28 ноября 2014 года
14.00
к заседанию экспертной группы по мониторингу
реализации «дорожной карты» внедрения
Стандарта деятельности органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации по обеспечению
благоприятного инвестиционного климата
в Чувашской Республике за 2014 год
Докладчик: начальник отдела доходов и развития отраслей экономики Минэкономразвития Чувашии Буторова Марина Михайловна
Информация
по вопросу «Об эффективности института оценки регулирующего воздействия в Чувашской Республике»
В 2013 году Чувашская Республика в пилотном режиме приступила к внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) на региональном уровне. Внедрение ОРВ началось в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2012 г. №532 «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия». Чувашская Республика внедряет ОРВ по децентрализованной модели, при которой оценка проводится непосредственно разработчиками, а уполномоченный орган оставляет за собой оценку качества ее проведения, возможность комментировать положения проекта акта, а также методическое и организационное обеспечение этих процессов.
Созданная нормативная правовая база предусматривает обязательный учет выводов, содержащихся в заключениях об ОРВ, таким образом выполняется первый критерий эффективности по показателю «эффективности института оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации».
Для сведения: Приняты следующие нормативные правовые акты:
1) Указ Главы Чувашской Республики от 2 сентября 2013 г. № 87 «О внесении изменений в отдельные указы Президента Чувашской Республики», которым внесены изменения в Указ Президента Чувашской Республики от 28.07.2003 № 77 «О государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики»;
2) закон Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 (ред. от 25.09.2014) «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (внесены изменения в ст. 38 и 42 закона);
3) постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2012 г. №532 «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия»;
4) постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 ноября 2013 г. №451 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики», которым внесены изменения в:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.01.2006 № 8 «О порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики»;
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.11.2005 № 288 «О Типовом регламенте внутренней организации деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики»;
5) приказ Минэкономразвития Чувашии от 28 декабря 2012 г. №1160 «О составе рабочей группы по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики Министерства экономического развития,промышленности и торговли Чувашской Республики».
Ни один нормативный правовой акт Чувашской Республики, затрагивающий вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, не может быть принят без проведения ОРВ. В заключении об ОРВ и письмах уполномоченного органа о согласовании заключения обязательно содержатся выводы об отсутствии либо наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и консолидированного бюджета Чувашской Республики.
Кроме того, при наличии разногласий между органом исполнительной власти и уполномоченным органом по заключению об ОРВ проекта акта орган исполнительной власти обеспечивает согласование заключения об ОРВ, в том числе путем проведения согласительного совещания. На сегодня на практике таких ситуаций с необходимостью проведения согласительных совещаний не возникало. Все замечания и предложения уполномоченного органа учитываются министерствами при доработке документов.
Нормативными правовыми актами закреплена обязанность органов исполнительной власти Чувашской Республики при разработке проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности:
проводить оценку регулирующего воздействия проектов актов и представлять их с заключениями об оценке регулирующего воздействия проектов актов на согласование в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики;
прилагать к проектам актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, направляемым для государственной регистрации в Министерство юстиции Чувашской Республики, копии заключений об оценке регулирующего воздействия указанных проектов и писем Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики о согласовании;
определен срок согласования Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики указанных проектов нормативных правовых актов и заключений об оценке регулирующего воздействия к ним, который не должен превышать 5 рабочих дней со дня их поступления, а особо сложных – 10 рабочих дней.
Если в 2013 году оценка регулирующего воздействия проводилась в пилотном режиме 6 министерствами, то начиная с 2014 года ОРВ проектов НПА проводится на систематической основе. Таким образом, 2 критерий эффективности по показателю «эффективности института оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации» выполняется.
Министерствами в 2013 году подготовлено 51 заключение об ОРВ, в том числе на стадии предварительной оценки – 18 ед., на стадии углубленной оценки – 33 ед. (65% от общего количества подготовленных заключений). Из них 43% заключений подготовлено с привлечением сторонних экспертов.
Эффекты от внедрения ОРВ оцениваются в суммах сотни миллионов в первую очередь из-за предотвращения выпадающих доходов из-за отказа введения новых дополнительных ограничений при продаже алкогольной продукции, а также от экономии издержек бизнеса на предоставление документов для получения государственной поддержки из республиканского бюджета. По оценкам экспертов экономия от внедрения ОРВ в Чувашской Республике за 2013 год составила свыше 1,2 млрд. рублей или 0,5%-1,0% от ВРП.
Для сведения: Как положительный пример можно привести публичные консультации к проекту закона Госсовета Чувашии «О внесении изменений в закон Чувашской Республики "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Чувашской Республики», в ходе которых 9 участников публичных консультаций высказали отрицательное мнение о дополнительном ограничении на 1 час времени продажи алкогольной продукции, что позволило подготовить отрицательное заключение к проекту закона и предотвратить потерю доходов, связанную с недополучением выручки, снижением оборота алкогольной продукции в объеме свыше 1,2 млрд. рублей.
В ходе публичных консультаций проекта, разработанного Минэкономразвития Чувашии, который предусматривает внесение изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. №481 «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики» по предложениям организаций оптимизирован перечень праздничных дней, в дни проведения которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (исключен международный день защиты детей). В результате предотвращены выпадающие доходы торговых организаций от реализации алкогольной продукции в размере более 33 млн. рублей.
Имеются примеры еще по 2 проектам актов Минстроя Чувашии и Минимущества Чувашии, по которым в ходе публичных консультаций были выявлены избыточные требования о предоставлении информации и документов, что позволило предотвратить необоснованные расходы у хозяйствующих субъектов по предварительной оценке на сумму около 100 тыс. рублей в год.
За 11 месяцев т.г. министерствами подготовлено 41 заключение об ОРВ, в том числе на стадии предварительной оценки – 14 ед., на стадии углубленной оценки – 27 ед. (66% от общего количества подготовленных заключений), экономический эффект от проведения оценки регулирующего воздействия в текущем году пока незначительный и выражается в экономии издержек бизнеса на предоставление документов, в основном для оказания государственной поддержки, в объеме свыше 250 тыс. рублей.
Достижением совместной работы с экспертами является высокая доля заключений об оценке регулирующего воздействия с количественными оценками, которая составила в 2013 году 71 процент. При подсчете показателя учитывалось наличие в заключениях об ОРВ проектов актов количественных оценок последствий принятия проекта, а также оценки издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности для исполнения обязанностей, предусмотренных новым правовым регулированием. Аналогичный показатель в государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №316, имеет количественную оценку за 2013 г. на уровне 20 процентов.
В перспективе планируется достижение доли на уровне не менее 75 процентов заключений с количественными оценками (по России предусмотрено к 2020 году – 45 процентов).
Организован и формализован процесс получения обратной связи.
Важным элементом процедуры ОРВ является проведение публичных консультаций, которые осуществляются на этапе углубленной оценки. В ходе публичных консультаций проектов актов привлекаются 4 региональных объединения предпринимателей, с которыми заключены Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия в конце 2012 года.
Для сведения: Направлялись проекты актов Торгово-промышленной палате Чувашской Республики, Чувашскому региональному отделению Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Чувашскому Региональному отделению Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Ассоциации предпринимателей и предприятий торговли Чувашской Республики.
В стадии согласования находится проект соглашения с некоммерческой организацией Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Чувашской Республики», подписание которого планируется в ближайшее время.
Из научно – экспертных организаций привлекаются эксперты из 5 высших учебных заведений.
Для сведения: Заключено соглашение с ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксарским политехническим институтом (филиалом) ФГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина», Чебоксарским кооперативным институтом (филиалом) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», Чебоксарским филиалом ФГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Таким образом, критерий эффективности №3 по показателю «эффективности института оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации», предусматривающий, что представители экспертного сообщества и деловых объединений принимают участие в проведении ОРВ проектов НПА выполняется.
В процессе публичных консультаций в 2013 году к рассмотрению проектов актов привлечено около 2500 участников, поступило 245 отзывов или около 10 процентов от общего числа участников. В текущем году активность находится примерно на этом же уровне: из 1500 привлеченных участников прислали ответы 154 или 10,3 процентов.
Получение отзывов обеспечивается в основном за счет целевой рассылки организациям и индивидуальным предпринимателям.
Введение данного института позволило вынести процесс проектирования решений за пределы ведомственных кабинетов, создать эффективную площадку для обсуждений проектов нормативных правовых актов, для чего проекты нормативных правовых актов размещаются в республике на едином сайте regulations.cap.ru, где сформирован отдельный раздел «Оценка регулирующего воздействия проектов НПА». Это наш основной инструмент, на котором реализован обширный функционал, позволяющий участникам публичных консультаций ознакомиться с документами, оставлять комментарии и отзывы. На этом на сайте создана единая для органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества площадка по обсуждению проектов, что является нашим достижением по этому направлению.
Также создан баннер по ОРВ проектов НПА и экспертизе НПА на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии, где создан банк заключений по ОРВ, размещена вся информация о проведении ОРВ проектов НПА (список экспертов, пример составления перечня вопросов и т.п.). Информацией размещенной на нашем баннере пользуется и другие субъекты Российской Федерации.
Таким образом, критерий эффективности №4, предусматривающий размещение на официальном сайте уполномоченного органа / региональном портале заключения об ОРВ, информации о проведении публичных консультаций, информации об ОРВ выполняется.
Все стадии внедрения института ОРВ в республике подкреплены ресурсным обеспечением из республиканского бюджета Чувашской Республики, экспертной поддержкой, обучением госслужащих, что в итоге позволило уполномоченному органу - Минэкономразвития Чувашии планомерно внедрить механизм ОРВ в работу отраслевых министерств. Средства бюджета в рамках подпрограммы «Снижение административных барьеров, оптимизация повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы» были направлены на разработку методических материалов, организацию пилотной ОРВ, когда сторонние эксперты совместно со специалистами отраслевых министерств осуществляли подготовку заключений об ОРВ, последующее консультационное сопровождение ОРВ, проведение обучающих семинаров. В 2013 году на 2 обучающих семинарах обучено 61 государственных служащих процедурам ОРВ.
В текущем году проведен открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Развитие института ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов в Чувашской Республике в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ», в рамках которого проведено обучение специалистов органов муниципалитетов (всего проведено в текущем году 2 обучающих семинара и обучено 60 специалистов).
Муниципальным образованием было предложено в текущем году в пилотном режиме проведение ОРВ на муниципальные правовые акты. Выразили готовность принять участие в пилотном проекте Администрация г. Чебоксары, администрации Козловского, Цивильского и Ядринского районов, с которыми заключены Соглашения о взаимодействии при внедрении ОРВ по опыту Ульяновской области.
Минэкономразвития Чувашии разработан типовой порядок проведения ОРВ на муниципальном уровне. С привлечением сторонних экспертов осуществляется подготовка заключений об ОРВ муниципальных нормативных правовых актов. Проводимая в текущем году работа в этом направлении позволит подготовить пилотные районы к внедрению механизма ОРВ.
В настоящее время создана возможность по размещению проектов нормативных правовых актов на едином сайте regulations.cap.ru для пилотных муниципалитетов (администрации г. Чебоксары, Ядринской, Козловской и Цивильской администраций). Подготовлено 3 заключения об ОРВ на муниципальные акты, 1 заключение находится в стадии согласования, 1 – в стадии разработки.
С конца прошлого года Минэкономразвития Чувашии приступило к реализации нового направления – внедрению процедуры экспертизы действующих нормативных правовых актов.
Принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 декабря 2013 г. №482 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
Планы были одобрены на Комиссии по проведению административной реформы и утверждены приказами Минэкономразвития Чувашии.
В план на 1 полугодие было включено 5 НПА и на 2 полугодие – 2 НПА. Из 7 НПА в трех были выявлены избыточные положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности и принято решение о внесении в них изменений. В 4 НПА не выявлены избыточные положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, однако в ходе экспертизы поступили предложения по улучшению регулирования.
С заключениями по результатам экспертизы можно ознакомится на сайте Минэкономразвития Чувашии, они размещаются в баннере «Оценка регулирующего воздействия и экспертиза НПА».