Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru

 

СПРАВКА

о состоянии законности в сфере обращения с отходами производства

и потребления на территории Чувашской Республики

(Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор

младший советник юстиции  Д.В.Викторов)

 

 

Несмотря на некоторое снижение образованных на территории Чувашии отходов производства и потребления продолжает оставаться острой проблема безопасного обращения отходов различных классов опасности.

Так, если в 2008 году – 548,3 тыс. тонн, в 2009 году – 319,9 тыс. тонн, в 2010 году – 305,3 тыс. тонн.

Динамика снижения в большей степени связана не с уменьшением объема производства или переходом на новые технологии, а  с особенностями формирования статистической отчетности 2 тп отходы,

Во-первых, форма носит уведомительный характер и подается не всеми хозяйствующими субъектами, в ходе деятельности которых образуются отходы. На территории республики указанную форму подают 334 организаций и  1 индивидуальный предприниматель, из более чем 20000 юридических лиц и 45000 индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, существенным недостатком существующей системы отчетности остается исключение из нее объемов образующихся у населения бытовых отходов.  Статистическую отчетность подают лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К примеру, в Марий Эл за прошлый год количество отходов увеличилось на 34% и составило  1 149 256 тонн.  В РТ образовано 9 500 млн. тонн, из них бытовых отходов 1 155 млн. тонн,  промышленных 2 210 млн. тонн, остальные отходы животноводства.  Только  в гор.Казань бытовых отходов было собрано 411,42 тыс.тонн.

В этой связи требуется корректировка подхода к формированию отчета уполномоченным органом.

В 2010 году из образованных 305,3 тыс. тонн, было использовано – 199 246,3 тыс.т. (65,3%) – (в 2009г. – 155 993,4тыс.т. (48,8%); обезврежено – 28 613,1 тыс.т. (9,4%) – (в 2009г. – 16 939тыс.т. (5,3%); размещено отходов за 2010 год было всего 2 237 354,8 тыс.т. (хранение 1 967 532,2 тыс.т. и захоронено – 269 822,6 тыс.т.) – (в 2009г. 2 037 331,9 тыс.т.).

За текущий период 2011 года  только природоохранной прокуратурой в обсуждаемой сфере выявлено 281 нарушение,  в целях их устранения  внесено 174 представления, опротестовано  67 незаконных муниципальных правовых акта,  направлено в суды 3 иска (об очистке захламленной территории), к административной ответственности привлечено 6 должностных и юридических лиц. В 2010 году было выявлено 348 нарушений законодательства об отходах,

Растет количество обращений о нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду в сфере обращения с ТБО, в прокуратуру уже поступило 9 жалоб, за весь 2010 год  -7.

Основными нарушениями выявляемыми в названной сфере явились: отсутствие при осуществлении производственной деятельности разрешительной документации (лицензий, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов отходов, определяющих их класс опасности); отсутствие на предприятиях должностных лиц, прошедших необходимое профессиональное обучение, и получивших соответствующее свидетельство (сертификат); образование несанкционированных свалок ТБО.

К сожалению, не активна в этом направлении роль Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики,  на всем этом фоне за первое полугодие ими выявлено всего 3 нарушения, за  2010 год - 10 нарушений.

На неблагополучную ситуацию влияют несколько факторов, один из которых, наверно наиболее важный - недостаточное финансирование республиканской целевой программы «Повышение экологической безопасности».

В 2010 году на мероприятия в области обращения с отходами производства и потребления из запланированных 304,3 млн. рублей, было выделено 73,6 млн. рублей (около 24,2%). Из них на реализацию инвестиционного проекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов» (для гг.Чебоксары, Новочебоксарска и Чебоксарского района) 10 млн. рублей (4,2%), из 234,6 млн.руб.  на строительство объектов размещения ТБО с участками сортировки и переработки 13,4 млн. рублей (71,2%) из 18,8 млн.руб. запланированных.

Всего в республике имеется 48 объектов размещения отходов производства и потребления (четыре полигона, 17 санкционированных свалок, 15 шламонакопителей, 11 иных мест размещения отходов, одна несанкционированная свалка).

По данным Приволжского управления Ростехнадзора в настоящее время в федеральный регистр включены 22  объектах размещения отходов, из них  7 – объекты размещения ТБО (6 санкционированных свалок – гг. Чебоксары, Канаш, Шумерля, Козловка, п. Кугеси, п. Ибреси, и 1 полигон ТБО – с. Красноармейское). Остальные 15 объектов – объекты размещения промотходов (1 полигон промотходов ОАО «Химпром», 13 шламонакопителей ГУП «БОС» и ТГК-5, 1 шламоотвал ТГК-5).

В то же время из 15  предприятий эксплуатирующих объекты размещения, у 8 отсутствует лицензия  на данный вид деятельности, остальные не имеют утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. То есть 100% допускают нарушения закона.

Так,  не получены лицензии ООО «Жилище» с.Аликово (несанкционированная свалка), ОАО «Комсомольский водоканал» с.Комсомольское (санкционированная свалка),  ГУП «БОС» г.Новочебоксарск (шламонакопители), МУП «Урмарыводхоз» (полигон ТБО); МУП «Коммунальник» с.Шемурша (санкционированная свалка), ООО «Ангел» г.Чебоксары (свалка ТБО), Яльчикское ММПП ЖКХ с.Яльчики (санкционированная свалка ТБО), Янтиковское МУП УЖКХ с.Янтиково (полигон ТБО).

Хочется напомнить, что за осуществление деятельности  без лицензии предусматривается уголовная ответственность. Прецеденты уже есть.

Отсутствуют утвержденные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у ОАО «ТГК-5» «Марий Эл Чувашия» (шламонакопители и шламоотвал), МУП ЖКХ «Моргаушское» (полигон ТБО), ООО «Полигон» с.Красноармейское (полигон ТБО), ООО «Благоустройство» (санкц. свалка ТБО, где идет переоформление документов с МУП Алатырское КХ»), ООО «Полигон» с.Батырево (полигон ТБО), ЗАО «Чувашское» п.Кугеси (свалка ТБО), ООО «Сундырь» г.Марпосад (полигон ТБО).

             Одним из методов экономического регулирования охраны окружающей среды, поддержкой предпринимательской деятельности  является использование вторичных ресурсов.

В ряде городов и районов Республики успешно реализуется система раздельного сбора. Селективный сбор ТБО организован в г.Чебоксары (макулатура 84,473т, полимерные отходы 65,879т, отходы стекла 63,458т, всего 213,8т), г.Новочебоксарске (макулатура 157,4т, полимерные отходы 14,368т, всего 254,4т). Начата работа по организации селективного сбора ТБО в Канашском (макулатура 6т, полимерные отходы 1,6т, отходы стекла 10т, металлолом 20т, всего 37,6т), Козловском (макулатура 18,6т, полимерные отходы 1,2т, стекла 14,3т, всего 34,2т) и Цивильском районах (макулатура, пластик и ветошь, всего 76,6т.

На территории субъекта сортировкой, использованием и обезвреживанием отходов занимаются ряд предприятий среди которых  ООО «Ютон» (макулатуры 1565,1т, стеклобой 583,6т, полимерные отходы 315,2т); ООО НП «Экология» (макулатуры 248,6т, стеклобой 240т, полимерные отходы 720,2т); «Чувашпотребсоюз» (макулатуры 1952т, отходы текстильных материалов 442т), ООО НПК «Меркурий» (ртутьсодержащие отходы 115,1т).

Таким образом, вовлечены в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья выделенные после селективного сбора и сортировки 6,683 тыс. тонн отходов, из 305,3 тыс. тонн или 2,1 %.

К сожалению, в республике действует только 1 мусоросортировочной комплекс, который позволил  бы при работе с проектной мощностью перерабатывать 200 тыс. тонн в год. В настоящее время предприятие перерабатывает 57 тыс. тонн в год.

В РТ сбором, сортировкой и утилизацией отходов занимаются 24 подобных комплекса общей мощностью  1041 млн.тонн в год, из них 6  построены в 2010 году. Средняя мощность 20 тыс. тонн. Практически во всех комплексах отсортировываются до 10 видов вторичных материальных ресурсов: полиэтиленовая пленка, пластмасса, ПЭТ бутылки, макулатура, стеклобой, лом черного и цветного металла, текстиль, которые в дальнейшем брикетируются, прессуются и отправляются на реализацию.

 На базе некоторых полигонов работает оборудование по производству полимеров, тротуарной плитки и черепицы, брусчатки, производят инвентарь для собственных нужд.

 Муниципалитетами ежегодно ликвидируется более 1000 несанкционированных свалок. Из года в год увеличивается образование  свалок на землях сельскохозяйственного назначение. Если в прошлом году  выявлено 47 подобных мест, то в первом полугодии текущего года 51.

Острая ситуация сложилась в городах  Чебоксары и Канаш.

С 25 марта Пихтулинская городская свалка была передана в эксплуатацию обществу с ограниченной ответственности «Ангел» не имеющему лицензию на право размещение опасных отходов.   Таким образом,  на сегодняшний день вывоз отходов на городскую свалку незаконен.

По постановлению прокурора Арбитражным судом общество оштрафовано на 40 000 рублей.

В настоящее время  прокуратурой в Арбитражный суд  готовятся материалы  о признании недействительными всех договоров заключенных хозяйствующими субъектами  Республики с ООО «Ангел».

По обращениям Главы администрации города Канаш и ряда руководителей хозяйствующих субъектов прокуратурой проведена проверка общества с ограниченной ответственностью  «Коммунальный сервис» г.Канаш (директор Алякин А.В.).

Установили, что на протяжении нескольких месяцев  предприятием  допускались грубые  нарушения экологических и санитарных требований,  мусор  из жилого сектора не вывозился.

Переполненные мусорные контейнеры и захламление земельных участков вокруг них, создали непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, условия для возникновения эпидемий, эпизоотий и причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

По итогам  проверки  Управлением Роспотребнадзора,  Арбитражным судом  Общество привлечено к административной ответственности.  По информации прокуратуры проводится расследование федеральной антимонопольной службой.

В заключение хочу сказать, что 3 ноября 2011 года вступят в силу изменения  в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которыми наличие лицензии на транспортирование  отходов  1-4 класса опасности не требуется, таким образом, рынок добросовестных перевозчиков увеличится.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика