Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2014.04.04 - Доклад В.А. Аврелькина на парламентских слушаниях на тему «Актуальные вопросы формирования соб-ственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики и пути увеличения его доходной части»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru

Вопросы стабильного обеспечения доходов консолидированного бюджета безусловно определяет исполнение задач поставленных руководством страны и главой республики.

Среди основных путей увеличения собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики необходимо выделить улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, деловой среды, повышение производственного и перерабатывающего потенциала республики.

На рост доходной части консолидированного бюджета оказывает влияние уровень развития промышленного производства, открытие новых предприятий, развитие предприятий малого и среднего бизнеса, строительного и сельскохозяйственного комплексов и др. отраслей экономики.

Остановлюсь кратко на отдельных отраслях.

Промышленный комплекс республики обеспечивает более 25% ВРП, около 45% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по Чувашской Республике.

По прогнозной оценке в 2014 году планируемый объем отгруженной продукции организациями промышленного комплекса составит 165 млрд. рублей (или на 13% больше уровня 2013 года), индекс промышленного производства - 104,8%.

Основной вклад в промышленное производство будет обеспечен крупными передовыми промышленными предприятиями.

Увеличение объемов производства по сравнению с 2013 годом планируют ОАО «ЭЛАРА», ООО НПП «ЭКРА», ЗАО «ЧЭАЗ», ОАО «ЧПО им. В.И. Чапаева», ОАО «КАФ», ОАО «ВНИИР», ОАО «Завод «Электроприбор», ОАО «Электроавтомат» и другие.

Кроме того, в текущем году будут запущены новые производственные площадки в ООО НПП «ЭКРА», ООО НПП «Бреслер», ООО «Экоклинкер», Группа компаний «МосЭлектро», общества Аурат СВ, СпецВагонДеталь.

Новые, уникальные для экономики Чувашской Республики проекты реализуются на производствах ЗАО «ЧЭАЗ», на предприятиях электротехнической отрасли республики по созданию новой не имеющей аналогов на территории России Цифровой подстанции Только по данной группе предприятий рост ожидается на уровне 8-10%, а это почти треть промышленности республики.

Освоят введенные в 2013 году мощности ООО «ЧЭТА» и ООО «ИЗВА».

Увеличению объемов производства также будет способствовать реализация  промышленными предприятиями инвестиционных проектов, направленных на создание новых видов продукции:

систем и агрегатов для авиастроения, железнодорожной продукции, автомобильной и промышленной электроники (ОАО «ЭЛАРА»);

высокочастотных регулируемых приводов, микропроцессорных блоков для объектов энергетики (ЗАО «ЧЭАЗ»);

зерноуборочных комбайнов, полноповоротных гусеничных экскаваторов и литейных изделий на ОАО «Промтрактор» и «Промтрактор-Промлит».

В настоящее время промышленными предприятиями реализуется более 40 инвестиционных проектов (с привлечением инвестиций в форме капитальных вложений свыше 30 млн. рублей) на общую сумму 53,8 млрд. рублей. Реализация проектов (за весь период их реализации) позволит обеспечить дополнительное поступление в республиканский бюджет в размере 1,4 млрд. рублей, в том числе за счет:

отчислений по налогу на имущество в размере 1,2 млрд. рублей;

налога на прибыль – 230,0 млн. рублей;

налога на доходы физических лиц – 9,8 млн. рублей (за счет вновь создаваемых 3,5 тыс. рабочих мест).

Планируют увеличение объемов производства по итогам 2014 года ЗАО «ЧЭАЗ», ОАО «ЭЛАРА», ООО НПП «Экра», ОАО «ЧПО им. В.И. Чапаева», ОАО «КАФ», ООО НПП «Бреслер», ОАО «Завод «Электроприбор», ОАО «Электроавтомат», ООО «ИЗВА», ОАО «АМЗ», ОАО «Лента», ЗАО «Элита» и др.

Предполагается снижение объемов производства на ООО «Промтрактор-Промлит», где продолжается техническое перевооружение производства, ОАО «Промтрактор», ОАО «ЧАЗ» из-за продолжающего снижения спроса на тракторную технику и запасных частей к ней.

Выравнивается ситуация и на ЗАО «Промтрактор-Вагон» по итогам квартала объем отгрузки превысит 1,5 млрд. рублей, напомню, что в 2013 году за данный период отгружено продукции было на сумму 278 млн.рублей.

ОАО «Химпром» произошло снижение производство основного продукта – каустика в следствие уменьшения потребления в отрасли переработке алюминия в стране, по хлороформу предприятием принято искусственное сдерживание производства по причине роста цен на данную и как следствие большим выпуском в апреле т.г., по продукту N2 произошло снижение в следствии не объявления до настоящего времени Гособоронзаказа.

На ОАО «Перкарбонат» было отмечено снижение в феврале-марте т.г. производства в связи с сокращением поставок на  Украину, но вместе с тем за последнюю неделю марта достигнута договоренность с предприятиями Украины о безопасной поставке и оплате продукции. В связи с чем, объемы производства будут восстановлены.

Министерством проводится политика направленная на стимулирование развития приоритетных и инновационных разработок предприятиями реального сектора экономики. Сегодня ряд инвестиционных проектов реализуется с оказанием финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета.

Общая стоимость данных проектов составляет свыше 1,0 млрд. рублей. В рамках реализации проектов планируется создание свыше 450 рабочих мест. Бюджетная эффективность от реализации указанных проектов (за весь период их реализации) около 2,3 млрд. рублей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, из них в республиканский бюджет Чувашской Республики – 843,5 млн. рублей.

В результате оказанной государственной поддержки промышленными предприятиями будет обеспечено дополнительное увеличение объемов производства и реализации в 2014 году:

товарного литья в части производства рамы боковой на ООО «Промтрактор-Промлит»;

конфет «Ассорти», сбивных конфет и кремовых десертов на ОАО «АККОНД;

низковольтных комплектных устройств для нефтяной и газовой промышленности на ООО «ЧЭТА»,

мужских и детских сорочек на ЗАО «Элита»,

клинкерной плитки на ООО «Экоклинкер».

Нефинансовые меры государственной поддержки в 2013 году предоставлены пяти инвестиционным проектам на общую стоимость 22,2 млрд. рублей - ООО «Хевел», ИП Павлов И.М., ООО «Агропромышленный комплекс «ТВЛ», ООО «Комбинат питания №1», ООО «Экоклинкер». В 2014 году нефинансовые меры господдержки оказаны ООО «ЧЭАЗ» по реализации инвестиционного проекта «Реконструкция незавершенного строительства помещения № 1 (корпус № 43).

При этом ожидается, что бюджетная эффективность от реализации указанных проектов (за весь срок реализации проектов), получивших финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности  в 2013 и 2014 годах, превысит 3 млрд. рублей. Внедрение проектов позволит создать около 2,3 тыс. новых рабочих мест.

Кроме того, от реализации инновационных проектов прогнозируется пополнение собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в сумме 294,1 млн. рублей, в том числе в 2014 г. – 41,5 млн. рублей при затраченных из бюджета республики в т.г. 6,5 млн. рублей.

Благодаря принимаемым Правительством Чувашии мерам, макроэкономические показатели деятельности малого предпринимательства неуклонно растут, что в первую очередь выражается в увеличении доли малого бизнеса в валовом региональном продукте -  в 2012 году данный показатель достиг 17,7%, в 2010 году - 16,5%.

Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства во все уровни бюджета на 01.01.2014 г. составил 2,1 млрд. рублей,  что на 10% больше уровня 2012 года.

В связи с изменениями федерального законодательства в области социальных налогов баланс структуры малого бизнеса сдвинулся в сторону увеличения малых и микропредприятий. По сравнению с началом 2013 года их количество увеличилось более чем на 1,8 тысяч. Создание новых организаций влечет за собой увеличение налоговых обязательств и как следствие увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства составляют в среднем 6,1% от общего объема поступлений во все уровни бюджета и 9,1% от объема поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики.

В то же время развитие предпринимательского потенциала является основными задачами на перспективу и с этой целью в 2014 году в республиканском бюджете Чувашской Республики предусмотрено более 119,0 млн. рублей, что позволит привлечь из федерального бюджета более 400,0 млн. рублей.

Предполагается, что вложенные бюджетные инвестиции в развитие малого бизнеса вернутся в виде налоговых поступлений с уже сложившейся положительной динамикой, как минимум в 10 процентов по сравнению с прошлым годом.

Это в первую очередь обусловлено созданием дополнительных рабочих мест не менее, чем 1,5 тысячи, динамичным развитием субъектов МСП, которым в предыдущие годы оказана государственная поддержка. Положительная динамика таких организаций очевидна и достигает по объёму выручки, сумме уплаченных налогов в среднем порядка 8 процента ежегодно. 

Кроме того, министерством ведется работа с федеральными органами власти по вопросам получения господдержки на развитие предприятий республики. В частности в 1 квартале т.г. были направлены и получили финансовую поддержку предприятия легкой промышленности, такие как ОАО «Лента», ООО «ШФ «Пике», ООО «Яхтинг», ведется подготовка заявок от обществ «Химпром», «Гален».

Основу доходной базы республики составляют налоговые доходы, в связи с этим проводится работа в части совершенствования налоговых льгот по региональным и местным налогам.

Во II квартале 2014 года предусмотрена разработка проекта закона Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике», в том числе и в части совершенствования налоговых льгот по региональным налогам в целях повышения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики.

Минэкономразвития Чувашии направило в Минфин Чувашии в текущем году предложения в проект закона в части предоставления налоговых льгот по налогу на имущество при реализации инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 5 млрд. рублей по пониженной ставке 0,1 процента и продления срока действия налоговой льготы по налогу на прибыль при привлечении инвестиций до 7 лет (было 5 лет).

Принятие данных предложений также будет способствовать привлечению инвестиций в республику и в целом улучшению инвестиционного климата.

Существует проблема недостаточного объема доходов бюджетов муниципальных образований. Без финансовой поддержки из республиканского бюджета, бюджеты муниципальных образований не являются достаточными для решения вопросов местного значения, что снижает  эффективность органов местного самоуправления. Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие органы местного самоуправления к развитию собственной доходной базы и, в первую очередь, к росту налогового потенциала соответствующих территорий, к повышению собираемости местных налогов.

Среди основных путей увеличения налогового потенциала для муниципалитетов  необходимо:

рассмотреть возможность организации в соответствии со схемой территориального планирования каждого муниципального района территорий опережающего развития со всеми элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры, необходимой для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства  инвестиционных проектов;

осуществление государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли;

проведение мероприятий по формированию за счет средств местных бюджетов сельских поселений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых по назначению, в том числе находящихся в общей долевой собственности, расположенных на территории муниципального района;

принять меры по взысканию задолженности, в том числе и в судебном порядке, что позволит существенно пополнить местные бюджеты;

предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, эффективным пользователям (сельскохозяйственным товаропроизводителям).

В 2012 году в пилотном режиме начато внедрение оценки регулирующего воздействия на региональном уровне.

Введение данного института позволило вынести процесс проектирования решения за пределы ведомственных кабинетов, создать эффективную площадку для обсуждений проектов нормативных актов и выработки наиболее эффективных решений.

С момента введения данного института в республике, проведенные оценки регулирующего воздействия проектов уже позволили избежать излишних затрат и необоснованных потерь доходов при ведении предпринимательской деятельности. По оценкам экспертов данная экономия за 2013 год составила в пределах 1,2 млрд. рублей – 2,4 млрд. рублей или 0,5%-1,0% от ВРП. По мере развития этого института цифры по экономии будут на порядок выше.

Одним из важных направлений в формировании собственных доходов бюджета является обеспечение легализации теневой деятельности экономики.

Одним из основных источников доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики является налог на доходы физических лиц. В республике существует проблема нарушения налогового законодательства. В частности, для борьбы с такой актуальной проблемой как «конвертная» схема выплаты заработной платы на республиканском и местном уровнях функционируют межведомственные рабочие группы, однако количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих своим работникам заработную плату ниже минимального размера оплаты (5205 рублей) остается значительным.

В ходе поездок в районы республики органам местного самоуправления Минэкономразвития Чувашии было рекомендовано усилить работу совместно с налоговыми органами и Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по выявлению выплат нелегальной заработной платы в организациях и индивидуальными предпринимателями. Также Минэкономразвития Чувашии направило имеющуюся информацию в Прокуратуру Чувашской Республики для проведения проверок и принятия мер прокурорского  реагирования.

 

Повышение доходов бюджета связано с увеличением налоговых поступлений организаций потребительского рынка – товаропроизводителей и организаций торговли, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики.

Для повышения доли продаж товаров чувашских товаропроизводителей в федеральных торговых сетях, которые имеют наиболее развитую торговую сеть и предоставляют поставщику возможность расширения географии поставок за пределами республики, на базе Минэкономразвития Чувашии создана площадка для обсуждения проблем в вопросах взаимодействия федеральных торговых сетей и региональных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

В республике в настоящее время присутствуют ООО «Метро Кэш энд Керри», ООО «Лента», ЗАО «Тандер», ООО «АмиКо», ООО «Сладкая жизнь НН» Х5 RetailGroup, ООО «Продукт-сервис», ООО «Мираторг», ООО «Оптовик». Все федеральные сети имеют в общей сложности в своем составе более 160 объектов.

Индекс физического объема розничной торговли в феврале 2014 г. к февралю 2013 г. составил 115,4%.

В связи с высокой долей продаж товаров федеральными торговыми сетями в республике министерство активно взаимодействует с ними, для чего создана постоянная площадка для обсуждения проблем в вопросах взаимодействия федеральных торговых сетей и региональных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Со всеми сетевыми компаниями проводится работа по продвижению товаров местных товаропроизводителей. Сегодня можно говорить о положительных результатах. Например: о сотрудничестве с федеральной сетью ООО «Сладкая жизнь НН» X5 Retail Group.

В торговой сети X5 Retail Group в настоящее время представлены такие местные производители, как ООО «Шуба», ОАО «Вурнарский мясокомбинат», ООО «Молочный завод «Моргаушский», ОАО «Ядринмолоко», ОАО «АККонд», ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2», ОАО «Букет Чувашии», ОАО «Росспиртпром «Ликероводочный завод «Чебоксарский» и др.

4 марта т.г. проведена закупочная сессия X5 Retail Group в формате «живого» диалога представителей местных производителей и компании X5 Retail Group.

Компания X5 Retail Group в 2014 году приступила к реализации в республике программы преобразований, с философией – «фреш», в рамках которой планируются увеличения присутствия продуктов с поля.

Следующая федеральная сеть с которой в ежемесячном режиме ведется работа по расширению линейки продукции отечественных производителей это сеть -  ЗАО «Тандер».

Результаты переговоров с ЗАО «Тандер»:

В адрес компании представлено новых 17 коммерческих предложений на 12 групп товаров. Уже сегодня заключены договора поставки с ООО «Моргаушская птицефабрика, ОАО «Ядринмолоко», ООО «Кондитерская фабрика «Сластена», по расширению ассортимента продукции с 4 наименований до 8 филиалаОАО «Росспиртпром «Ликероводочный завод «Чебоксарский».

Успешно развиваются местные торговые сети «Смак», «Шубинский», «Купец», «АККонд», «Сахарок», «Калач», «Санар» и др., которые востребованы покупателями как предприятия торговли «в шаговой доступности». Законы конкуренции заставляют местные торговые сети подтягиваться за федеральными, искать новые подходы к организации торгового процесса.

Конъюнктура внешних рынков является важным фактором, определяющим состояние российской экономики, но добавлю, что есть и внутренние ресурсы развития: "Положительный сценарий развития на 2014 год возможен при принятии серьёзных мер по поддержанию внутреннего спроса, в том числе в системе сбыта продукции. Любые меры, направленные на поддержку спроса в потребительском секторе, благотворно повлияют на экономику республики. В связи с чем вижу особую работу направленную на реализацию продукции в местных сетях.

В целом в 2013 году в сфере потребительского рынка создано 1730 новых рабочих мест.

Политика, направленная на развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие конкуренции в сфере торговли, должна способствовать  увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики.

 

Презентация

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика