В Чувашской Республике в последнее время проблемы связанные с оборотом алкогольной продукции, как и в других субъектах Российской Федерации, требует ужесточения государственного контроля.
В этих целях в 2003 году были согласованы с Министерством по налогам и сборам Российской Федерации и утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.08.2003 г. № 190 «Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок изготовления, приобретения, выдачи региональных специальных марок и их цена на территории Чувашской Республики».
В целях исключения возможности поступления в розничную сеть республики некачественной алкогольной продукции принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «О порядке осуществления специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории Чувашской Республики».
Было подготовлено и принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.03.2000 г. № 49 «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции», в дальнейшем вносились изменения и дополнения, которые позволили упростить систему лицензирования розничной продажи алкогольной продукции для субъектов потребительского рынка и одновременно ужесточить требования к соблюдению ими условий лицензирования. А именно, был изменен порядок распространения действия лицензии (если ранее действие лицензии распространялось только на территории того города или района, администрацией которого выдана лицензия, то в соответствии с новым порядком действие лицензии распространяется на территории всей Чувашской Республики), установлены лицензионные требования и условия для осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, также дополнительные требования для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в городах.
Принятое 1 апреля 2002 года постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции» позволяет ограничить розничную продажу алкогольной продукции в местах массового скопления граждан, нахождения источников повышенной опасности и оптовых рынках, а также прилегающих территорий к детским, учебным, культовым, лечебно-профилактическим учреждениям с целью недопущения криминогенной обстановки на территории вышеуказанных объектов.
В Чувашской Республике производством алкогольной продукции занимаются 6 предприятий. Это филиалы ФГУП “Росспиртпром” "Ликеро-водочный завод “Чебоксарский”, «Спиртовой завод “Марпосадский”, «Спиртовой завод “Ядринский”, ООО «Цивильский производственный комбинат «Пищевик», ОАО «Алатырский пищекомбинат», ООО «Завод «БудаВин».
В феврале т.г. ООО «Завод «БудаВин» действие лицензии на производство, хранение и поставки алкогольной продукции было приостановлено, в связи с несвоевременной уплатой лицензионного сбора. После уплаты лицензионного сбора действие лицензии данному предприятию возобновлено. По этой же причине подготовлен приказ по приостановлению действия лицензии ЗАО «Дизайн».
В феврале 2003 г. было прекращено действие лицензии ООО «Шумерлинский пищекомбинат» на основании их заявления.
Поставки алкогольной продукции в республику осуществляют организации имеющие лицензии на закупку, хранение и поставку данной продукции. Таких организаций по республике – 32. Правом поставки в розничную сеть и на предприятия общественного питания, кроме предприятий-производителей алкогольной продукции, осуществляют оптовые предприятия, имеющие соответствующую аккредитацию. Таких организаций - 26.
Количество аккредитованных организаций растет, в связи с этим усложняется контроль за качеством и объемом поставляемой алкогольной продукции, предприятиями розничной торговли и общественного питания нарабатываются огромные кредиторские задолженности поставщикам.
Анализируя финансово-экономические показатели деятельности аккредитованных организаций Чувашской Республики, можно отметить, что не все организации работают рентабельно.
В целом, за 2003 г. по сравнению с предыдущим годом аккредитованными организациями увеличен объем реализованной алкогольной продукции почти в 2 раза (в 2003 г. реализовано 966,51 тыс. дал алкогольной продукции, в 2002 г. - 442,10 тыс. дал). Однако, ряд аккредитованных организаций имеют сравнительно небольшой объем реализованной алкогольной продукции, в то время как они имеют достаточный опыт работы на алкогольном рынке.
В настоящее время в Минюст Чувашии направлена на регистрацию Инструкция по проведению аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания с изменениями и дополнениями, которая позволит ужесточить требования, предъявляемые к аккредитованным организациям. Повторно получено отрицательное заключение в связи с тем, что Минэкономразвития Чувашии предусмотрены дополнительные меры по приостановлению действия аккредитации за наличие просроченной задолженности по уплате налогов, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных сведений об объемах и номенклатуре поставляемой для розничной торговли и общественного питания алкогольной продукции и др.
В целом, вся алкогольная продукция, производимая и поступающая в Чувашскую Республику, проходит через акцизные склады, которые учреждены на территории предприятий-производителей алкогольной продукции, на ООО «Чебоксарская универбаза» и ГУП Чувашской Республики «Чувашторг» Минэкономразвития Чувашии.
Ежемесячный анализ реализации алкогольной продукции, произведенной предприятиями Чувашской Республики, в разрезе районов и городов показал, что за 2003 г. реализовано 1879,6 тыс. дал алкогольной продукции (или 14,03 л на душу населения), в том числе в г. Чебоксары соответственно 1014,42 тыс. дал (21,33 л), г. Новочебоксарске – 126,14тыс. дал (10,2 л), г. Канаше – 64,3 тыс. дал (12,27 л), Чебоксарском – 80,8 тыс. дал (13,86 л), Моргаушском – 57,65 тыс. дал (15,71 л), Цивильском – 47,28 тыс. дал. (12,99 л), Ядринском районах – 57,99 тыс. дал (16,57 л). Информация о реализации алкогольной продукции произведенной в Чувашской Республике в разрезе районов и городов за январь-декабрь 2003 г. - приложение 1.
Реализация алкогольной продукции предприятиями–производителями и акцизными складами Чувашской Республики в 2003 г. увеличилась в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (в 2002 г. реализовано алкогольной продукции – 1117,551 тыс. дал, в 2003 г. – 1879,6 тыс. дал). Реализация алкогольной продукции на душу населения увеличилась в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 5,8 л (с 8,23 л до 14,03 л).
В январе т.г. специалистами Минэкономразвития Чувашии проведен анализ себестоимости спирта, производимого филиалами ФГУП «Росспиртпром» «Спиртовой завод «Марпосадский», «Спиртовой завод «Ядринский», а также себестоимости водки, производимой филиалом «Ликероводочный завод «Чебоксарский», который показал, что по сравнению с прошлым годом произошел рост себестоимости спирта, соответственно и водки. В основном, рост произошел за счет увеличения затрат на сырье, а именно, за счет роста цен на зерно. Можно отметить, что цены в декабре 2003 г. к декабрю 2002 г., по данным Комстата Чувашии, на пшеницу для производства спирта увеличились в 2,1 раза, на рожь – в 2,7 раза, на ячмень – в 2 раза.
За январь – февраль т.г. произошло снижение объемов производства алкогольной продукции на 12,9%. Одной из причин снижения, по мнению потребителей, является ухудшение качества производимой водки.
В феврале 2004 г. специалистами Минэкономразвития Чувашии проведено анкетирование крупных торговых предприятий г. Чебоксары по оценке розничной продажи водочной продукции, производимой филиалами ФГУП «Росспиртпром» «ЛВЗ «Чебоксарский», спиртовых заводов «Марпосадский» и «Ядринский». Проанализировав итоги можно отметить, что торговые предприятия работают со всеми филиалами ФГУП «Росспиртпром». Ассортимент водки в основном достаточно широкий, но не всегда выполняются заявки торговых предприятий по требуемому ассортименту. Многим торговым предприятиям водка, производимая спиртзаводами «Марпосадский» и «Ядринский», отпускается только через посредников (оптовых организаций), а не напрямую. О качестве водки, производимой филиалами ФГУП «Росспиртпром» мнение разное. Отзывы покупателей о качестве водки, производимой спиртовыми заводами «Марпосадский» и «Ядринский» в основном хорошие. Однако, качество водки, производимой «ЛВЗ «Чебоксарский», по мнению потребителей, ухудшилось и особенно водки, расфасованной в посуду 0,250 л.
Торговыми предприятиями устанавливается размер торговой надбавки на водку, производимую в республике в пределах 15-28,5%, на завозимую водку - 25-50%. Несмотря на то, что розничные цены завозимой водки выше, чем розничные цены на водку, производимую в республике, спрос населения на нее не уменьшается.
В настоящее время подготовлен проект Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ФГУП «Росспиртпром». Одним из основных требований, предъявляемых к филиалам ФГУП «Росспиртпрома», находящихся на территории Чувашской Республики, являются повышение качества и улучшение потребительских свойств алкогольной продукции, а также увеличение объемов ее производства и реализации. В настоящее время данный проект направлен на согласование в ФГУП «Росспиртпром».
Во исполнение поручения Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Ю. Партасовой от 18.12.2003 г. № 02/20-7074 и в целях упорядочения оборота алкогольной продукции в республике Минэкономразвития Чувашии разработан План мероприятий по оптимизации рынка алкогольной продукции в Чувашской Республике, который одобрен Председателем Правительства Чувашской Республики и направлен для исполнения.
В соответствии с вышеуказанным Планом Минэкономразвития Чувашии в январе-феврале 2004 г. проделано следующее.
Принимая во внимание, что в последнее время прослеживается тенденция увеличения ввоза водки на территорию Чувашской Республики, которая нередко бывает сомнительного качества и является основной причиной роста смертности населения, в январе т.г. Минэкономразвития Чувашии совместно с Управлением МНС России по Чувашской Республике было проведено совещание с руководителями организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции по вопросам упорядочения оборота алкогольной продукции в Чувашской Республике. По итогам совещания организациям рекомендовано ограничить ввоз водки в посуде емкостью 0,25-0,5 л, в ценовом диапазоне ниже, чем местная алкогольная продукция. В адрес руководителей организаций направлены рекомендательные письма.
Однако, в настоящее время со стороны крупных региональных организаций, производящих и реализующих алкогольную продукцию на территории Российской Федерации (так, например ОАО «Исток» (Алания, г. Беслан), ведется «агрессивная» политика продвижения своей продукции на алкогольный рынок страны. Здесь и реклама, и доступные цены для «оптовиков» и потребителей. Поэтому многие организации Чувашии, реализующие алкогольную продукцию на территории республики, реализуют данную алкогольную продукцию, которая пользуется большим спросом у населения. Нашим же предприятиям-производителям необходимо активизировать работу по улучшению оформления выпускаемой водочной продукции и проведению рекламных акций.
На совещании также был рассмотрен вопрос о внедрении программно - информационного комплекса «Единая система учета движения алкогольной продукции» для учета и контроля алкогольной продукции на предприятиях-производителях алкогольной продукции и акцизных складах Чувашской Республики. В настоящее время вышеуказанный программно-информационный комплекс уже установлен в филиалах ФГУП «Росспиртпром» «ЛВЗ «Чебоксарский», «Спиртовой завод «Ядринский», «Спиртовой завод «Марпосадский», ООО «Чувашторг», ООО «Чебоксарская универбаза», ОАО «Алатырский пищекомбинат», ООО «ЦПК «Пищевик». В стадии подписания находится договор на внедрение данного программно-информационного комплекса в ООО «Завод «БудаВин», который планируется подписать в апреле т.г. Деятельность акцизного склада приостановлена.
В феврале т.г. специалистами Минэкономразвития Чувашии проведена проверка деятельности учрежденных акцизных складов: ГУП «Чувашторг» и ООО «Чебоксарская универбаза». В целом, нарушений не установлено. Можно отметить, что с внедрением данного программно-информационного комплекса Управлением МНС России по Чувашской Республике задерживается выдача разрешений на маркировку алкогольной продукции региональными специальными марками. Если до внедрения данного комплекса маркировка алкогольной продукции проводилась, с учетом проверки ее качества и безопасности, в течение 3-х дней, в настоящее время данная работа проводится не менее 7 дней и более, а это в свою очередь, влечет за собой снижение оборота алкогольной продукции.
По данным акцизных складов Чувашской Республики (ГУП «Чувашторг» и ООО «Чебоксарская универбаза») за январь – февраль 2004 г. реализовано алкогольной продукции аккредитованными организациями Чувашской Республики – 72,02 тыс. дал, в том числе водочной продукции – 24,61 тыс. дал (или 34,2 % от общего объема реализованной алкогольной продукции), из нее завезенной водочной продукции из других регионов - 17,99 тыс. дал (или 73,1 % от общего объема реализованной водочной продукции) Информация о реализации алкогольной продукции ГУП «Чувашторг» и ООО «Чебоксарская универбаза» за 2003 г. и январь – февраль 2004 г. – приложение 2.
Ежеквартальный анализ представленных данных организациями, аккредитованными на поставку алкогольной продукции для предприятий розничной торговли и общественного питания на территории Чувашской Республики показал, что за 2003 г. реализовано 966,51 тыс. дал алкогольной продукции на сумму 781,3 млн. рублей, что в 2 раза больше чем в 2002 г. (2002 г. - 442,10 тыс. дал на сумму 526,2 млн. руб.). Информация о реализации алкогольной продукции в разрезе районов и городов Чувашской Республики аккредитованными организациями Чувашии - Приложение 3.
По состоянию на 01.01.2003 г. в Чувашской Республике действовало 1156 лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции, по состоянию на 01.01.2004 г. их количество увеличилось до 1242 лицензий. В настоящее время (по состоянию на 31.03.04 г.) действующих лицензий -1311.
В целом, по состоянию на 31.03.04 г. по Чувашской Республике розничную продажу алкогольной продукции осуществляют 3527 объектов, из них в круглосуточном режиме работает 403 предприятия торговли и общественного питания. Наибольшее количество объектов, реализующих алкогольную продукцию в круглосуточном режиме на 1.03.04 г. - в Марпосадском (28 объектов), Канашском (22), Чебоксарском (21), Ядринском (18) районах, г. Чебоксары (105), г. Канаш (45), г. Новочебоксарск (38). Наименьшее их количество в Красноармейском (1), Красночетайском (1), Шумерлинском (1), Батыревском (1), Алатырском (2), Вурнарском (2) районах и г. Шумерля (3). Увеличилось количество круглосуточных магазинов по сравнению с 4 кварталом 2003 г. в Цивильском - 31 (было 1), в Яльчикском – 6 (было 4), а уменьшилось в г. Чебоксары – 105 (было 112), в Канашском – 22 (было 23). Не изменилась ситуация в Марпосадском районе, где 28 круглосуточных объектов, в Чебоксарском – 21, в Козловском – 13, в Ядринском – 18, в г. Новочебоксарске – 38.
За 2003 г. администрациями районов и городов совместно с контролирующими органами проведено 1026 проверок соблюдения условий лицензирования и правил продажи алкогольной продукции, в 333 случаях установлены нарушения. В 4 квартале 2003 г. ни одной проверки не проводилось в Комсомольском, Красноармейском, Моргаушском, Порецком, Цивильском районах, в Марпасадском - проведена лишь одна проверка.
В 2003 году был принят Закон Чувашской Республики от 23.07.2003 г. № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», который позволил контролирующим органам привлекать лица к административной ответственности за изготовление, приобретение в целях сбыта, сбыт, хранение с целью сбыта алкогольных напитков кустарного изготовления, а также денатурата и иной спиртосодержащей продукции.
По представленной информации МВД Чувашии за 1 квартал сотрудниками ГРОВД республики выявлено 42 уголовно наказуемых деяний в сфере оборота алкогольной продукции, проведена 3071 проверка объектов торговли и частных лиц, пресечено 730 правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции. Из незаконного оборота изъято 52,5 л спирта, 175 л спиртосодержащей жидкости, опасной для жизни и здоровья граждан, 261 л вино-водочной продукции, 1987 л браги, 519 л самогона, 51 л денатурата, всего на сумму 71.380 рублей. В январе – марте 2004 г. на территории Чувашской Республики пресечено 658 фактов изготовления и хранения с целью сбыта и реализации крепких спиртных напитков домашней выработки. По всем выявленным фактам составлены административные протоколы по ст. 16 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», наложены штрафов на сумму 555 тыс. руб., взыскано262 тыс. руб. или 47,2 %. Однако, виды нарушений не конкретизированы, в связи с этим Минэкономразвития Чувашии не имеет возможности своевременно проконтролировать исполнение администрациями районов (городов) принятия мер по устранению нарушений.
В целях устранения причин распространения и увеличения потребления технического спирта и других суррогатных напитков администрациями районов и городов совместно с контролирующими органами в 2003 г. проведены оперативно - профилактические операции «Суррогат», «Двор» и т.п. для выявления лиц, вовлекающих несовершеннолетних в распитие спиртных напитков, а также выявления фактов незаконного производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ходе которых выявлено следующее:
- к административной ответственности за реализацию спиртных напитков домашней выработки привлечены в Вурнарском районе – 32 человека, Ибресинском – 11, Урмарском – 7, Янтиковском – 16.
- по статье 16 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» от 23.07.2003 г. № 22 за изготовление и приобретение в целях сбыта, сбыт, хранение спиртных напитков кустарного изготовления привлечены к ответственности в Канашском районе – 34 человека, Козловском - 10, Красночетайском – 20, Чебоксарском – 8, Шумерлинском – 13, Ядринском – 65, г. Алатырь – 55, г. Новочебоксарске – 52.
По сведениям администраций районов и городов республики, фактов реализации и потребления технического спирта и других суррогатных напитков не зарегистрировано на территории Алатырского, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Канашского, Комсомольского, Красночетайского, Порецкого, Урмарского, Цивильского районов.
Учитывая вышесказанное, считаем, что необходимо ужесточить государственный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции. А для этого необходимо проводить «жесткую» политику с нарушителями законодательства в сфере алкогольного рынка, привлекая их к ответственности, проводить анализ деятельности организаций занимающихся производством, поставками и реализацией алкогольной продукции, принимать меры по повышению качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции, проводить совещания с главами администраций, с руководителями предприятий и контролировать за выполнением принятых решений.
Начальник отдела торговли и потребительского рынка С.Г. Ефимова