Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

06.03.2017 - О рассмотрении Доклада о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чувашской Республики за 2016 год

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru

В начале 2016 года все регионы впервые отчитались по Докладу о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чувашской Республики, предоставив сведения о реализации стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на федеральный уровень (в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив, Минэкономразвития России и ФАС России).

На основе анализа предоставленных сведений Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации был подготовлен рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции. Он показывает независимую оценку качества выстроенной губернаторами и их командами системы по содействию развитию конкуренции, а также качества проделанной работы в этой области. По результатам расчета Рейтинга по итогам 2015 года Чувашия вошла в десятку лидеров и заняла 6-е место.

Сегодня выносится на рассмотрение Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чувашской Республики за 2016 год, в котором освещены итоги проведенной в отчетном году работы уполномоченным органом  – Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, другими заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики, в чьи полномочия входит развитие конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках товаров, работ и услуг в Чувашской Республике и антимонопольным органом.

Для сведения. Показатель «Содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» включен в перечень показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Весной текущего года Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации опять будет проведена оценка внедрения основных требований Стандарта и достижения целевых показателей эффективности выполнения плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции.

Основные требования Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации практически все реализованы. В двух словах расскажу о проделанной работе, а также о проблемах и задачах на текущий год.

1) Органы исполнительной власти Чувашской Республики при разработке и принятии нормативных правовых актов Чувашской республики проводят оценку влияния проектов на ограничение конкуренции, в результате по данным Чувашского УФАС России обеспечено снижение количества нарушений, выразившихся в принятии ограничивающих конкуренцию актов и осуществлении действий (бездействия) органами исполнительной власти Чувашской Республики, с 30 ед. в 2015 г. до 12 ед. в 2016 году.

2) В 2016 г. удалось оказать поддержку субъектам малого предпринимательства в размере 3,1 млрд. рублей посредством их участия в системе государственного заказа -  31,9% совокупного годового объема закупок приходится на них.

В результате проводимой работы по содействию доступа к системе государственного заказа показатель «доли закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в общем объеме совокупного годового объема закупок товаров, работ, услуг», увеличился на 10,9 п.п.  (было в 2015 г. 20%).

Чувашская Республика благодаря совместной слаженной работе всех органов власти заняла 4 место в рейтинге эффективности региональных закупок по итогам 2015 года среди субъектов Российской Федерации, а по итогам Национального рейтинга прозрачности закупок-2016 удостоена оценки «Высокая прозрачность».

3) По итогам 2016 года для получения разрешительной документации на строительство жилого дома фактический предельный срок составил 81 день против 130 дней в 2015 году (при этом проводится 11 процедур).

В целях сокращения сроков получения разрешений на строительство принимались меры по внедрению электронного взаимодействия между участниками процесса, предварительной подготовке проектов планировки, увеличению доли услуг через многофункциональные центры. 25% разрешительной документации в сфере строительства выдана через многофункциональный центр.

4) В 2016 году в реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан в Чувашской Республике (получение услуг населением в рамках имеющегося страхового полиса) активно включались не только частные стоматологические медицинские организации, но и частные организации, оказывающие диагностические услуги, а также частные многопрофильные медицинские организации, оказывающие амбулаторную помощь (ООО «Медицинский диагностический центр - Здоровье», ООО «Медицинский центр «Кредо-Медикум», ООО «ЭКО центр» и другие).

В результате доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, осуществляющих медицинскую деятельность, участвующих в оказании медицинской помощи, в общем числе медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи, увеличилась с 14% в 2015 году до 20,5% в 2016 году.

Это и многое другое было проделано в 2016 году, основные направления изложены в Докладе.

Для проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чувашской Республики были привлечены эксперты Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

В ходе экспертного опроса:

проведено 584 интервью с представителями бизнеса или в 2,3 раза больше, чем в 2015 году (252 интервью),

опрошено 1 671 жителей республики, что в 1,6 раза больше (в 2015 г. – 1043).

По результатам мониторинга выявлены следующие позитивные тенденции.

По результатам социологического опроса населения установлено, что удовлетворённость качеством предоставляемых товаров и услуг населением республики достаточно высокая. В целом жители республики в той или иной степени довольны и скорее довольны качеством (ответило более 70 процентов респондентов) электро-, тепло- и водоснабжения, сотовой связи, интернета, продуктов питания, бытовой техникой.

Удовлетворенность населения качеством товаров в целом улучшилась по всем товарным рынкам. Наиболее проблемными по качеству товаров и услуг являются медицинские услуги (38,4% респондентов недовольны и скорее недовольны их качеством, в 2015 г. – 43,4%), услуги по обслуживанию детей с ограниченными возможностями (соответственно 28,2% и в 2015 г. не обследовались), услуги общественного транспорта (26% и 28,6%), услуги организаций культуры (26,9% и не обследовались), социальные услуги населения (23,4% и не обследовались).

Оценивая широту предложения товаров и услуг на целевых рынках, жители республики отметили, что достаточно предложений на рынке продуктов питания (93,1% достаточно и избыточно много), сотовой связи (90,2%), интернета (85,4%), лекарственных препаратов (82,4%), бытовой техники (77,6%), одежды и обуви (75,6%), всех видов коммунальных услуг (в диапазоне 74% - 81,3%).

Но при этом жители республики отметили недостаток предложений, прежде всего, в туристических услугах (53,8% респондентов отметили, что услуг мало либо нет совсем), услуг по обслуживанию детей с ограниченными возможностями (48,9%), услуг отдыха и оздоровления детей (46,3%), услуг организаций культуры (38,3%), услуг дополнительного образования детей (34,6%), социальных услуг населения (33,7%).

Отраслевым министерствам необходимо оценить итоги опроса населения и принять дополнительные меры по развитию негосударственного (немуниципального) секторов экономики, усилить информационную работу с населением о проводимой работе.

Основная масса опрошенных (35,1%) оценили конкуренцию на рынке Чувашской Республики как умеренную (в 2015 г. – только 23% опрошенных).

Как положительный момент можно отметить снижение доли респондентов, столкнувшихся с фактами недобросовестной конкуренции (с 60,6% в 2015 году до 26,1% в 2016 году). В ходе исследования на вопрос о недобросовестной конкуренции, с которой сталкивается бизнес-сообщество в Чувашской Республике, получены следующие результаты: 26,1% опрошенных имеют печальный опыт недобросовестной конкуренции при ведении предпринимательской деятельности, еще 25,9% заявили, что не сталкивались с фактами недобросовестной конкуренции, еще 48,1% респондентов не смогли ответить на данный вопрос.

При проведении анализа условий ведения бизнеса в Чувашской Республике представителям бизнеса было предложено выбрать самое большое препятствие, с которым они сталкиваются в своей деятельности. Участникам исследования был предложен список типичных проблем, из которых они должны были выбрать не более одной проблемы.

На диаграмме представлен рейтинг  препятствий: самыми большими препятствиями, по их мнению, стали: отсутствие доступа к финансированию (сложность получения кредитных средств в банках и высокие процентные ставки кредитов). На нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, указали 5,8% респондентов, недостаточную подготовку специалистов – 5,5%.

По результатам опроса установлено увеличение доли респондентов, которые указали на отсутствие наличия проблем при осуществлении своей предпринимательской деятельности: 9,6% респондентов (или каждый десятый) указали, что вообще не сталкивались с какими-либо препятствиями (по опросу 2015 года на отсутствие препятствий указали лишь 3,6% респондентов).

По результатам мониторинга наличия административных барьеров выявлена преобладающая доля респондентов, считающих, что уровень административных барьеров снизился, на таких рынках как жилищно-коммунальное хозяйство (40%), туристские услуги и связь (по 33,3%) и обслуживание детей с ограниченными возможностями (25%).

Впервые проведено обследование удовлетворенности бизнес-сообщества услугами естественных монополий.

По результатам оценки уровня удовлетворенности бизнес-сообщество наиболее довольно услугами связи (сроки получения доступа (50,2%); сложность (количество) процедур подключения (49,5%); стоимость подключения (46,1%)).

Самый высокий показатель уровня неудовлетворенности приходится на теплоснабжение по срокам подключения (36,3%), на газоснабжение, который составил 30,5% по количеству процедур подключения к сетям и 34,2% - по стоимости подключения.

Реализация в 2016 году мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Чувашской Республике позволила достичь 9 целевых показателей по системным мероприятиям и 24 показателям по развитию конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках.

Немного не дотянули до плановых показателей по:

- доле детей, получающих дошкольное образование в частных дошкольных образовательных организациях, в общей численности детей, посещающих образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, которая составила 0,8% при плане на 2016 г. – 0,9%;

Для сведения: Не достижение показателя объясняется развитием муниципального сектора и полной ликвидацией очередности детей старше 3 лет в муниципальные детские сады и улучшением показателя уровня обеспеченности детей старше 1,5 года местами в дошкольных образовательных организациях (2016 г. - 87,8%, в 2015 г. – 84,6%).

- доле оборота розничной торговли, осуществляемой на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли, - 4,61%  при плане 4,7%;

Не достижение показателя объясняется сокращением количества розничных рынков и переводом их в формат торговых комплексов (в 2015-2016 годы переведено 3 ед.), а также развитием федеральных сетей, которые пользуются популярностью у населения.

Не достигнуты значения целевых показателей:

- доли межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными (немуниципальными) перевозчиками, в общем числе межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, - 24,8% (60,0%);

Не достижение показателя объясняется не проведением Минтрансом Чувашии открытых конкурсов на право осуществления регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальным маршрутам, основная доля межмуниципальных перевозок приходилась на ГУП ЧР «Чувашавтотранс»;

- доли объектов жилищно-коммунального хозяйства государственных и муниципальных предприятий, переданных частным операторам на основе концессионных соглашений, в соответствии с графиками, актуализированными на основании проведенного анализа эффективности управления, – фактически не осуществлена передача объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, частным операторам на основе концессионных соглашений (необходимо было передать объекты 3 муниципальных предприятий).

Из 17 государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, управление 3 предприятиями (МУП «Водоканал Ибресинского района», МУП «Шумерлинское ПУ «Водоканал», МУП «Теплоэнерго» г.Шумерля) за 2015 год признано неэффективным. В 2016 г. передача имущества предприятий по разным причинам в концессию не осуществлена (1 предприятие - четырежды объявлялся конкурс, который не состоялся из-за отсутствия заявок, 2 предприятие – не завершена работа по регистрации права собственности на объекты, з предприятие – введена процедура банкротства).

На сегодня проблематичным является выполнение требований стандарта развития конкуренции, предусматривающего создание и реализацию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. По итогам рейтинга в 2015 году за данное требование Чувашская Республика  набрала незначительные баллы (0,48 баллов из 5,8 возможных баллов).

С этой целью в республике создан межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Чувашской Республики (Указ Главы Чувашской Республики от 24 февраля 2015 г. №24), в 2016 году на его заседаниях были рассмотрены и одобрены 7 инвестиционных программ естественных монополий в сфере электроэнергетики.

Для сведения:Требование Стандарта предусматривает:

внедрение механизма технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий (примеры проведения в республике отсутствуют);

рассмотрение инвестиционных проектов (программ) субъектов естественных монополий на Межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Чувашской Республики;

размещению для общего сведения информации о своей деятельности, предусмотренную к обязательному раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) о реализуемых и планируемых к реализации в Чувашской Республике инвестиционных программах, включая ключевые показатели эффективности реализации таких программ;

б) о результатах технологического и ценового аудита инвестиционных проектов;

в) о структуре тарифов на услуги  и процедур предоставления товаров, работ и услуг потребителям, а также о наличии в составе инвестиционного комитета при совете директоров субъектов естественных монополий представителей потребителей товаров, работ и услуг субъектов естественных монополий и независимых экспертов;

г) о своей деятельности, предусмотренной к обязательному раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) о свободных резервах трансформаторной мощности с указанием и отображением на географической ориентировочного места подключения (технологического присоединения) к сетям территориальных сетевых организаций 110-35 кВ с детализацией информации о количестве поданных заявок и заключенных договоров на технологическое присоединение, а также о планируемых сроках их строительства и реконструкции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой и информации, отображающей на географической карте  ориентировочное место подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределительных станций, о проектной мощности (пропускной способности) газораспределительных станций и наличии свободных резервов мощности и размере этих резервов, а также о планируемых сроках строительства и реконструкции газораспределительных станций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

В частности - не выполняются следующие направления: отсутствуют информация о проектной мощности, наличии и размере свободных резервов мощности  газораспределительных станций на сайте Минстроя Чувашии, отображение на географической карте ориентировочных мест подключения к сетям газораспределения.

Межотраслевым советом потребителей необходимо рассматривать инвестиционные программы субъектов естественных монополий в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения (из-за отсутствия порядка их рассмотрения на федеральном уровне) и т.д.

Минстрою Чувашии в текущем году необходимо обеспечить реализацию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в полном объеме, размещение всей необходимой информации о деятельности субъектов естественных монополий на территории Чувашской Республики в соответствии с требованиями Стандарта развития конкуренции.

Органам исполнительной власти, курирующим соответствующие товарные рынки, необходимо:

больше уделять внимание вопросу повышения уровня информированности бизнеса о проводимой работе по развитию конкуренции с проведением совещаний, круглых столов с целевой аудиторией;

обеспечить уровень информационно-консультационной помощи негосударственному (немуниципальному) сектору экономики по оказываемым формам государственной поддержки.

В заключение прошу одобрить предлагаемый проект доклада. При необходимости, готовы рассмотреть предложения по его доработке до 9 марта т.г.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика