Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Организация имеет лицензию на розничную торговлю алкогольной продукцией и что нужно знать при ее реализации?

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru
 
Организация имеет лицензию на розничную торговлю алкогольной продукцией и что нужно знать при ее реализации?
 
Торговля алкогольной продукцией: взгляд со стороны
Основным законом, призванным контролировать оборот алкогольной продукции, является Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции*(1) (далее - Закон N 171-ФЗ). Кроме него, действуют и другие законодательные акты, устанавливающие правила торговли: в общем, продажа алкоголя имеет свои особенности. В данной статье рассмотрим некоторые моменты, несоблюдение которых может привести розничного продавца в суд.
 
Состав административных правонарушений и административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены ст. 14.16 КоАП РФ. Кроме того, административная ответственность в указанной сфере предусмотрена ст. 6.14, 14.6 и 15.12 КоАП РФ.
За несоблюдение законодательства в области оборота алкогольной продукции также предусмотрена ответственность в виде приостановления действия лицензии на основании ст. 20 Закона N 171-ФЗ. А если в установленный срок нарушения не устранены - ждите судебного разбирательства об аннулировании лицензии.
В данной статье мы рассмотрим отдельные споры из арбитражной практики, касающейся оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, где розничному продавцу пришлось отвечать по всей строгости закона.
Не забудьте о лицензии!
Одним из основных нарушений в области оборота алкогольной продукции является осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции без наличия лицензии (п. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).
 
Ключевой момент. В настоящее время лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) в соответствии с законодательством РФ (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 154). Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами РФ в установленном ими порядке с учетом положений Закона N 171-ФЗ (п. 10 ст. 18 названного закона).
 
В ФАС ВВО (Постановление от 26.11.2007 N А11-1592/2007-К2-19/102) рассматривалось следующее дело: торговая организация осуществляла реализацию алкогольной продукции на основании лицензии, выданной третьей стороне, во исполнение агентского договора. Суд сослался на положение ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", из которого следует, что деятельность, осуществляемая в соответствии с лицензией, может производиться только самим юридическим лицом, получившим лицензию. Возможность передачи данным лицом лицензии другому лицу для осуществления последним указанной в лицензии деятельности законом не предусмотрена. Поэтому в силу п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 общество было привлечено к ответственности по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Здесь необходимо отметить следующее: дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, арбитражному суду неподведомственны, на что указано в п. 10 вышеназванного постановления. Тем не менее имеются случаи направления налоговыми органами таких материалов в арбитражный суд (п. 3.3 Письма МНС РФ от 30.04.2004 N 14-2-03/2023).
Надо помнить и о том, что в определенных случаях лицензию необходимо переоформить, даже если срок ее действия не истек. В соответствии с п. 12-14 ст. 19 Закона N 171-ФЗ в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии последнюю следует переоформить. Для этого нужно подать заявление в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии. До переоформления лицензии организация или ее правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии.
В ФАС УО рассматривалось дело об отсутствии на момент проверки в торговой точке и в последующем действующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Из материалов дела следует, что лицензия не была переоформлена обществом в связи с внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц сведениями о смене юридического адреса, что повлекло административную ответственность по той же статье КоАП РФ (Постановление от 25.11.2008 N Ф09-8842/08-С1). Добавим, что для юридических лиц штраф по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрен в размере от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
О качестве и безопасности пищевых продуктов
Кроме наличия лицензии, контролирующие органы обращают внимание на качество алкогольной продукции. Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания. Под оборотом алкогольной продукции в соответствии с п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, а также санитарных правил и гигиенических нормативов, образует состав административного правонарушения по ст. 6.14 КоАП РФ.
В ФАС ЗСО рассматривалось дело о привлечении торговой организации к ответственности (Постановление от 19.02.2009 N Ф04-1025/2009(1020-А46-43)) по данной статье. Из материалов дела следует, что УВД г. Омска была проведена проверка, в ходе которой были изъяты образцы алкогольной продукции для исследования на предмет соответствия ГОСТу. Результаты исследования свидетельствовали о том, что направленная на исследование жидкость (вино "Портвейн 72") виноградным вином не является, а представляет собой водно-спиртовую смесь, содержащую этиловый спирт и не соответствующую требованиям ГОСТ Р 52404-2005*(2). Указанное нарушение послужило основанием для вынесения решения об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.14 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб. Суд сделал вывод: субъектом административной ответственности по указанной статье является не только лицо, на котором лежит обязанность по организации и проведению производственного контроля (то есть производитель продукции), но и то лицо, которое обязано проводить мероприятия, направленные на обеспечение оборота продукции надлежащего качества, то есть организация торговли, осуществляющая оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.
Аналогичное дело слушалось в ФАС УО (Постановление от 28.09.2009 N Ф09-7328/09-С1). Прокуратурой Республики Башкортостан с участием специалистов Управления по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством продукции для проверки качества алкогольной продукции были изъяты четыре бутылки столового полусладкого красного вина "Лидия" объемом 0,7 л, алк. 11% об., с наличием осадка. По результатам исследования изъятых образцов алкогольной продукции составлен протокол лабораторных испытаний, в котором указано, что представленные образцы вина не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия"*(3) по наличию в содержимом бутылок осадка. Судом отмечено, что в представленных на исследование пробах алкогольной продукции осадок обнаружен по внешнему виду, то есть он мог быть выявлен организацией торговли при визуальном осмотре. Напомним, что в силу абз. 1 п. 140 Правил продажи отдельных видов товаров*(4) перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Кстати, Определением ВАС РФ от 15.01.2010 N ВАС-18027/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Соблюдайте правила продажи!
Идем далее. Кроме требования, указанного выше, согласно п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ и п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, а именно: товарно-транспортной накладной (ТТН); справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (ГТД) (для импортированной алкогольной продукции); справки, прилагаемой к ТТН (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории РФ).
 
К сведению. Формы справок, прилагаемых к ГТД и ТТН вместе с правилами заполнения, утверждены постановлениями Правительства РФ от 31.12.2005 N 872, от 31.12.2005 N 864.
 
За невыполнение указанных требований предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в соответствии с п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в размере от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции (см., например, Постановление ФАС ВВО от 12.01.2010 N А29-11272/2008, Решение Арбитражного суда Нижегородской обл. от 15.02.2010 N А43-1282/2010-9-41). Судом сделан вывод: документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним справки, подтверждающие легальность оборота продукции и законность ее прохождения от организации-производителя до потребителя, должны находиться непосредственно в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию как покупателя, так и контролирующего органа.
Следующее, на что обращают внимание контролирующие органы, - отсутствие ценников на алкогольную продукцию. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории РФ, должна сопровождаться информацией на русском языке, которая, кроме прочего, содержит сведения о наименовании алкогольной продукции, ее цене. Иными словами, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары. Так, например, в постановлениях ФАС СКО от 03.06.2009 N А53-22626/2008-С4-48, ФАС ВВО от 14.05.2009 N А39-4815/2008, ФАС ВСО от 26.05.2009 N А19-13963/08-35-Ф02-2297/09 реализация алкогольной продукции без ценников признана правонарушением, ответственность за которое установлена п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Справедливости ради надо сказать, что по отдельным делам реализация алкогольной продукции при отсутствии ценников была признана судом малозначительным правонарушением, и торговым организациям административной ответственности удалось избежать (см., например, постановления ФАС ДВО от 24.12.2008 N Ф03-5928/2008, ФАС УО от 11.03.2008 N Ф09-1288/08-С1).
Рассмотрим еще одно дело, где общество было оштрафовано за отсутствие на информационном стенде наглядных и изложенных в доступной форме правил продажи отдельных видов товаров; в момент проверки в магазине на стенде для покупателей находились утратившие силу правила продажи алкогольной продукции. В действиях общества имеется вина в непринятии должных мер по замене старых правил на новые. Напомним, что согласно п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров указанные правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. Действие названного пункта распространяется и на правила продажи алкогольной продукции, особенности реализации которой определены разд. XIX вышеназванных правил. По мнению организации торговли, совершенное ею правонарушение не повлекло за собой существенное нарушение охраняемых общественных отношений и вследствие этого является малозначительным. Судом, однако, довод общества о малозначительности совершенного им правонарушения был отклонен, и последовала административная ответственность по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2008 N А32-13302/2008-26/242-33АЖ. Постановлением ФАС СКО от 11.03.2009 N А32-13302/2008-26/242-33АЖ данное решение было оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения). Такого же мнения придерживаются другие арбитры (см., например, Постановление ФАС СЗО от 16.07.2008 N А42-381/2008).
Новое в законодательстве
В 2010 году вступил в силу Приказ Росалкогольрегулирования от 30.11.2009 N 17н об установлении минимальной цены на водку для розничной продажи. Согласно этому приказу с 1 января 2010 года розничная цена на водку, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ, не может быть ниже 89 руб. за 0,5 л. В Информационном сообщении от 22.01.2010 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка поясняет, что при расчетах минимальной цены на водку для розничной продажи уже была учтена ставка акциза на алкогольную продукцию, установленная НК РФ на 2010 год. Кроме того, указанная минимальная цена является конечной минимальной ценой для реализации потребителям, в том числе при проведении рекламных акций, маркетинговых (включая расчеты дисконтными картами) и иных мероприятий. Ее занижение влечет административную ответственность по ст. 14.6 КоАП РФ для юридических лиц в размере 100 000 руб. К настоящему времени арбитражная практика по применению данного документа не сложилась, но, судя по разъяснениям Росалкогольрегулирования, если розничный продавец будет уличен в нарушении, административной ответственности ему не избежать.
 
К сведению. С 1 июня 2010 года Росалкогольрегулирование устанавливает новые минимальные цены на ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью более 28% (за исключением водки) для розничной торговли - Приказ от 20.04.2010 N 29н. Согласно приказу минимальная цена на эту продукцию рассчитывается исходя из процентного содержания этилового спирта в напитке; цена одного градуса составляет 2,225 руб. То есть минимальная цена за 0,5 л ликеро-водочной и другой алкогольной продукции крепостью от 28,01 до 29% составит 65 руб. Минимальная цена за 0,5 л алкоголя крепостью свыше 55 до 56% будет равна 125 руб., а минимальная цена за 0,5 л алкоголя крепостью более 94 до 95% - 213 руб. Указанные цены действуют в отношении как производимой на территории РФ алкогольной продукции, так и ввозимой на ее таможенную территорию.
 
 
О маркировке алкогольной продукции
Кроме административного наказания за несоблюдение законодательства в области оборота алкогольной продукции, предусмотрена ответственность в виде приостановления действия лицензии на основании ст. 20 Закона N 171-ФЗ (решение о приостановлении действия лицензии выносится лицензирующим органом на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор в этой области). Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. В случае если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Рассмотрим несколько судебных дел, итогом которых было аннулирование лицензии: например, Решение Арбитражного суда Московской обл. от 19.10.2009 N А41-24509/09. По результатам проведенной проверки соблюдения требований к маркировке алкогольной продукции были выявлены следующие нарушения: федеральные специальные марки отдельных видов продукции (ФСМ) содержали информацию о литраже и нумерации, состоящей из трехзначного разряда и порядковой нумерации, выполненной не струйной печатью; на ФСМ коньяка элемент в виде овала в зависимости от угла зрения не менял цвет от фиолетового к коричневому. Указанная алкогольная продукция для проведения исследований (экспертизы) была отобрана и направлена в соответствующую лабораторию. По результатам экспертизы выявленные несоответствия подтвердились: ФСМ по способу изготовления и качеству воспроизведения полиграфических реквизитов образцам федеральных специальных марок, выпускаемым предприятием Гознак, утвержденным Приказом Минфина РФ от 13.01.2006 N 5, не соответствуют. Кроме того, установлено, что физико-химические показатели жидкостей в бутылках с этикетками "Коньяк" не соответствуют показателям ГОСТа. Довод торговой организации о том, что определить соответствие федеральных специальных марок установленным образцам возможно только с помощью специальных приборов, был отвергнут судом, так как было доказано, что определить это соответствие можно при визуальном осмотре. Постановлением ФАС МО от 16.04.2010 N КА-А41/2002-10-1 решение арбитражного суда оставлено без изменения. Ссылаясь на п. 6 ст. 12 Закона N 171-ФЗ, ФАС МО исходил из того, что ответственность за правильность нанесения и подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут в том числе лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции. Факт отсутствия названных технических средств о неправомерности предъявленного требования не свидетельствует. Как было сказано, за указанное нарушение торговая организация лишилась лицензии.
Арбитражным судом Самарской области 22.06.2007 рассматривалось иное дело: при проверке в торговой организации выявлены случаи продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 9% с нарушением требований к маркировке алкогольной продукции акцизными марками, в частности, на бутылках иностранного производства в нарушение п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ отсутствовала маркировка специальными акцизными марками. На бутылке коньяка "Дербент", 0,25 л, 40% о.г.п. в нижней части специальной акцизной марки отсутствовал защитный элемент в виде овала. Судебные инстанции не приняли довод ответчика о том, что он не несет ответственности за некачественное наклеивание марок на алкогольную продукцию, поскольку этот довод противоречит требованиям п. 2-4, 6 ст. 12, п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 136 Правил продажи алкогольной продукции. Суд сделал вывод: допускается розничная продажа алкогольной продукции только с маркировкой, то есть с наклеенной плотно и качественно, без возможности самопроизвольного отклеивания маркой. Это дало основание суду расценить оборот алкогольной продукции в торговой организации как оборот без маркировки либо с поддельными марками. В совокупности нарушения по данному делу привели к аннулированию лицензии. Постановление ФАС ПО от 30.11.2007 N А55-4222/07 решение об аннулировании лицензии оставило без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Отметим, что Определением ВАС РФ от 02.04.2008 N 3799/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
 
К сведению. Кроме прочего, п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки. Юридические лица должны будут уплатить штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., причем предмет административного правонарушения будет конфискован. Добавим, что требование о привлечении общества к административной ответственности по п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражных судов.
Не забудьте задекларировать!
Аннулировать лицензию могут и по другим основаниям. Например, в Чувашской Республике слушались дела о нарушении требований Закона Чувашской Республики от                     29 декабря 2005 г. № 69 «О государственном регулировании производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Чувашской Республики», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. № 330               «О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Чувашской Республики», в частности о непредставлении лицензиатами деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в лицензирующий орган. Напомним, что согласно п. 5 ст. 14 Закона N 171-ФЗ субъекты РФ вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона                  № 171-Ф3, п. 23 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. № 330 в связи с невыполнением предписания лицензирующего органа приказами Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики действия лицензий были приостановлены, а позднее Решением суда аннулированы. Конечно, не все дела по аналогичным спорам приводят к аннулированию лицензии: суды нередко выступают и на стороне налогоплательщиков.
В заключение отметим: с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" указанная служба является правопреемником Министерства сельского хозяйства, Минфина, ФНС и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Напоминаем, что до 31.12.2009 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства по производству и обороту этилового спирта, выступала ФНС. Добавим, что руководство Росалкогольрегулирования утвердило и разместило в сети Интернет (www.fsrar.ru) результаты проверок организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за I квартал 2010 года. Проверки показали, что наиболее типичными нарушениями являются рассмотренные в настоящей статье. Кроме прочих, службой отмечено нарушение оборота алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной системе.
 
***
Данная статья имеет целью предостеречь организации от действий (бездействия), которые могут привести к неприятным последствиям. Как видно из статьи, тем для размышлений много. В следующих номерах журнала мы планируем рассмотреть вопросы, касающиеся продажи алкогольной продукции, подробнее.
 
С.В. Манохова,
редактор журнала "Торговля: бухгалтерский
учет и налогообложение"
 
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2010 г.
 
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
*(2) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.11.2005 N 303-ст.
*(3) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 28.02.2006 N 15-ст.
*(4) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
 
 
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика