по 1 вопросу
ИНФОРМАЦИЯ
по вопросу «О проблемах и задачах инновационного развития основных секторов экономики республики, отвечающих современным вызовам,
с учетом формирования центров НИОКР»
Влияние науки на развитие экономики велико, не зря раньше говорили: наука – двигатель прогресса. Вместе с тем, произошедшая деградация прежней системы организации науки, не компенсировалась нововведениями, призванными сформировать новую рыночно-ориентированную модель науки, что повлекло за собой снижение результативности научной деятельности. Ухудшившееся в период кризиса финансово-экономическое положение большинства предприятий потребовало оптимизации затрат и расходов, в том числе привело к сокращению затрат на проведение НИОКР. Так, по всем видам деятельности затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации в 2010 году составили около 2 млрд. рублей, что в действующих ценах меньше уровня 2009 года на 39%.
Структура затрат на технологические инновации сложилась следующая:
54% (2009 г. - 43%) - связаны с внедрением нововведений и включают производственное проектирование, а также приобретение необходимых машин и оборудования;
35,8% (2009 г. – 51 %) - на исследование и разработку новых продуктов;
1,1% (2009 г. – 1 %) - на приобретение программных средств, обучение и подготовку персонала;
0,3% (2009 г. – 0,7 %) - на приобретение новых технологий.
Основным источником финансирования затрат на технологические инновации остаются собственные средства организаций (82,4%), доля средств федерального бюджета составила 8,9%, прочих средств – 8,7%.
Обследования Чувашстата показали, что только каждая пятая организация республики является инновационно-активной, четыре – либо не осуществляют нововведений, либо их не фиксируют.
Среди организаций обрабатывающих производств наиболее инновационно активны организации:
по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (35,6%) (ОАО «ЭЛАРА», ОАО «ВНИИР», ООО «НПП «ЭКРА», ОАО «Завод «Чувашкабель» и другие);
по производству пищевых продуктов, включая напитки (15,6%) (ОАО «АККОНД»);
по производству транспортных средств и оборудования и производству машин и оборудования (по 8,9%) (ОАО «ШЗСА», ОАО «КАФ» г.Шумерля, ОАО «КААЗ» и другие);
по металлургическому производству и производству готовых металлических изделий и целлюлозно-бумажному производству; издательской и полиграфической деятельности (по 6,7%);
по текстильному и швейному производству, химическому производству, производству прочих неметаллических минеральных продуктов (по 4,4%).
Приоритетными видами инновационной деятельности являются: приобретение машин и оборудования (71% от общего числа инновационно-активных организаций), исследования и разработки новых продуктов (48%), приобретение программных средств (33,3%), обучение и подготовка персонала (22,9%), производственное проектирование, дизайн и другие разработки новых продуктов (18,8%), маркетинговые исследования (8,3%). Приобретение прав на патенты и лицензий на использование изобретений и промышленных образцов осуществляли 12,5% обследованных организаций.
По оценке организаций, сдерживающими факторами инновационной деятельности являются высокая стоимость нововведений, а также недостаточная финансовая поддержка со стороны государства (субвенции, субсидии, гранты) и высокий экономический риск.
Снижается объем инновационной продукции в соотношении с общим объемом продукции инновационно-активных организаций. В 2010 году он составил 12,6%. Доля принципиально новой продукции составила по инновационно-активным организациям 7,9% от общего объема отгруженной продукции.
Справочно 1:
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % |
8,4 |
8,0 |
9,2 |
7,9 |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных организаций, % |
12,6 |
13,2 |
16,2 |
12,6 |
Во многих организациях отсутствуют корпоративные планы НИОКР и планы освоения новой продукции, вследствие чего на данные нужды не закладывается внутреннее финансирование.
Система образования ориентируется не на потребности экономики, а на собственные приоритеты, в первую очередь на коммерческий успех. В связи с этим необходимые специалисты выходят на рынок труда с опозданием на 5-8 лет
Интеграционные связи между вузами минимальны или отсутствуют полностью. Созданные при них малые инновационные предприятия не дают отдачу.
Уже имеющиеся разработки из-за отсутствия коммерческой жилки у разработчиков и сформированного спроса на рынке не реализуются.
Это сдерживает инновационное развитие экономики республики и развитие ее потенциала.
В целях создания благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности 11 мая т.г. Госдума России приняла в третьем, окончательном чтении закон, который уточняет порядок учета расходов на научные исследования, опытно-конструкторские разработки (НИОКР) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы, отчисления на формирование фондов поддержки научной и инновационной деятельности в сумме не более 1,5% доходов от реализации), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций.
Устанавливается порядок подтверждения соответствия НИОКР перечню, установленному правительством РФ.
Поправки определяют различные налоговые льготы. Так, предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР на срок, на который запланировано проведение соответствующих НИОКР, но не более двух лет.
Кроме того, предлагается предоставлять с 1 января 2011 года трехлетнюю льготу по налогу на имущество вновь вводимым объектам, имеющим высокую энергоэффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или вновь вводимым объектам, имеющим высокий класс энергоэффективности. Льгота направлена на стимулирование модернизации предприятий и использование современного энергоэффективного оборудования.
Среди первоочередных задач на среднесрочный период:
для органов исполнительной и муниципальной власти республики:
создать/ стимулировать внутренний спрос на инновационную продукцию и НИОКР;
оказывать содействие разработчикам в поиске заинтересованных потребителей и инвесторов, создании новых производств;
организовать совместную работу по привлечению инвестиций в создание на территории Чувашской Республики новых высокотехнологичных производств и обеспечить софинансирование разработок;
для промышленных предприятий:
выйти на докризисный уровень удельного веса отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции не ниже 9 – 13 %, используя действующие меры государственной поддержки;
активизировать работу:
по реализации Плана совместных действий Чувашской Республики и ОАО «РОСНАНО» по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую продукцию в Чувашской Республике;
советов молодых специалистов в области научных исследований, изобретательства и рационализации;
совместно с вузами республики:
образовать научно-технические советы с привлечением ведущих научных кадров республики и творческой молодежи;
подготовить предложения по участию в создании и деятельности технологических платформ Российской Федерации;
для вузов республики:
обеспечить эффективность работы малых инновационных предприятий, созданной вузовской инфраструктуры, студенческих научных обществ, проведение НИОКР по заявкам промышленных предприятий республики, а также активно работать в других направлениях по коммерциализации разработок и защите интеллектуальной собственности.