Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Ресторан оказывает услуги по доставке блюд на заказ организациям и физическим лицам на дом. Также заведение организует выездное обслуживание. Лицензия получена организацией на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки. Может ли ресторан на основании имеющейся лицензии доставлять клиентам на заказ вместе с блюдами и алкоголь? Если нет, можно ли получить отдельную лицензию на розничную продажу алкоголя на выезде?

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru
 
Ресторан оказывает услуги по доставке блюд на заказ организациям и физическим лицам на дом. Также заведение организует выездное обслуживание. Лицензия получена организацией на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки. Может ли ресторан на основании имеющейся лицензии доставлять клиентам на заказ вместе с блюдами и алкоголь? Если нет, можно ли получить отдельную лицензию на розничную продажу алкоголя на выезде?
 
Оборот алкогольной продукции регулируется государством в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ). Кроме того, правила продажи алкогольной продукции установлены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 - гл. XIX (далее - Правила). Розничная продажа алкогольной продукции, согласно п. 1 ст. 16, п. 1, 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, осуществляется только организациями при наличии соответствующей лицензии.
Полномочия по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции предоставлены субъектам РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 171-ФЗ). Они самостоятельно, с учетом положений Закона N 171-ФЗ, устанавливают порядок выдачи лицензии (п. 10 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Так, например, в г. Москве лицензирование розничной продажи алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Законом г. Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" (далее - Закон N 64). В силу п. 1 ст. 2 данного закона розничная продажа алкогольной продукции - вид деятельности, связанный с закупкой и хранением алкогольной продукции, ее дальнейшей реализацией, включая оказание услуг общественного питания, покупателям для личного, семейного, домашнего потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Лицензия и приложения к ней выдаются на осуществление следующих видов работ и услуг (п. 1 ст. 5 Закона N 64):
- розничной продажи алкогольной продукции для потребления не на месте покупки;
- розничной продажи алкогольной продукции для потребления на месте покупки;
- розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% для потребления не на месте покупки;
- розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% для потребления на месте покупки.
Причем данные лицензии и приложения к ним выдаются отдельно на каждый вид названных работ и услуг (п. 2 ст. 5 Закона N 64). Выдается лицензия в единственном экземпляре. В ней, кроме информации, содержание которой установлено п. 1 ст. 7 Закона N 64, указывается, что типы, классы (при их наличии) и адреса объектов лицензирования перечислены в приложениях к лицензии. Лицензия без приложения недействительна (п. 2 ст. 7 Закона N 64).
Объектом лицензирования является торговый объект соискателя лицензии, предназначенный для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, относящийся к определенному типу и классу (при его наличии), установленным нормативными правовыми актами РФ, либо расположенный в подвижном составе железнодорожного транспорта, на авиационном, морском или речном транспорте (п. 11 ст. 2 Закона N 64). Типом предприятия общественного питания, согласно п. 3.2, 4.2 ГОСТа Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания"*(1), является предприятие с характерными условиями обслуживания, ассортиментом реализуемой продукции и технической оснащенностью (ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии). На классы по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг (люкс, высший и первый) подразделяют только рестораны и бары (п. 3.3, 4.5 ГОСТа Р 50762-2007).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 64 лицензия дает право осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на объектах, указанных в приложении к лицензии и находящихся на территории г. Москвы, а также в подвижном составе железнодорожного транспорта, на авиационном, морском или речном транспорте, приписанном соответственно к московским отделениям железной дороги, аэропортам и портам г. Москвы.
По мнению автора, данные положения свидетельствуют о том, что лицензия, выдаваемая юридическому лицу на право розничной продажи алкогольной продукции, привязана к определенному месту (или определенному виду транспорта). Подтверждает это и перечень документов, предъявляемый для получения лицензии (п. 3 ст. 5 Закона N 64). Так, например, согласно пп. 10 п. 3 ст. 5 Закона N 64 должна быть представлена копия зарегистрированного в установленном порядке документа, подтверждающего право собственности или временного владения и пользования зданием, строением, помещением, транспортным средством, предназначенным для розничной продажи алкогольной продукции. В случае предъявления договора, не подлежащего государственной регистрации, представляются документы, подтверждающие права на занимаемое здание, строение, помещение, транспортное средство, вплоть до права собственности. А в отношении продажи крепких алкогольных напитков (с содержанием этилового спирта более 15%) - копии документов, характеризующих объект лицензирования (поэтажный план, экспликация к нему, справка БТИ о состоянии здания), подтверждающих наличие стационарных торговых и складских помещений (пп. 11 п. 3 ст. 5 Закона N 64).
Также к лицензионным требованиям и условиям, в силу ст. 6 Закона N 64, относятся:
- наличие стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м, расположенных по одному адресу, охранной сигнализации, сейфов для хранения документов и денег (для розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции);
- наличие заключений уполномоченных государственных органов о соответствии заявленного вида деятельности (работ, услуг) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также о соблюдении на объекте лицензирования требований пожарной безопасности;
- соблюдение запретов и ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, установленных п. 2, 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ (например, запрета на продажу алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, несовершеннолетним) и др.
Таким образом, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки дает ресторану право осуществлять торговлю только на объектах, указанных в лицензии (приложении к лицензии).
Продажа алкогольной продукции на объектах, не указанных в лицензии (приложении к лицензии), является нарушением законодательства и, соответственно, основанием для привлечения к административной ответственности по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа (с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой):
- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Так, например, в Постановлении ФАС ДВО от 31.07.2009 N Ф03-3499/2009 разбирался случай, когда общество получило лицензию на продажу алкоголя в одном помещении, а в ходе проверки было выяснено, что оно фактически осуществляло деятельность по этому же адресу, но в другом помещении. Суд признал привлечение налогоплательщика к ответственности обоснованным на том основании, что переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции необходимо в случае, если произошло изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе изменение помещения, в котором осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Согласно лицензионному законодательству г. Москвы, в том числе перечню видов работ и услуг, на которые выдается лицензия на розничную торговлю алкогольной продукции (п. 1 ст. 5 Закона N 64), можно сделать вывод, что отдельную лицензию на выездную торговлю алкоголем получить нельзя.
Обратимся к законодательству другого субъекта РФ - Закону Нижегородской области от 01.06.2005 N 67-З "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Нижегородской области". Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции также подразделяется на потребление продукции на месте покупки или не на месте покупки, а также в зависимости от градуса алкогольной продукции (п. 2 ст. 2 данного закона). О торговле алкоголем на выезде в документе ничего не говорится. Заметим, что на информационном портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области (www.gu.nnov.ru) в разделе "Вопросы и ответы" (рубрика "Лицензирование и аккредитация") лицензирующий орган Нижегородской области на аналогичный вопрос, как быть предприятию общепита с выездом за пределы точек, указанных в лицензии, ответил, что розничная продажа алкогольной продукции на объектах, не названных в лицензии (приложении к лицензии), является нарушением законодательства РФ.
 
О.В. Егорова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
 
1 июня 2010 г.
 
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2010 г.
 
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.
 
 
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика