К настоящему времени в Чувашской Республике накоплен пятилетний опыт разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики: действуют постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145 «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики», от 10.05.2012 № 180 «Об утверждении Методики оценки эффективности государственных программ Чувашской Республики», от 31.12.2011 № 675 «Об утверждении Порядка проведения публичного обсуждения проектов государственных программ Чувашской Республики и о внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики».
Основой для внедрения программно-целевого метода планирования бюджетных расходов является Закон Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике»
В 2013 году в Чувашской Республике завершилась реализация республиканских программ и трансформация их в государственные программы Чувашской Республики (Чувашская Республика первой среди субъектов РФ в 2011 году утвердила 14 государственных программ). Разработка государственных программ Чувашской Республики дала толчок формированию в 2013 году муниципальных программ муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.
В 2016 году приняты 16 государственных программ Чувашской Республики, перечень которых утвержден распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.06.2011 № 207-р (в августе 2016 года утверждена новая государственная программа Чувашской Республики «Развитие промышленности и инновационная экономика», постановление вступит в силу с 1 января 2017 года).
В 2015 году в Чувашской Республике реализовывались 15 государственных программ Чувашской Республики, состоящих из 87 подпрограмм. В рамках государственных программ в истекшем году выполнялись 438 основных мероприятий (ведомственных целевых программ).
Всего в государственных программах Чувашской Республики (вместе с подпрограммами) в 2015 году обеспечивалось достижение 873 целевых индикаторов.
По итогам реализации в 2015 году признаны высокоэффективными 6 государственных программ и эффективными – 9 программ. Неэффективной не признана ни одна из действующих государственных программ Чувашской Республики.
Фактическое финансирование государственных программ Чувашской Республики в 2015 году за счет всех источников финансирования составило 85,1 млрд. рублей (97,4% к запланированному уровню или 93,8 % к уровню 2014 года).
По итогам 2015 года удельный вес программных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики приблизился к 100%.
В целом органы исполнительной власти Чувашской Республики, являющиеся ответственными исполнителями и соисполнителями государственных программ Чувашской Республики, освоили и внедрили в практику своей деятельности программно-целевое управление. В течение 2015 года ими своевременно внесены изменения в государственные программы Чувашской Республики в целях приведения в соответствие с республиканским бюджетом Чувашской Республики, участия в конкурсах, проводимых федеральными органами исполнительной власти, корректировки мониторинговых индикаторов и показателей.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении. К бюджетным полномочиям муниципальных образований согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации относятся составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно формируют и реализуют свои муниципальные программы, содержание которых может отличаться от содержания государственных программ. Однако, учитывая, что большинство межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики местным бюджетам имеет целевое назначение, в муниципальных программах должны быть учтены данные средства в ресурсном обеспечении соответствующих программных мероприятий.
В настоящее время в Чувашской Республике 21 муниципальным районом и 5 городскими округами реализуется 350 муниципальных программ, которые в основном приняты в 2013 году.
В октябре - ноябре 2016 г. Минэкономразвития Чувашии совместно с органами исполнительной власти Чувашской Республики - ответственными исполнителями государственных программ Чувашской Республики - проведен анализ всех муниципальных программ на предмет их соответствия государственным программам Чувашской Республики.
По итогам анализа муниципальных программ, имеющихся в открытом доступе, выявлено, что в целом всеми муниципальными районами и городскими округами Чувашской Республики проведена работа по внесению изменений в муниципальные программы (только 15 муниципальных программ из 350 не соответствуют государственным программам Чувашской Республики).
Основными несоответствиями муниципальных программ государственным программам Чувашской Республики являются:
в муниципальных программах отсутствуют мероприятия государственных программ Чувашской Республики, в рамках которых муниципальному району/городскому округу Чувашской Республики предоставлялись средства из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики;
отсутствует финансирование (или оно представлено некорректно) данных мероприятий.
Все актуальные версии и изменения муниципальных программ должны быть размещены в баннерах «Муниципальные программы» на официальных сайтах муниципальных районов и городских округов.
Основные направления развития программно-целевого метода:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы формирования и реализации государственных и муниципальных программ.
2. Приоритизация мероприятий государственных и муниципальных программ с целью финансирования наиболее приоритетных направлений.
3. Внедрение проектного управления в государственной и муниципальной сфере.
В целях совершенствования программно-целевого метода бюджетного планирования в Российской Федерации в настоящее время активно внедряется проектное управление при реализации государственных программ и крупных инвестиционных проектов.
На первом Заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, состоявшегося, 13 июля 2016 года утвержден Перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 г. и на период до 2025 г. для формирования «пилотного» портфеля приоритетных проектов и программ, состоящий из 11 стратегических направлений.
На заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано во взаимодействии с ответственными федеральными органами исполнительной власти организовать работу по приоритетным проектам и программам по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, предусмотрев организацию и личный контроль эффективного взаимодействия между участниками приоритетных проектов и программ на региональном и муниципальном уровнях с применением методов проектного управления.
На сегодня на заседаниях Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрены параметры всех 11 стратегических направлений, утверждены 9 паспортов приоритетных проектов в рамках трех стратегических направлений, обеспеченных финансированием с 2017 г. за счет средств федерального бюджета в размере около 90 млрд. рублей.
Финансирование приоритетных проектов (программ) осуществляется в рамках соответствующих государственных программ.
Организационная и технологическая структура проектного управления Определена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2016 № 1050.
Высшим координационным органом, принимающим окончательное решение о формировании портфеля приоритетных проектов (программ), являетсяПрезидиум при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Федеральный проектный офис на уровне Российской Федерации создан в форме структурного подразделения аппарата Правительства Российской Федерации - Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации.
Нормативно-правовые акты, регулирующие проектное управления в органах государственной власти:
1. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2016 N 2165-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 годы».
На уровне Правительства Российской Федерации приняты нормативные акты, которыми утвержден порядок организации проектной деятельности, который определяет организационную структуру системы управления проектной деятельностью, этапы инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения приоритетных проектов (программ).
Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано организовать проектную деятельность на региональном уровне, руководствуясь утверждённым Положением об организации проектной деятельности в Правительстве России.
Все документы, регулирующие проектное управления в органах государственной власти, размещены на официальном сайте Правительства Российской Федерации
Работа по внедрению проектного управления начата во всех регионах Российской Федерации. Наиболее передовыми в данной области на сегодня являются: Белгородская, Ленинградская области, Приморский край, Архангельская, Вологодская, Тульская области, Республика Коми, г. Москва.
Для примера можно отметить три региона, признанных лидерами в сфере проектного управления на III ежегодной конференции «Практика применения проектного управления в государственном секторе», которая состоялась 2-3 ноября 2016 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации вышеуказанные субъекты Российской Федерации.
В целях принятия решения о реализации мероприятий органов исполнительной власти в области проектной деятельности вышеназванных субъектов Российской Федерации, контроля за достижением целей, управления рисками проектов и программ в данных субъектах созданы:
в Белгородской области (с 2010 г.):
- департамент кадровой политики администрации Губернатора Белгородской области, который сотрудничает с ОАУ «Институт региональной кадровой политики»;
- отдел организации проектного управления департамента кадровой политики (областной проектный офис);
- в региональных органах власти - региональные проектные офисы, в органах местного самоуправления – муниципальные проектные офисы;
- при органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области - отраслевые экспертные комиссии по рассмотрению проектов.
В Белгородской области общее количество проектов уже в 2013 году насчитывалось более 2300. Доля служащих, участвующих в проектной деятельности, составляет более 50%, проектному управлению обучено более 750 государственных гражданских служащих и более 1900 – муниципальных.
в Ленинградской области (с 2014 года):
- организационный штаб по управлению проектами под председательством Губернатора Ленинградской области (высший координационно-контрольный орган);
- Департамент инвестиционного развития и проектного управления Комитета по экономическому развитию и инвестиционной деятельности Ленинградской области (проектный офис), состоящий из четырех отделов:
Отдел развития государственно-частного партнерства
Отдел проектного управления
Отдел улучшения инвестиционного климата муниципальных образований (включая сектор инфраструктуры и размещения объектов инвестиций)
Отдел формирования инвестиционной политики
В области утвержден состав рабочей группы по внедрению 1 этапа проекта (определен заказчик проекта, куратор проекта, команда проекта, команда привлеченных консультантов, согласующие участники проекта, эксперты);
Проектный офис Ленинградской области осуществляет методологическое сопровождение и координацию 27 пилотных проектов.
в Приморском крае (с 2015 г.):
- Проектный комитет Приморского края (высший коллегиально-совещательный орган), утвержден его состав;
- Департамент проектного управления Приморского края (осуществляет функции центрального проектного офиса), в состав которого входят отдел аналитики и проектного управления и отдел сопровождения проектов.
В Приморском крае утвержден реестр из 5 пилотных проектов для апробации инструментов и методов проектного управления.
Даже передовые в сфере проектного управления субъекты Российской Федерации отмечают ряд проблемных вопросов, с которыми они столкнулись при реализации проектов:
1. Стыковка проектов и стратегии.
2. Стыковка проектного управления и государственных программ - все проекты должны быть отражены в государственных программах, исключая дублирование.
3. Стыковка с бюджетными возможностями – не будет денег, не будет результата.
4. Стыковка проектного управления с механизмами организации госслужбы – не будет результата, если не будет мотивации.
5. Трудности в осуществлении проектного управления в связи с наличием множества текущих функций у курирующего департамента (отдела).
В Чувашской Республике работа в данном направлении тоже уже начата: на заседании Совета при Главе Чувашской Республики по стратегическому развитию и приоритетным проектам определены 12 стратегических направлений, на базе структурного подразделения Минэкономразвития Чувашии создан региональный проектный офис, в каждом заинтересованном министерстве формируются ведомственные проектные офисы, проектные комитеты, создается необходимая нормативная правовая база.
Реализация приоритетных проектов и программ в рамках одобренных Правительством России стратегических направлений путем внедрения проектной деятельности позволит привлечь средства федерального бюджета в социальную и инженерную инфраструктуру Чувашской Республики.
В рамках проектной деятельности в Чувашской Республике на первом заседании Совета при Главе Чувашской Республики по стратегическому развитию и приоритетным проектам 11 ноября 2016 г. утверждены следующие основные направления стратегического развития республики:
Здравоохранение (ответственный орган исполнительной власти Чувашской Республики - Минздрав Чувашии);
Образование (Минобразования Чувашии);
Ипотека и арендное жилье (Минстрой Чувашии);
ЖКХ и городская среда (Минстрой Чувашии);
Международная кооперация и экспорт (Минэкономразвития Чувашии);
Производительность труда (Минэкономразвития Чувашии);
Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы (Минэкономразвития Чувашии);
Реформа контрольно-надзорной деятельности (Минэкономразвития Чувашии);
Безопасные и качественные дороги (Минтранс Чувашии);
Моногорода (Минэкономразвития Чувашии);
Экология (Минприроды Чувашии)
Агропромышленный комплекс и сельское хозяйство (Минсельхоз Чувашии)
В целях внедрения проектного управления в органах государственной власти Чувашской Республики 31 октября 2016 г. Главой Чувашской Республики подписан Указ Главы Чувашской Республики № 159 «Об организации проектной деятельности в Чувашской Республике».
Региональный проектный офис создан распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.11.2016 № 831-р. В качестве регионального проектного офиса определено структурное подразделение Минэкономразвития Чувашии – отдел проектной деятельности и региональных программ.
В настоящее время подготовлены проекты постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «Об утверждении Положения об организации проектной деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики» и распоряжения об утверждении Плана первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Чувашской Республике, которые проходят согласование в органах исполнительной власти Чувашской Республики и в администрации Главы Чувашской Республики.
Ведется работа по разработке Положения отдела проектной деятельности и региональных программ и служебных регламентов его работников.
После внедрения проектного управления на региональном уровне последует внедрение проектной деятельности на уровне муниципальных районов и городских округов.
Внедрение проектного управления на региональном и муниципальном уровне позволит:
1. Сократить сроки и затраты при реализации проектов и мероприятий за счет реализации проектов с использованием типовых шаблонов, делегирования полномочий по согласованию нормативных правовых актов членам проектных комитетов по уровням управления.
2. Обеспечить прозрачность реализации проектов и своевременное получение достоверной информации за счет внедрения единого информационного продукта, позволяющего ведение мониторинга и формирования отчетности в режиме on-line
3. Улучшить межведомственное и функциональное взаимодействие (формализованное формирование проектной команды (рабочей группы) с определением ответственности всех членов позволяет четко отслеживать виновников задержек.
4. Эффективно распределить ответственность и полномочия, снижение перегрузки ресурсов за счет создания проектных офисов и проектных комитетов
5. Повысить эффективность сотрудников и руководителей путем обучения сотрудников проектному управлению новым эффективным инструментам как в проектах, так и в текущей деятельности.
В целях обеспечения реализации приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации и по основным направлениям стратегического развития Чувашской Республики, а также определения единых подходов к организации проектной деятельности по приоритетным проектам (программам) в органах исполнительной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления также необходимо внедрение проектного управления приоритетными проектами (программами) на муниципальном уровне.
На уровне администраций городов и районов Чувашской Республики предлагается упростить организационную схему муниципальной проектной деятельности: предлагается по всем проектам (программам), реализуемым на территории соответствующего городского округа или муниципального района, создать один муниципальный проектный офис и один проектных комитет (рабочую группу).
В связи с этим после утверждения всей нормативной правовой базы на уровне Чувашской Республики необходимо разработать свои положения об организации проектной деятельности в муниципалитете, определить структурное подразделение либо какое-либо подведомственное учреждение в качестве муниципального проектного офиса, определить перечень приоритетных проектов (программ), планируемых к реализации на территории муниципального образования. В дальнейшем все приоритетные проекты должны быть учтены в соответствующих муниципальных программах. В связи с чем одновременно с разработкой положения об организации проектной деятельности необходимо начать работу над внесением изменений в свои порядке о формировании и реализации муниципальных программ.
В дальнейшем планируется разработка учебных программ для подготовки специалистов в области проектного управления на базе Чебоксарского филиала РАНХиГС, где необходимо будет обучить всех задействованных в данном направлении лиц.