Достаточно важным и актуальным вопросом в настоящее время является развитие кадрового потенциала промышленных предприятий.
По данным выборочного обследования рабочей силы в 2015 году численность рабочей силы, занятой в экономике составляла 637,9 тыс. человек, из которых около 20% было занято в промышленности.
При этом основная часть работников - это квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, (113,5 тыс. человек).
Из них по уровню образования в 2015 году лица с высшим профессиональным образованием занимали долю 29,6%, со средним профессиональным образованием по программам подготовки квалифицированных рабочих – 25,2%.
Вместе с тем, выпуск обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих профессиональными образовательными организациями сократился с 4,9 тыс. человек в 2011 году до 3,5 тыс. человек в 2015 году, из них по профессиям в сфере промышленности с 1542 человек в 2011 году до 606 человек в 2015 году.
Аналогичная тенденция наблюдается и в сфере подготовки кадров с высшим образованием.
Это в очередной раз подтверждает то, что наши предприятия действительно испытывают кадровый голод.
Предприятия для восполнения кадрового дефицита активно взаимодействуют с учебными заведениями, с профильными факультетами Чувашского государственного университета, а также с организациями профессионального образования.
Я не стану вдаваться в подробности, думаю, что присутствующие здесь представители предприятий и учебных заведений скажут об этом сами.
Недостаток квалифицированных кадров является одним из сдерживающих факторов развития промышленного производства.
Именно поэтому нами в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив внедряется Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, предусматривающий подготовку кадров для промышленности на основе международных стандартов, реализацию механизмов практико-ориентированного (дуального) образования.
Цели и задачи кадрового обеспечения основаны на стратегическом видении развития экономики республики, взаимосвязаны с приоритетами технологического развития на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевых уровнях.
Ключевыми проблемами являются:
- Информационный разрыв между участниками процесса подготовки кадров. Отсутствие на текущий момент единого координатора межведомственного взаимодействия по реализации процессов подготовки кадров
- Отток высококвалифицированных кадров в другие регионы в виду более высоких средних заработных плат в соседних регионах
- «Утечка» абитуриентов (поступление абитуриентов из региона в вузы соседних крупных городов)
- Отсутствие подготовки по перспективным профессиям (осуществляется обучение только на предприятиях)
- Выпускники рабочих специальностей по окончании обучения не закрепляются на рабочих местах по причине ухода в армию
Нами определены задачи и пути их решения, это:
- Определение координатора межведомственного взаимодействия. В качестве координатора определена Торгово-промышленная палата Чувашской Республики.
- Проработать вопрос вовлечения в процесс реализации положений стандарта всех работодателей региона. Принять во внимание работодателей, ранее не участвовавших во внедрении стандарта.
- Сделать упор в развитии кадрового потенциала на следующие инновационные специальности:
- Оператор производства композитных материалов
- IT-специалисты
- Медицина и обслуживание медицинской техники
- Произвести сборку кейса по Электротехническому кластеру и перейти к масштабированию данного опыта на другие кластеры.
- Рассмотреть вопрос расширения состава Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики и доработки функционала с учетом внедрения Стандарта.
- Проработать перечень функций координатора межведомственного взаимодействия. Необходимо учесть предложения работодателей по вопросу повышения взаимодействия производственных предприятий и РОИВ.
- Проработать вопросы нормативно-правовых ограничений внедрения и реализации Стандарта.
- Рассмотреть предложение ООО «Гален» по созданию лаборатории для подготовки специалистов по производству композитных материалов (СПО). Предприятие готово предоставить кадры (конструкторов и др. профильных специалистов), владеющие технологией сборки и установки оборудования. Необходимо отдельно рассмотреть вопросы мотивации мастеров для вовлечения в процесс подготовки молодых специалистов.
- Произвести уточнение отдельных проблем и мероприятий по их устранению в рамках Дорожной кадры с учетом результатов сессии.
На сегодняшний день реализуются электротехнический и машиностроительный кластеры. Также есть потенциально реализуемые кластеры, которые необходимо развивать.
Ключевой идеей является опережающая практико-ориентированная подготовка квалифицированных кадров с применением лучших образовательных технологий и адресным трудоустройством.
Нами разработан план мероприятий («дорожная карта») по внедрению в Чувашской Республике регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. Участниками мероприятий дорожной карты являются промышленные предприятия республики и образовательные организации.
В связи с этим, проект указанной дорожной карты был направлен на согласование в адрес АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – АСИ) и Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», которые являются сторонами Соглашения.
Стратегия кадрового обеспечения определяет границы и ключевых участников региональной модели кадрового обеспечения промышленного роста.
Совет должен выполнять следующие функции:
o Организация разработки и утверждение региональной стратегии кадрового обеспечения.
o Определение и контроль деятельности координатора в субъекте Российской Федерации.
o Подготовка предложений по распределению финансирования для последующего их утверждения в установленном в субъекте Российской Федерации порядке.
o Утверждение программ, концепций, стратегий, направленных на развитие кадрового потенциала экономической сферы субъекта Российской Федерации.
o Определение объемов и направлений подготовки кадров.
o Взаимодействие социальных партнеров в организации образовательного процесса на производстве (практико-ориентированное/дуальное обучение).
o Принятие решений по межведомственным и спорным вопросам, которые не были решены на уровне координатора.
o Курирование вопросов независимой оценки в субъекте Российской Федерации.
o Оценка эффективности вложенных денежных средств из регионального бюджета в систему профессионального образования на основании оценки качества подготовки кадров, в том числе учитывая результаты участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills .
Основные функции координатора:
o Формирование консолидированного заказа на подготовку кадров государственной системе профессионального образования.
o Аудит предприятий для осуществления практического обучения студентов.
o Аудит учебных заведений системы среднего профессионального образования.
o Мониторинг трудоустройства выпускников.
o Контроль процесса и качества образования.
Ключевыми этапами кадрового обеспечения Чувашской Республики являются:
- Прогноз потребности в кадрах
Прогноз потребностей регионального рынка труда должен выстраиваться с учетом приоритетов, целей и задач стратегии регионального развития и стратегии кадрового обеспечения региона.
- Оценка качества подготовки
В качестве механизмов независимой оценки качества подготовки кадров могут выступать:
o Проведение производственного экзамена с участием работодателя.
o Государственная итоговая аттестация в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.
o Участие студентов колледжей и вузов в Чемпионатах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills.
o Специализированные структуры по организации и проведению оценки качества подготовки кадров в субъекте Российской Федерации.
Также нами определены перспективные компетенции подготовки кадров СПО (токарь, фрезеровщик, сварщик, электромонтажник, оператор производства композитных материалов), ВПО (инженер-электрик, промышленная электроника). Определены ключевые участники среди образовательных организаций СПО (Чебоксарский электромеханический колледж, Новочебоксарский политехнический техникум, Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий, Чебоксарский профессиональный колледж имени Н.В.Никольского, Чебоксарский машиностроительный техникум), ВПО (Чебоксарский государственный университет имени И.Н. Ульянова), а также предприятий (ПАО «Завод «Электроприбор», ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ЗАО «НПВФ «СВАРКА» и др.)
Далее на слайде для примера приведена таблица по требуемым направлениям специалистов в разрезе предприятий, с указанием учебных заведений, в которых будет проходить их подготовка.
Хочется отметить, что в настоящее время нами совместно с предприятиями республики и ЧГУ им.И.Н.Ульянова разрабатывается прогноз текущей и перспективной потребности в кадрах, на основе которого ЧГУ им.И.Н.Ульянова планирует осуществлять подготовку специалистов с высшим образованием для промышленных предприятий республики, которые будут во время обучения проходить производственную практику на ведущих промышленных предприятиях республики.
В настоящее время от предприятий поступают прогнозные данные по оценке потребности в кадрах. Подводя анализ этих данных, можно сделать вывод, что зачастую предприятия предоставляют свободные вакансии на текущее время. Нам же необходимы не вакансии, а потребности в специалистах, ориентированные на инвестиционные проекты реализуемые в будущем. Для этого, прогнозные оценки в кадрах должны предоставлять не кадровые службы, а специалисты, которые разрабатывают/планируют инвестиционные проекты на долгосрочный период
На территории Чувашской Республики реализуются механизмы практико-ориентированного (дуального) образования.
Одним из примеров является открытие в многофункциональном комплексе НПП «ЭКРА» базовой кафедры систем автоматизированного управления электроприводами факультета энергетики и электротехники ЧГУ им.Ульянова.
Таким образом, внедрение регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, позволит реализовать механизмы обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов подготовки кадров, внедрить элементы системы дуального обучения и системы мониторинга качества подготовки кадров.