по 2 вопросу
ИНФОРМАЦИЯ
по вопросу «О совершенствовании системы финансирования дорожного хозяйства Чувашской Республики и применении инновационных разработок в дорожном строительстве»
I. Состояние автомобильных дорог
Автомобильные дороги, являясь одним из важнейших элементов транспортной системы, оказывают огромное влияние на социально-экономическое развитие республики и её территорий. По состоянию на 01.01.2011 года протяженность автомобильных дорог общего пользования Чувашской Республики составляет 6153,5 км. На 1 тыс. кв.км территории приходится 318,2 км дорог общего пользования. По данному показателю Чувашская Республика занимает 1-е место в Приволжском Федеральном округе и одно из ведущих мест в России.
За 2006-2010 годы построено (и реконструировано) 976,6 км автодорог общего пользования, из них 841 км местных автомобильных дорог с твердым покрытием к 477 сельским населенным пунктам, 8 мостовых сооружений. Это позволило улучшить доступность жителей этих сельских населенных пунктов к учреждениям здравоохранения, образования, культурно-бытового обслуживания. Всего в республике 1690 сельских населенных пунктов (98%) обеспечены круглогодичной связью по дорогам с твердым покрытием, созданы благоприятные условия для перевозки товаров и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на местные и межрегиональные рынки, а так же для комплексного развития сельских территорий.
Наибольший удельный вес приходится на дороги низших категорий:
IV-ой - 53% (интенсивность движения от 100 до 5000 авт./сут.);
V- 24% (интенсивность движения до 100 авт./сут.)
Недавние кризисные процессы оказали негативное воздействие на работу дорожной отрасли республики, произошло резкое сокращение бюджетного финансирования дорожных работ (в 3 - 3,8 раза), тенденция снижения сохранилась и в 2011 году. С 2006 по 2010 годы отремонтировано всего 742,2 км автомобильных дорог (или 22% от необходимых объемов). В результате не обеспечивается восстановление износа и растет «недоремонт», количество дорожно-транспортных происшествий по сопутствующим дорожным условиям. Это ведет к снижению несущей способности дорожного покрытия, прогрессирующему росту разрушений и сокращению жизненного цикла дороги.
На 1 января 2011 года нормативным требованиям соответствует: одна треть дорог регионального и межмуниципального значения (559,3 км) и половина дорог местного значения (2400,3 км) от общей протяженности, состояние которых можно считать хорошим или удовлетворительным. Остальные дороги находятся в критическом состоянии (в плохом и очень плохом состоянии).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2008 г. № 415 утверждены нормативы финансовых затрат и Правила расчета размера ассигнований из республиканского бюджета Чувашской Республики на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике которые в настоящий момент не реализуются.
Потребность в финансовых средствах по утвержденными нормативами на содержание, ремонт и капитальный ремонт региональных и межмуниципальных автомобильных дорог на 2011 год составляет 2738,6 млн.рублей. Фактическая обеспеченность бюджетными средствами составляет 10,0 % от нормативной потребности.
Создание регионального дорожного фонда Чувашской Республики и гарантированных источников для его пополнения является одной из основных задач, сохранения дорожной сети и предприятий отрасли.
II. Механизмы финансирования дорожной деятельности и создание дорожного фонда Чувашской Республики
В соответствии с федеральным Законом от 6 апреля 2011 года № 68 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дорожных фондов» Минстроем Чувашии подготовлен проект закона Чувашской Республики «О дорожном фонде Чувашской Республики», прошел согласования в заинтересованных министерствах и ведомствах.
Данным Федеральным законом определены источники образования дорожного фонда субъектов Российской Федерации – это средства, поступающие из федерального бюджета по нормативу установленным законом от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;
транспортного налога;
и иные поступления, утвержденные законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда.
Проектом закона «О дорожном фонде Чувашской Республики» предлагается определить следующие источники образования дорожного фонда:
- транспортный налог в размере 100 процентов доходов, в том числе пеней и штрафов за неуплату указанных сумм транспортного налога;
- акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей в размере 100 процентов доходов, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики в соответствии с федеральным законодательством, в том числе пени и штрафы за неуплату указанных сумм акцизов на нефтепродукты;
- а так же иные поступления, устанавливаемые законом Чувашской Республики «О дорожном фонде Чувашской Республики».
По прогнозу поступление в доход республиканского бюджета в 2011 году составят 1548,4 млн.рублей, отклонение от утвержденного норматива 1190,2 млн.рублей.
В целях финансового обеспечения органами местного самоуправления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения частью 5 статьи 1 федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дорожных фондов» предусмотрено, что решением представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено создание муниципального дорожного фонда, а так же порядок его формирования и использования.
При формировании муниципальных дорожных фондов могут быть установлены аналогичные источники. При этом предлагается сохранить субсидии республиканского бюджета Чувашской Республики на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения на уровне не ниже текущего года - 400 млн.рублей.
При проведении ремонтных работ и строительстве новых дорог должны использоваться современные высокие технологии, обеспечивающие повышение износостойкости и качество покрытия дорог.
В республике уже имеется положительный опыт Группы компаний ЗАО «Реком-СМК» (г.Чебоксары) по строительству автомобильных дорог из сборномонолитных преднапряженных железобетонных плит, а также опыт ООО «Гален» по использованию при строительстве автомобильных дорог базальтопластиковой арматуры. Так, практические испытания по применению базальтопластиковой арматуры были проведены при изготовлении дорожных плит на линиях типа Рекон в ООО «Домостроительный комбинат» (г.Новочебоксарск), а также при армировании участка автодороги «Москва-Казань-Уфа» в оголовках водопропускной трубы в Республике Татарстан и мостового настила Томпсонского моста в Северной Ирландии. В настоящее время ООО «Гален» разработало и планирует наладить выпуск композитных опор дорожного освещения.
Кроме того, в целях усиления и восстановления дорожной одежды широко применяется новые методы: термопрофилирования и холодной регенерации. Термопрофилирование осуществляют с применением комплекта машин, включающего асфальторазогреватель и термопрофилировщик (ремиксер). Ремонт покрытия термопрофилированием «Дорисс» выполняет на участках федеральных автодорог и при ремонте улиц г. Чебоксары.
Метод холодной регенерации используют ОАО «Дорисс» и ООО «Воддорстрой», при этом используется оборудование немецких фирм «BOMAG и WIRGEN. Этот метод применялся при ремонте федеральных и республиканских автодорог (Чебоксары-Сурское в Вурнарском и Шумерлинском районах, Порецкое –Мочкасы в Порецком районе и на других участках республиканских автодорог).
Для увеличения срока службы асфальтобетонных покрытий и улучшения сцепных качеств ООО «Воддорстрой» выполняется поверхностная обработка дорожных покрытий с применением оборудования немецкой фирмы Schafer. Выполнение поверхностной обработки увеличивает срок службы покрытий на 3-5 лет.
ОАО «Дорисс» и ОАО «Чувашавтодор» выпускают щебеночно-мастичный асфальтобетон (ШМА) на установке немецкой фирмы ТЕLТОМАТ. Покрытия из ШМА характеризуются улучшенными эксплуатационными свойствами. Повышенное содержание прочного кубовидного щебня обеспечивает высокую сдвигоустойчивость и износостойкость, а мастика увеличивает водонепроницаемость и морозостойкость покрытия.
С целью замедления процесса трещинообразования асфальтобетонных покрытий при приготовлении асфальтобетонных смесей многие дорожные организации используют модифицированные битумы, полимербитумные вяжущие или модификаторы. Для улучшения прочностных характеристик при устройстве дорожной одежды применяются геосинтетические материалы: геосетки и георешетки. Геосетки применялись при ремонте автодороги Чебоксары - Сурское, улиц г. Чебоксары.