3% со среднегодовым темпом 102,6%;
на мазут – 106,4% со среднегодовым темпом 100,3%;
на электроэнергию – 187,5% со среднегодовым темпом – 104,0%.
Средний тариф на тепловую энергию увеличится в 3,9 раза со среднегодовым темпом – 108,8%.
Подобное увеличение цен на топливно-энергетические ресурсы в совокупности с необходимостью удовлетворения потребностей экономики в энергоресурсах, ведет к необходимости усиления внимания к вопросам энергосбережения, повышения энергоэффективности, в том числе за счет установления экономически обоснованных тарифов. Немаловажная роль при этом отводится внедрению когенерации на крупных котельных республики.
Только в этом случае мы сможем выполнить задачу, обозначенную в Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» - снижение удельной энергоемкости валового регионального продукта в 2020 году не менее чем на 40% к уровню 2007 года.
Инструментарием достижения поставленных целей и задач в области энергосбережения и повышения энергоэффективности является программно-целевой подход. Его ключевая идея – в выстраивании циклической матрицы «мониторинг – анализ эффективности – планирование и реализация проектов – мониторинг и контроль ответственности за энергетическую эффективность». Этот подход нашел свое отражение в Республиканской целевой программе энергосбережения, которая является региональной компонентой соответствующих федеральных мер.
Между тем, с момента принятия Республиканской целевой программы энергосбережения произошли ряд изменений в федеральном законодательстве, касающихся вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Приняты:
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г.
№ 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;
приказ Минрегиона России от 7 июня 2010 г. № 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».
Учитывая вышесказанное, сегодня актуальным вопросом является доработка Республиканской целевой программы энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года в рамках полномочий, предоставленных законодателем органам исполнительной власти регионов. В частности по разделу:
«Организационные мероприятия» - уточнение механизма контроля за реализацией муниципальных программ энергосбережения, включая утверждение показателей эффективности их реализации, форму, порядок и периодичность предоставления отчетности о выполнении программ;
«Повышение энергоэффективности в отдельных секторах экономики»:
- в промышленности – разработка порядка формирования реестра предприятий, подлежащих обязательному энергетическому аудиту и мониторингу энергетической эффективности; активное освоение, выпуск и внедрение энергосберегающего оборудования промышленными предприятиями, а также разработка механизма экономического стимулирования внедрения энергосберегающих мероприятий;
- в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике – разработка порядка утверждения нормативов потерь при производстве, передаче электрической и тепловой энергии, водоснабжении и водоотведения, порядка разработки схем теплоснабжения населенных пунктов и паспортизации объектов теплоснабжения;
- в сельском хозяйстве – проведение анализа потенциала энергетической эффективности животноводческих и птицеводческих комплексов с учетом возможности внедрения биотехнологий второго и третьего поколений, внедрения инновационных технологий обработки почвы и доработка на этой основе перечня мероприятий программы;
- в жилищном фонде – внедрение паспортизации и определение класса энергоэффективности строящихся и реконструируемых (капитально ремонтируемых) домов, разработка и утверждение уполномоченными органами Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- в бюджетной сфере – внедрение порядка планирования бюджетных ассигнований бюджетного учреждения на предстоящий плановый период с учетом сокращения расходов, достигнутых им в результате уменьшения объема фактически потребленных ресурсов сверх установленного законодательством (3%)
Кроме того, считаю необходимым:
дополнить программу мероприятиями, касающимися развития энергетики на основе возбновляемых источников энергии. В частности, реализацией пилотного проекта по энергетической переработке отходов древесины;
привести целевые показатели и индикаторы программы в соответствии с требованиями федерального законодательства;
доработать механизмы управления программой с учетом существующих информационных потоков статистической отчетности и информации ведомственной статистики.
____________