по 1 вопросу
ИНФОРМАЦИЯ
по вопросу «Повышение экономической безопасности региона, как механизм инвестиционной привлекательности» (Моторин И.Б.)
Экономическая безопасность республики — комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Во внутренней структуре экономической безопасности региона можно вычленить три важнейших блока.
Экономическая независимость, которая означает возможность контроля республиканских органов власти за ресурсами региона (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий); достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
Стабильность и устойчивость экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах; создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.).
Способность к саморазвитию и прогрессу — создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников и т.д.
В качестве наиболее серьезных угроз экономической безопасности можно выделить следующие:
- спад производства;
- разрушение научно-технического потенциала;
- деиндустриализация экономики;
- опасность утраты продовольственной независимости;
- рост безработицы и ослабление трудовой мотивации;
- увеличение внешнего и внутреннего долга;
- криминализация экономики;
- увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;
- рост дефицита бюджета.
В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, решающее значение принадлежит упреждению зарождающихся угроз.
Проблема экономической безопасности региона имеет объекты на пересечении с другими возможными сферами: общественной, экологической, информационной. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать как собственно в экономической сфере, так и в областях пересечения экономики со смежными сферами.
С 1996 года специалистами Рейтингового агентства «Эксперт РА» проводятся ежегодные аналитические исследования «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России». В качестве составляющих инвестиционного климата в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов используются две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал - количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион.
Инвестиционный риск - характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической, криминальной ситуации и законодательной среды. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. По результатам аналитического исследования в 2009 и 2010 года республике присвоена рейтинговая оценка 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск). В предшествующий экономическому кризису период в 2006-2008 годах инвестиционный рейтинг Чувашии был 3В2, что означало незначительный потенциал – умеренный риск.
Главная стратегическая цель обеспечения экономической безопасности на данном этапе состоит в восстановлении и наращивании экономического роста промышленного производства, сельского хозяйства, развитии инвестиционного потенциала республики, что должно привести к увеличению доходов бюджета, снижению безработицы, созданию приемлемых условий жизни и развития личности, повышению социальной защищенности.
Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.
В распоряжении органов власти региона должен постоянно находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный набор решения возникающих проблем.
Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона:
- показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 10 000 человек и др.);
- демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования, преступность и др.);
- динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения;
- состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших региональных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий;
- действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования;
- состояние окружающей среды, экология.
Можно выделить два важнейших признака экономической безопасности инвестиционного комплекса региона как единой системы – устойчивость и прогрессивное развитие. Представляется, что они являются базовыми для определения уровня экономической безопасности в условиях транзитивной экономики. Прогрессивное развитие предполагает переход объекта из одного состояния в другое, более совершенное. Отсутствие прогрессивного развития объекта экономической безопасности резко сокращает его возможности выживания в условиях рыночной экономики, ослабляет сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Среди наиболее значимых угроз выделяются макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.
Исследование инвестиционного климата регионов позволяет решить задачи развития регионов - при управлении инвестиционным механизмом на региональном и местном уровне, формировании направлений привлечения внутренних и внешних инвестиций в целях обеспечения экономической безопасности регионального (муниципального) развития.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов главным направлением обеспечения экономической безопасности регионального развития становится привлечение внебюджетных инвестиционных ресурсов на основе создания экономических стимулов бизнесу, осуществляющему инвестиции в отрасли региональной экономики для решения проблем экономической безопасности, создания государственно-частного партнерства, повышения инвестиционной привлекательности региональной экономики.
Устойчивости экономической безопасности способствуют следующие меры:
· создание рычагов для стимулирования бизнеса, в том числе посредством информационной среды;
· выявление организаций, нуждающихся в санации и рекомендации кредитным организациям о предоставления льготных продуктов стратегическим предприятиям;
· проведение регулярного мониторинга предприятий, на которых создаются рабочие места, внедряются новые технологии, повышается качество и производительность труда, увеличивается заработная плата с целью рассмотрения возможности инвестиционной поддержки этих организаций;
· дифференциация отраслевой специализации экономики республики, муниципалитетов, выбор приоритетных направлений.
Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики, организационное обеспечение защиты экономической безопасности республики требует постоянной деятельности по выявлению и диагностике угроз региональным интересам в области экономики и разработке мер по их предотвращению и преодолению.
Методика мониторинга экономической безопасности региона, основана на определении потенциала региона и эффективности его использования путем проведения функционального анализа уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.
Инвестиционная составляющая обеспечения экономической безопасности регионального развития сама по себе представляет сложную систему организационно-экономических, институциональных и социально-политических инструментов, эффективное взаимодействие которых возможно только в рамках единого механизма. Программа государственного регулирования инвестиционного механизма экономической безопасности регионального развития предполагает особую роль субъективного (административного) фактора, а методы создания экономических стимулов для инвесторов посредством кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики должны быть дополнены с тем, чтобы инвестиции осуществлялись в направлении ликвидации или локализации социально-экономических угроз. Уровень развития отрасли и предприятия предполагает доминирование рыночных форм и методов осуществления инвестиций в «болевые точки» за счет внутренних или заемных ресурсов. Мониторинг угроз экономической безопасности региона, осуществляемый региональной властью, может служить бизнесу при выработке им рыночной стратегии управления экономической безопасностью.
Банкротство же крупной организации (градообразующего предприятия), осуществленное с нарушением законодательства, может поставить под угрозу экономическую безопасность монопрофильной территории или даже республики, связанную не только с реальными убытками кредиторов, но и с потерей большого количества рабочих мест.
В рамках обеспечения финансовой безопасности возникает проблема определения безопасного уровня собираемости налогов, в пределах которого государственные органы имеют возможность аккумулировать в своих руках необходимый объем финансовых ресурсов и своевременно реагировать на возникающие угрозы безопасности. В настоящее время такой уровень не определен. При разработке приемлемого показателя собираемости налогов целесообразно учитывать не только общую собираемость налогов, но и собираемость по конкретным их видам.
На финансовую безопасность государства непосредственное влияние оказывает кризис финансов предприятий. В ряде отраслей экономики происходит дальнейшее сокращение объемов производства
Финансовое состояние хозяйствующих субъектов является основным фактором, формирующим налогооблагаемую базу. В настоящее время можно говорить о продолжающемся финансовом кризисе предприятий, который выражается в значительном количестве убыточных, неплатежеспособных предприятий, значительных масштабах хищений финансовых ресурсов, нецелевом использовании бюджетных средств, сознательном искажении учета для вывода финансовых ресурсов из-под налогового контроля.