Итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации 2017 года объявлены в рамках Петербургского международного экономического форума. В своем выступлении Президент России Владимир Путин отметил, что Чувашия наряду с такими регионами, как Татарстан, город Москва, Тульская область, Калужская область уже предметно включилась в формирование открытой и благоприятной деловой среды.
В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России.
Чувашская Республика по результатам 2017 года в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России поднялась с шестого на второе место.
И сначала свое выступления я хотел бы поблагодарить всех, кто вместе с нами проводил соответствующую работу. Это УФНС, Росреестр, Кадастровая палата, Органы исполнительной власти республики, представители бизнес объединений, ресурсоснабжающих организаций – Газпром – газораспределение Чебоксары, Чувашэнерго и безусловно экспертную группу АСИ.
Все мы выполняли одну задачу – это формирование комфортных условий для ведения бизнеса в республике.
Напомню, основа Национального рейтинга – это мнение предпринимателей. И рейтинг показывает, как выстроена система жизненного цикла становления бизнеса в субъекте.
Большинство показателей являются опросными. Если в 2015 году число респондентов составило 230 тыс. человек, то в 2017 году - уже 400 тыс. Это около 8% от общего количества предпринимателей в стране.
В 2018 году итоги Национального рейтинга будут подводиться исходя из достижения субъектами значений целевых моделей. Я еще раз напомню, что реализация Целевых моделей в субъектах Российской Федерации будут рассматриваться на Государственном Совете Российской Федерации проводимым Президентом страны.
Поэтому мы должны подробно проанализировать, какие у нас имеются резервы и, где мы недорабатываем.
В первую очередь, отмечу позитивные итоги Национального рейтинга:
- срок получения разрешений на строительство - группа А и составил 93 дня;
- среднее количество процедур при подключении к электросетям – 4,86 ед.,
- время постановки на кадастровый учет составило 22 дня, при среднем лучшим по стране – 25 днях, и др.
Вместе с тем, есть куда стремиться. Среднее значение по регионам-лидерам (группа А):
срок получения разрешений на строительство – 84 дня.
среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство - 9.
Год назад мы с вами подводили итоги рейтинга 2016 года. И Кустарин И.В. отметил, что тяжело добиться результата, но еще тяжелее его удержать, поскольку все регионы включились в эту работу и все регионы сегодня стремятся быть первыми.
Для того, чтобы удержать и улучшить нашу позицию, я коротко пройдусь над проблемами и задачами, которые нам необходимо реализовать.
На сегодня по сведениям органов местного самоуправления для получения разрешения на строительство фактический предельный срок составляет 81 календарный день, при этом проводится 11 процедур.
По информации Минстроя Чувашии Административные регламенты органов местного самоуправления по выдаче градостроительных планов, разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства соответствуют действующему законодательству.
Однако Минэкономразвития Чувашии проведен мониторинг сайтов муниципальных образований в ходе которого выявлено, что не внесены изменения и не размещены на сайтах муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений административные регламенты по сокращению сроков предоставления муниципальных услуг, по выдаче градостроительного плана земельного участка. На сегодня размещенные административные регламенты датируются 2014-2015 годами.
Все целевые модели, которые мы реализуем, оцениваются федеральными органами власти.
Заместитель министра строительства Российской Федерации Антипина Наталья Николаевна является одним из требовательных экспертом. 3 июля 2017 года проводила заочное заседание рабочей группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование», где отметила, что:
- оценка показателей осуществляется на предмет наличия реестра описания процедур на сайтах органов государственной власти и всех муниципальных образований, где осуществляется предоставление процедур в сфере строительства
- подтверждающая информация в системе Region-ID по показателям целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование», представлена не в полном объеме. Так по сокращению сроков получения заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, согласно регламенту, срок проведения экспертизы - 45 дней, а сведения размещенные Минстроем Чувашии – 23 дняи подтверждающая информация, отвечающая описанию отсутствует.
Таким образом, с учетом рекомендации Минстроя России, Минстрою Чувашии необходимо совместно с администрациями муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений обеспечить:
- приведение административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство во всех муниципальных образованиях, в соответствие с законодательством Российской Федерации, в том числе по сокращению сроков получения разрешения на строительство, по выдаче градостроительного плана земельного участка и их размещение на сайтах администраций муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений.
Сегодня срок выдачи градплана в административных регламентах составляет 30-35 дней.
- размещение подтверждающей информации по получению градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), разрешения на строительство в системе Region-IDв разрезе всех муниципальных образований.
Кроме того, на сегодня не выполняются показатели по предоставлению услуг в области строительства в электронном виде:
- по выдаче ГПЗУ в электронном виде - на сегодня - 1% лишь в г. Чебоксары;
- по получению разрешения на строительство в электронном виде - на сегодня – по г.Чебоксары было 2 обращения, что составляет 0,46% от количества обращений за получением разрешения на строительство в г.Чебоксары (на 31 декабря 2017 г. – 30 %).
Минстрою Чувашии совместно Мининформполитики Чувашии необходимо принять меры по обеспечению технической возможности предоставления услуг в электронной форме по выдаче градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию в муниципальных образованиях республики.
Минстрою Чувашии необходимо в срок до 1 августа 2017 года доработать унифицированный набор процедур по муниципальной услуге «Выдача разрешения на строительство» и направить во все муниципалитеты для актуализации административных регламентов по данной услуге и в Мининформполитики Чувашии для тиражирования на портале федерального реестра государственных услуг (ФРГУ) для обеспечения возможности заявителей получать услугу в электронном виде с первой декады сентября 2017 года.
Наблюдается прогресс по количеству процедур подключения к электросетям: 4,86 процедур по сравнению с 5,14 в 2016 году, при чем среднее значение регионов-лидеров – 4,89 процедуры.
Отмечу, над чем еще предстоит поработать.
От скорости подключения к объектам инфраструктуры и уровня развития электронных услуг зависят сроки реализации проектов.
В рамках реализации дорожной карты по целевой модели: «Технологическое присоединение к электрическим сетям», также предусмотрено мероприятие по увеличению доли заявок на технологическое присоединение, поданных в электронном виде через Интернет. На сегодня данный показатель составляет 1,95% (филиал «Чувашэнерго», ООО «Коммунальные технологии»). К 31 декабря 2017 года необходимо достичь 70%.
Для успешной реализации данного мероприятия Минстрою Чувашии совместно с Мининформполитики Чувашии необходимо в срок до 1 августа 2017 года:
- создать единый региональный интернет-портал с:
- исчерпывающим объемом доступной информации о порядке технологического присоединения,
- возможностью получения обратной связи (консультации) по вопросам технологического присоединения, выбора заявителем сетевой организации и подачи заявки на технологическое присоединение, возможности предварительного и контрольного расчета платы за технологическое присоединение по видам ставок, информационные ссылки на федеральный портал государственных и муниципальных услуг и др.
- обеспечить периодическое доведение информации до максимально широкого круга заинтересованных лиц;
- продолжить работу с сетевыми организация по размещению сервиса «личный кабинет» и калькулятора на сайтах организаций. На сегодня лишь у МРСК «Чувашэнерго» на сайте возможно разместить информацию в «личном кабинете» и воспользоваться калькулятором.
Бизнес стал требовательнее и строже в своих оценках контрольно-надзорной деятельности и административного давления со стороны проверяющих и регулирующих органов.
Традиционная проблема – неудовлетворенность предпринимателей средним количеством проверок. За прошедший год показатель значительно улучшился, сегодня на одного предпринимателя приходится 1,92 (группа С) проверки в год, когда как годом ранее показатель составлял 2,61 (группа Е).
По информации Прокуратуры Чувашской Республики в 2016 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующими органами проведено 4282 проверки (на 38% меньше, чем в 2015 г.), в том числе органами регионального государственного контроля (надзора) проведено 1240 проверок, что на 40% меньше по сравнению с предыдущим годом.
Для улучшения показателя (войти в группу В) нам нужно сократить общее количество проверок на 12% за счет:
- проведения совместных проверок, ведение учета всех подконтрольных субъектов, попадающих под тот или иной вид контроля на основе истории проведения проверок;
- организации с 2018 года проверок с учетом риск-ориентированного подхода;
- использования межведомственного взаимодействия при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Можно отметить тот факт, что качество планирования проверок в отношении представителей бизнеса повысилось. По данным Прокуратуры Чувашской Республики с 16,5% до 13% сократилось количество отклоненных прокурорами плановых проверок, общее количество плановых проверок, разрешенных к проведению в текущем году, сократилось на 60% (1982 проверок - на 2017 г., 3309 проверок - на 2016 г.).
Несмотря на то, что значения по среднему времени регистрации юридических лиц и количеству процедур, необходимых для их регистрации уменьшилось с 11,56 до 10,56 дней и с 4,35 до 3,96 процедур соответственно, по среднему время регистрации юридических лиц мы оказались в группе С.
Это связано с улучшением данных значений в других регионах, так как значение показателей в регионах улучшается ежегодно. Так, сократилось среднее значение времени регистрации среди регионов-лидеров - 7,08 дней (9,89 – в 2016 году).
В целях улучшения показателя «Эффективность процедур регистрации предприятия» рекомендуем УФНС по Чувашии в срок до 1 августа 2017 года:
- Оптимизировать пакет документов на портале Госуслуг (ЕПГУ) - имеется возможность подать заявление через портал Госуслуг, однако на портале отсутствуют:
- бланк для оплаты госпошлины с реквизитами для оплаты
- образец заполнения заявки.
- Проанализировать эффективность работы Единого центра регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Сотрудники министерства выезжали и смотрели, как проводится работа Центром. Во первых, хотел бы сказать слова благодарности вашим сотрудникам – это Порфирьевой Людмиле Германовне, Мешкову Михаилу Анатольевичу, которые погружены в проблемы и душой участвуют в выполнении задач.
Наши предложения следующие - это рассмотреть возможность получения дополнительных услуг по регистрации юридических лиц в зданиях налоговых служб, таких как:
- возможность заказать изготовление печати;
- распечатать и внести изменения в пакет документов для регистрации юрлица;
- установить гостевые компьютеры в залах;
- актуализировать Алгоритм прохождения всех этапов процедур по регистрации предприятия с указанием адресов Налоговых инспекций, МФЦ, ссылок на ЕПГУ, образцы документов.
По показателю среднего количества процедур, необходимых для регистрации права собственности республика сохранила лидирующие позиции и вошла в группу А, однако у нас имеется резерв по сокращению среднего времени регистрации права собственности.
За последние годы совместно с Управлением Росреестра мы провели большую работу по перенаправлению потоков в МФЦ для внедрения бесконтактных технологий при взаимодействии с заявителями. Прием документов на регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Чувашской Республики осуществляется в офисах МФЦ и Филиала Кадастровой палаты. В процентном соотношении Филиалом принимается 22%, МФЦ - 78% заявлений о государственном кадастровом учете и регистрации прав. Управление полностью прекратило прием документов.
В то же время, действующие на сегодня технологические схемы Росреестра на оказание услуг в этой сфере не позволяют отказаться от бумажного документооборота, однако для сокращения сроков регистрации прав собственности совместно с Росреестром мы будем проводить работу по следующим направлениям:
- использование органами власти межведомственного электронного взаимодействия;
- увеличение доли обращений заявителей по данной услуге в МФЦ, в том числе путем закрытия двух пунктов Филиала Кадастровой палаты;
- увеличение частоты доставки документов из МФЦ в Росреестр.
Доля заключенных государственных и муниципальных контрактов с субъектами малого предпринимательства.
По данному показателю республика определена к группе D. Указанный показатель рейтинга по итогам 2015 года составил 4,8%, по итогам 2016 года - 11,85 %.
При расчете Рейтинга учитывается отношение контрактов, заключенных с СМП по итогам конкурентных процедур закупок, к общему объему закупок, в том числе у единственного поставщика.
Для улучшения показателя всем заказчикам республики необходимо все конкурентные процедуры закупок до 20,0 млн. рублей осуществлять у субъектов малого предпринимательства, а также увеличивать саму долю конкурентных процедур закупок.
Указанный показатель, прежде всего, мог бы значительно увеличиться за счет закупок по отрасли «Здравоохранение», доля конкурентных процедур которой составляет 20% (4,2 млрд. рублей) в общем объеме закупок республики.
В целях улучшения показателя по госзакупкам необходимо:
- Государственным заказчикам Чувашской Республики:
- осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики преимущественно конкурентными процедурами закупок;
- обеспечить увеличение доли закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики у субъектов малого предпринимательства;
- представлять в уполномоченный орган - Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в составе заявок на определение поставщиков, в которых не установлены ограничения по участию субъектов малого предпринимательства, письменные пояснения по причинам отсутствия таких ограничений.
В 2018 г. итоги Национального рейтинга будут подводиться исходя из достижения субъектами значений целевых моделей регулирования и правоприменения по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата.
Данные по показателям целевых моделей на площадке Region-ID ежемесячно обновляются ответственными исполнителями (Минэкономразвития Чувашии, Минстроя Чувашии, Управления Росреестра по Чувашии).
На сегодня по оценке экспертов средний процент достижения значений целевых моделей по Чувашии составляет 78%. В республике регулярно проводятся заседания рабочих групп по направлениям по рассмотрению проблемных вопросов целевых моделей.