Проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
«О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 г. № 481» подготовлен в рамках полномочий, предоставленных Кабинету Министров Чувашской Республики статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и статьей 5 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. № 69 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Чувашской Республики».
Целями предлагаемого проекта постановления являются:
1) снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни в связи с установлением дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики.
2) выполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № Пр-2426 по итогам совещания о мерах по снижению потребления алкоголя;
3) реализация комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации и производства этилового спирта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1940-р;
4) реализация Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351;
5) выполнение рекомендаций Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р.
Проектом постановления устанавливаются дополнительные ограничения времени продажи с 22 часов до 10 часов при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции на предприятиях общественного питания, отнесенных к типам «бар», «столовая», «закусочная», «буфет», «кафетерий», «кофейня», «мини-бар», «мини-кафе», «мини-закусочная» в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания», которые расположены в многоквартирных жилых домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам.
Необходимость введения дополнительных ограничений времени продажи на предприятиях общественного питания вызвана многочисленными обращениями жителей Чувашской Республики с просьбой о защите их интересов, связанных с нарушениями их покоя в ночное время посетителями предприятий общественного питания.
Из всего количества письменных обращений граждан по вопросам регулирования алкогольного рынка (28), поступивших в 2013 году в Минэкономразвития Чувашии, количество обращений по данному вопросу составляет 50% (14), в 2012 году – 15%. Кроме того? в 2013 году устные обращения граждан по данному вопросу составляют более 30.
Принятие проекта постановления позволит сократить количество преступлений и нарушений общественного порядка, совершаемых гражданами в состоянии алкогольного опьянения, обеспечить покой жителей многоквартирных домов в ночное время.
Проектом также вводится запрет на розничную продажу алкогольной продукции в дни проведения мероприятий, приуроченных к завершению учебного года в муниципальных образовательных организациях среднего общего образования (день последнего звонка, день выдачи аттестатов о среднем общем образовании), а также в День знаний (1 сентября), День молодежи (27 июня) (за исключением розничной продажи алкогольной продукции предприятиями общественного питания в местах оказания таких услуг).
Указанные даты праздников определены с целью исключения для обучающихся старше 18 лет возможности приобретения алкогольной продукции в наиболее значимые для данной категории лиц праздничные мероприятия и возможности потребления ими алкогольной продукции в зонах рекреационного назначения (в лесах, парках, на заливе и т.д.).
При разработке данного проекта был использован опыт Кировской, Амурской и Пензенской областей.
(Справочно: в Кировской области ограничено время розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов (по воскресеньям с 17 часов) до 10 часов по местному времени для предприятий общественного питания (кроме ресторанов, баров, кафе, кофеен) и полностью запрещена продажа в предприятиях общественного питания (за исключением ресторанов, баров, кафе, кофеен), расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов. В Амурской области установлены ограничения времени продажи с 23 часов до 9 часов в летних кафе при удаленности от жилых домов до 100 метров, в Пензенской области – ограничения времени продажи с 21 часа до 9 часов следующего дня на предприятиях питания, отнесенных действующим законодательством к типу «закусочная»).
В отношении проекта постановления в установленном порядке проведена оценка регулирующего воздействия совместно с экспертами информационно-консультационного центра «Бизнес-Тезаурус».
Проект постановления содержит положения, затрагивающие интересы субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на основании соответствующей лицензии.
Анализ количества торговых объектов, подпадающих под ограничение времени продажи алкогольной продукции, показал, что под ограничение подпадут 71 торговый объект, или 14,1% предприятий общественного питания, расположенных в городах республики, или 31,1% от общего количества предприятий общественного питания типа «закусочные» и «бары» (без объектов, осуществляющих деятельность по продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Принятие проекта постановления возможно повлечет следующие «незначительные» последствия:
- прекращение деятельности отдельных предприятий общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, ввиду возникновения нерентабельности осуществления данного вида деятельности;
- развитие «теневой» экономики в части оборота алкогольной продукции (в том числе, реализации алкоголя, произведенного кустарным способом, реализация алкогольной продукции в ночное время, привоз на дом) без обеспечения должного контроля.
Необходимо отметить, что ограничение времени продажи алкогольной продукции с 22 часов до 10 часов не распространяется на предприятия общественного питания, отнесенных к типу «ресторан» и «кафе», к которым предъявляются более высокие требования к культуре обслуживания, формированию ассортимента продукции, оформлению интерьеров и т.д. (в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания»). Поэтому торговые объекты, подпадающие под данные дополнительные ограничения, имеют возможность изменить условия оказания услуг общественного питания и изменить тип предприятия. При переоформлении лицензии лицензирующим органом будет осуществляться проверка их соответствия требованиям национального стандарта.
Мнения, поступившие в ходе публичных консультаций, неоднозначны в оценке предлагаемого государственного регулирования в сфере оборота алкогольной продукции. Учитывая, что данное регулирование влечет снижение объемов товарооборота субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, оценка проекта постановления хозяйствующими субъектами в данной сфере однозначно отрицательная.
Учитывая, что основная цель проекта – обеспечение покоя и безопасность жителей многоквартирных домов в ночное время, она не может быть достигнута без определенного ущерба для предприятий общественного питания.
В результате проведения оценки регулирующего воздействия проекта в качестве рекомендуемого варианта достижения поставленных целей был выбран вариант совершенствования применения существующего регулирования, который предусматривает кроме установления дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции еще и установление административной ответственности за несоблюдение дополнительных ограничений, установленных на территории Чувашской Республики.
По результатам оценки регулирующего воздействия также предлагается возложить на субъекты предпринимательской деятельности следующие дополнительные ограничения – не допускается розничная продажа алкогольной продукции, осуществляемая организациями, и розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, – в торговых объектах – в розлив (для потребления на месте покупки); при оказании услуг общественного питания – на вынос (не для потребления на месте покупки).
То есть в торговых залах магазинов запрещается распивать приобретенную в них продукцию, а из предприятий общественного питания (кафе, закусочных, баров и т.д.) запрещается выносить алкогольную продукцию. Практика проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий показала, что в некоторых магазинах созданы условия для потребления (распития) алкогольной продукции (расставлены столы со стульями) и это создает дополнительный импульс для потребления алкоголя для отдельных категорий лиц. И при этом соблюдение правил оказания услуг общественного питания в магазинах не могут быть обеспечены. Кроме того, в случае разрешения продажи на вынос на предприятиях общественного питания создаются неравные условия для осуществления деятельности для предприятий розничной торговли, для которых законодательством Российской Федерации запрещена продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов.
Таким образом, без введения данной нормы установление ограничений продажи по времени для предприятий общественного питания и розничной торговли становятся бессмысленными.
Принятие постановления влечет возникновение ряда издержек, связанных с неполучением выручки в связи с ведением дополнительного ограничения времени продажи алкогольной продукции. По ответам, поступившим в ходе публичных консультаций, они составят от 10 до 15% месячной выручки.
Ожидаемая выгода от реализации постановления представляется более весомой и заключается в повышении уровня общественного порядка, снижение количества правонарушений, повышении ответственности за совершение противоправных действий в сфере оборота и потребления (распития) алкогольной продукции.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Проект согласован со всеми с МВД по Чувашской Республике, Прокуратурой Чувашской Республики, Управлением Минюста России по чувашской Республике, заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, общественными организациями.