Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Методические рекомендации по организации антитеррористической безопасности на объектах потребительского рынка Чувашской Республики

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации антитеррористической безопасности на объектах

потребительского рынка Чувашской Республики

 

Настоящие методические рекомендации разработаны для руководителей предприятий и организаций, функционирующих на потребительском рынке Чувашской Республики, с целью выработки единого подхода в вопросах практической организации антитерроистической безопасности объектов потребительского рынка (предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового сервиса, рынков и др.), разработки инструкции по их антитеррористической безопасности, а также инструкций должностным лицам, организации контроля за поддержанием системы безопасности объектов в постоянной готовности к предотвращению террористических актов и минимизации возможного ущерба в случае их совершения.

Главными задачами противодействия терроризму на объектах потребительского рынка (далее ­ объектах) являются:

­ выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористических действий;

­ предупреждение, выявление, пресечение террористических действий и минимизация их последствий;

­ осуществление комплекса организационных и технических мер и мероприятий во взаимодействии с правоохранительными органами и МЧС.

 

Общие требования к организации антитеррористической защиты объектов.

На обеспечение безопасности объектов существенное влияние оказывают такие факторы, как высокая уязвимость в террористическом отношении, большая вероятность возникновения чрезвычайных ситуации с тяжелыми последствиями, рост социальной напряженности и организованной преступности. Стратегию реагирования на ЧС, вызванные диверсионно­террористическими актами можно условно разделить на следующие составляющие:

  1. Предотвращение причин возникновения ЧС.

Недопущение действий и процессов, которые создают предпосылки для формирования угроз возникновения ЧС, профилактика негативных факторов и условий, способствующих их развитию.

2. Предотвращение самих ЧС.

В случаях, когда причины, порождающие данную ЧС, устранить невозможно или не удается, на первое место выступает необходимость непосредственного и адекватного отреагирования на реальную и непосредственную угрозу безопасности объектов, недопустимость выхода ситуации из­под контроля, гарантировать безопасность персонала предприятий, населения путем заблаговременного оповещения, эвакуации, срочного укрытия и т.п.

  1. Смягчение последствий возможной ЧС.

Подразумевает ориентацию на максимальное ослабление и локализацию всех последствий ЧС, которую нельзя или не удалось предотвратить.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ

для должностных лиц по организации

антитеррористической безопасности объектов

 

I.Общие обязанности руководителя объекта (лица, его замещающего, администратора (заведующего отделом, дежурного и т.д., всего персонала объекта при угрозе проведения террористического акта или возникновения ЧС.

 

1.1.Руководитель.

С получением сообщения об угрозе совершения террористического акта (возникновения ЧС, ­

обязан:

­ оценить реальность угрозы для персонала и покупателей (клиентов, посетителей и др. и объекта в целом;

­ уточнить у персонала сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов на объекте или вблизи него;

­ отдать распоряжение о доведении полученного сообщения до органов ГО и ЧС, ФСБ и МВД, руководителей соседних предприятий;

­ обязать персонал немедленно докладывать при обнаружении подозрительных лиц (предметов) ему лично;

­ организовать немедленную эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей и др.) с территории объекта;

­ осуществлять контроль доведения сообщения об угрозе совершения террористического акта до территориальных органов ГО и ЧС, МВД, ФСБ;

­ до прибытия сил, планируемых для участия в аварийно­спасательных и других неотложных работах, приступить к проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персонала и покупателей (клиентов, посетителей и др.);

­с прибытием оперативной группы территориальных органов ГО и ЧС, МВД, ФСБ доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

­ обеспечить для спецподразделений условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта(ЧС);

­ обеспечить спасение и эвакуацию пострадавшего персонала и населения, локализацию последствий ЧС;

­ доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

 

1.2. Администратор (заведующий отделом, дежурный и т.д.

С получением сообщения об угрозе проведения террористического акта (возникновения ЧС,­

обязан:

1.2.1 При получении сообщения из официальных источников (территориальных органов ФСБ, ГК иЧС, МВД и др.:

­ обратной связью проверить достоверность полученного сообщения;

­ записать в журнале полученных и отданных распоряжений дату и время получения сообщения, от кого принято;

­ по окончании разговора незамедлительно доложить о нем руководителю объекта или лицу, его замещающему.

1.2.2.      При получении сообщения от анонимного источника по телефону:

­ зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

­ включить звукозаписывающую аппаратуру, при ее наличии, либо подробно записать полученное сообщение, при этом необходимо как можно больше узнать о лице, передающем информацию, и обстоятельствах планируемых им действий;

­ в ходе разговора постараться определить пол, примерный возраст звонившего и особенности его речи, а также присутствующий при разговоре звуковой фон (шумы, издаваемые транспортными средствами, аппаратурой, голосами людей и др.;

­ попытаться получить от звонившего ответы на следующие вопросы:

а куда, кому, и по какому номеру звонит этот человек?

б выдвигаются ли им какие­либо требования, если выдвигаются, то какие?

в как и когда с ним можно связаться?

г кому вы должны сообщить об этом звонке?

­ в ходе разговора предложить звонившему соединить его с руководством объекта;

­ по окончанию разговора незамедлительно доложить о нем руководителю объекта или лицу, его замещающему;

­ после доклада полученного сообщения руководителю объекта (лицу, его замещающего надлежит:

а довести сообщение об угрозе до территориальных органов до органов МВД, ФСБ и ГО и ЧС;

­ отдать распоряжение на немедленную эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей и т.д.;

­ по прибытии руководства объекта доложить об обстановке и действовать по его указанию.

1.3. Персонал объекта обязан:

­ при выходе на работу тщательно осматривать свои рабочие места, а также подсобные помещения на предмет возможного обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов ­ мин, снарядов, гранат, самодельных взрывных устройств ­ в сумках, дипломатах, свертках и т.д.;

­ особое внимание обращать на подозрительное поведение неизвестных лиц, наличие у них каких­либо предметов, свертков и т.д.;

­ при появлении внутри или вблизи объекта вооруженных лиц незамедлительно ставить в известность своих руководителей для последующего информирования территориальных органов ФСБ, ГО и ЧС, МВД.

 

II. При обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство.

2.1. Руководитель.

С получение информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство, ­

обязан:

­ оценить обстановку и полученную информацию;

­ лично или через секретаря (администратора, дежурного и т.д. сообщить в территориальные органы МВД, ФСБ, ГО и ЧС;

­ при этом обязательно сообщить наименование организации и ее адрес, что, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, проинформировать об опасности ЧС руководителей других предприятий;

­ до прибытия оперативно­следственной группы дать указание персоналу находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета, не приближаться к нему, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку и обеспечить нахождение покупателей, клиентов, посетителей на безопасном расстоянии. Зафиксировать время его обнаружения;

­ организовать ограждение и перекрытие доступа сотрудников и других лиц к месту его обнаружения;

­ отдать распоряжение о запрещении пользования радио­ и мобильной связью вблизи обнаруженного предмета;

­ отдать распоряжения персоналу об эвакуации, выключении электроприборов и электрооборудования, о нераспространении сведений о сложившейся ситуации, соблюдении организованности, не допускать паники и самостоятельных действий персонала;

­ проверить выполнение отданных распоряжений;

­ обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство, автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, ГО и ЧС и аварийных служб;

­ обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно­следственной группы и фиксирование их установочных данных;

­ с прибытием оперативной группы территориального органа МВД доложить ее сотрудникам обстановку и передать управление ее руководителю, далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий, предоставить руководителю план объекта и указать место нахождения подозрительного предмета;

­ приступить в случае необходимости к эвакуации сотрудников и покупателей(клиентов, посетителей согласно имеющимся планом эвакуации, с учетом обхода места обнаружения подозрительного предмета;

­ получив указание о возможности возвращения на рабочие места, возобновить режим повседневной работы сотрудников;

­ доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

 

2.2. Администратор (заведующий отделом, дежурный и т.д.

С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости предмета, похожего на взрывное устройство, ­

обязан:

­ немедленно доложить о происшедшем:

а руководителю объекта (лицу, его замещающему;

б в территориальные органы МВД, ФСБ, ГО и ЧС тел. 01

в оповестить весь руководящий состав объекта или лиц в соответствии с распоряжением руководителя объекта;

­ провести эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей с угрожаемых участков;

­ при прибытии групп правоохранительных органов и ГО и ЧС действовать по их указаниям.

 

2.3. Персонал объекта обязан:

­ при обнаружении подозрительного предмета (получении информации о заложенном взрывном устройстве немедленно сообщить руководителю объекта;

­ не нарушать (не трогать, не перемещать, не открывать, не развязывать и т.д. целостность обнаруженных предметов;

­ осмотреть помещение и постараться запомнить приметы посетителей, их поведение, место нахождения;

­ принять меры к закрытию и опечатыванию касс и других помещений, где хранятся материальные ценности;

­ выключить электроприборы, проверить наличие и состояние средств оказания первой медицинской помощи;

оставаясь на рабочем месте, выполнять указания руководителя;

­ подготовиться к эвакуации по распоряжению руководителя, организованно покинуть помещение, соблюдая меры предосторожности.

 

 

III При получении по телефону сообщения об угрозе минирования объекта (минировании.

3.1. Руководитель:

При получении сообщения (информации об угрозе минирования объекта лично, ­

обязан:

­ при наличии автоматического определителя номера сразу записать определившийся номер телефона в тетрадь;

­ при наличии звукозаписывающей аппаратуры извлечь кассету с записью разговора и принять меры к ее сохранности. Установить на ее место другую;

­ при отсутствии определителя номера и звукозаписывающей аппаратуры:

а дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;

б по ходу разговора отметить пол звонившего и особенности его (ее речи:

­голос (громкий, тихий, грубый, веселый, невнятный и т.д.;

­темп речи (быстрый, медленный;

­ произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями;

­ состояние (спокойное, возбужденное.

в в ходе разговора обязательно отметить:

­ звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, музыка, звук теле­радиоапаратуры, голоса и др.;

­ тип звонка (городской или междугородный;

­зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

­ попытаться получить от звонившего ответы на следующие вопросы:

а куда, кому, и по какому номеру звонит этот человек?

б выдвигаются ли им какие­либо требования, если выдвигаются, то какие?

в выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?

г на каких условиях он (она или они согласны отказаться от задуманного?

д как и когда с ним можно связаться?

г кому вы должны сообщить об этом звонке?

­ добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решений или совершения каких­либо действий;

­если возможно, еще в процессе разговора сообщить в правоохранительные органы, а если такой возможности нет ­ по окончании разговора;

­ если есть опасения, что телефон прослушивается преступниками, перезвонить с другого номера телефона;

­ проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

­ отдать распоряжение о поиске подозрительных предметов в предполагаемых местах минирования;

­ организовать эвакуацию персонала и покупателей (клиентов, посетителей и т.д. с всего объекта;

­ с прибытием оперативной группы территориального органа МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

­ доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

3.2. Персонал объекта обязан:

По распоряжению руководителя, организованно покинуть помещение.

 

IY. При захвате заложников на объекте.

4.1. Руководитель

С получением информации о захвате заложников на территории объекта,­

обязан:

­сообщить лично или через секретаря, дежурного, администратора и т.д. :

в территориальные органы МВД , ФСБ, ГО и ЧС;

­ при этом обязательно сообщить наименование организации и ее адрес, от кого поступила информация, требования лиц, захвативших заложников и место их нахождения, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

­ принять меры к пресечению возможной паники, в случае необходимости подготовить эвакуацию сотрудников, посетителей и т.д.;

­ не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и человеческим жертвам;

­ при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

­ инициативно не вступать в переговоры с террористами;

­ принять меры к беспрепятственному проходу (проезду на объект сотрудников правоохранительных органов, машин скорой медицинской помощи и территориального органа ГК и ЧС;

­ с прибытием оперативной группы территориального органа МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

­ доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

4.2. Действия персонала.

­ при наличии возможности без риска для жизни окружающих и своей собственной нажать КТС, выведенную на пульт вневедомственной охраны МВД;

­ постараться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лица, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи ми манеры поведения, тематику разговоров, вооружение, средства передвижения и т.д.;

­ не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

­ по своей инициативе не вступать в переговоры с террористами;

­ стараться спокойно переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;

­ при необходимости выполнять требования нападающих, действовать с максимальной задержкой, но без риска для жизни окружающих и своей собственной;

­ на совершение любых действий спрашивать разрешение у преступников;

­ при наличии возможности (отсутствии угрозы себе и окружающим сообщить сотрудникам правоохранительных органов информацию о складывающейся ситуации и преступниках.

При проведении спецслужбами операции по освобождению от преступников руководитель и сотрудники обязаны неукоснительно соблюдать следующие требования:

­ лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;

­ не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника;

­ если есть возможность, держаться подальше от проемов дверей и окон;

­ при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови.

 

V. При совершении на объекте террористического акта (взрыв, поджог и т.д. или крупной ЧС.

5.1. Руководитель обязан:

­ оценит обстановку;

­обеспечить своевременное оповещение персонала;

­ лично или через секретаря, дежурного, администратора и т.д.:

сообщить в территориальные органы МВД, ФСБ , ГО и ЧС;

­ при этом обязательно сообщить наименование объекта, адрес, характер происшествия, другие детали, проинформировать об опасности ЧС руководителей соседних предприятий;

- с прибытием оперативной группы территориальных органов МВД доложить обстановку, передать управление ее руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий;

­организовать оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения, вывод персонала в безопасные места;

­ доложить о происшедшем и принятых мерах в администрацию муниципального образования.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика