Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2003.01.28 - Коллегия Минэкономразвития Чувашии

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru

(тезисы доклада заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министра экономического развития и торговли М.И.Илларионовой)

 

Слайд 1. Формирование новой модели экономики Чувашии в 1994-2003 годах: итоги и перспективы

Экономика Чувашской Республики, как и большинства регионов России, в начале 90-х годов в неблагоприятных условиях  переходного периода  характеризовалась спадом промышленного и сельскохозяйственного производства, остановкой многих предприятий, заметным снижением инвестиционной активности, нерацио­нальной структурой народного хозяйства, высоким уровнем инфляции, снижением уровня жизни отдельных групп населения, резким ухудшением платежеспособности предприятий. В этих условиях деятельность Правительства Чувашии была сконцентрирована на стабилизации экономического положения республики.

Главным двигателем экономических реформ  стало введение института президентства, создание которого было крупным политическим событием республики. За почти 10-летний срок существования президентства проделана огромная законотворческая работа, проведены существенные экономические преобразования. Чувашия, практически лишенная стратегических сырьевых ресурсов, основным приоритетом выбрала инновационный путь развития и в основном исходила из опоры на собственные ресурсы и интеллектуальный потенциал.

Организационно-экономической основой преобразований явились Программа антикризисных мер, Федеральная це­левая программа развития экономики и бюджетного потенциала Чу­вашской Республики на 1997-2000 годы, Программа социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы.

Слайд 2. Динамика важнейших показателей социально-экономического развития Чувашской Республики

Благодаря принятым мерам, достигнуты серьезные результаты в социально-экономическом развитии республики. Постепенно  сформировалась рыночная модель экономики, ориентированная на социальные нужды населения. В настоящее время республика имеет устойчивый имидж «модельного» региона, использующего новаторские методы управления и проводящего прозрачную и эффективную бюджетную политику, одним из самых стабильных регионов с высоким уровнем доверия населения Президенту и Правительству республики. Чувашия прочно зарекомендовала себя как инновационный полигон, апробирующий самые современные проекты и технологии общероссийской значимости, причем как в социальной сфере, так и в реальном секторе экономики.

Так, если в 1994 году индекс физического объема промышленного производства составлял 62 % к предыдущему году, сельскохозяйственного производства – 83 %, инвестиций в основной капитал – 85 %, оборота розничной торговли – 95,5 %, реальная среднемесячная заработная плата одного работника – 81,7 %, то с 2000 года наблюдается устойчивое повышение уровня жизни населения и экономики в целом. 

Валовой региональный продукт в долларовом исчислении за десятилетие возрос в 1,6 раза.

Слайд  3. Динамика денежных доходов населения

Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2000 г. составил
 7,5 %, в 2001 г. – 10,4 %, в 2002 г.– 11 %, в январе-сентябре 2003 года –  16,8 %, объемов розничного товарооборота - соответственно - 2,4 %, 11,4 %, 5,3 % и 13,5 %. Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) снизился с 310 % в 1994 г. до 108,2 % в сентябре 2003 года. Республика одной из первых среди регионов России решила проблему задолженности по пенсиям, заработной плате бюджетникам и ежемесячному пособию на ребенка, текущие выплаты осуществляются в соответствии с установленными сроками.

 

Слайд 4. Численность официально зарегистрированных безработных

Наметившиеся в последние годы позитивные тенденции в развитии экономики республики оказывали положительное воздействие на ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных, имеющих официальный статус в службе занятости, уменьшилась по сравнению с 1994 годом на 20,2 тыс.человек и составила на конец 2002 года 13,8 тыс.человек, на конец сентября 2003 года - 11,7 тыс.человек. Уровень безработицы снизился с 7,3 % в 1995 г. до 2 % в 2002 г. (1,7 % в январе-сентябре 2003 г.).

 

Слайд 5. Производство промышленной продукции

Тенденция к росту промышленного производства наблюдается с 1999 года (в 1999 году рост промышленного производства составил 110,6 %, в 2000 году – 110,5 %, в 2001 году - 104,5 %, в 2002 году –103,7 %, за 9 месяцев 2003 г. – 105,3 %). Необходимо отметить, что если до 2000 г. рост происходил на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, то, начиная с 2001 года,  развитие производства опирается, прежде всего, на внутренние факторы. В республике есть ряд предприятий, которые обладают вполне конкурентными технологиями. К ним относятся акционерные общества «ЧНППП «Элара», «Промтрактор», «ЗЭИМ», «Чебоксарский агрегатный завод», «Чебоксарский электроаппаратный завод», «Акконд»  и другие.

Продолжается работа предприятий в области повышения качества и сертификации систем качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9000 и 14000. В настоящее время 25 промышленных предприятий имеют системы качества, соответствующие требованиям международного стандарта ИСО 9000 и 2 предприятия – ИСО 14000.

Достижения менеджмента республиканских предприятий признаны и на российском уровне. Согласно объявленному в сентябре рейтингу "Ассоциации менеджеров" 5 руководителей вошли в число "1000 самых профессиональных менеджеров России", среди них: генеральный директор ОАО "ЗэиМ" С.Ляпунов, генеральный директор ОАО "ЧНППП "Элара" Г.Ильенко, председатель Совета директоров ОАО "Чувашкабель" И.Кортунов, генеральный директор ОАО "Новочебоксарский завод строительных материалов" А.Бартышев и генеральный директор филиала в Чувашской Республике "Волготелеком"
В. Зарайский.

 

Слайд 6. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

В последние годы в республике рост инвестиций в основной капитал опережает темпы роста в целом по России. Так, в 1999 году этот показатель вырос к уровню предыдущего года на 0,4 %, в 2000 году – на 4,6%, в 2001 году – на 20,7 % (по России – на 8,7 %), в 2002 году  - на 8,3 %  процента (по России - на 2,6 %), за 10 месяцев 2003 года – на 8,6 % (по России – на 12,2 %).

По оценке 2003 года объем инвестиций в основной капитал составит 9050 млн.рублей или 108,0 % к предыдущему году. По отношению к уровню 1999 года общий объем инвестиций в сопоставимой оценке в 2003 году возрастет почти в 1,5 раза.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения в действующих ценах в 2003 году по сравнению с 1994 годом возросли в 15 раз, государственные инвестиции на душу населения – в 24,6 раза, из них инвестиции на душу населения из федерального бюджета – в 6,8 раза, инвестиции на душу населения из республиканского бюджета – в 33 раза.

Значительны возросли объемы инвестиций, привлекаемых из федерального бюджета. Только за последние три года на развитие республики по федеральной адресной инвестиционной программе привлечено 279 млн.рублей (в 2003 году – в 1,5 раза больше, чем в 2001 году), по Фонду регионального развития – 328,8 млн.рублей (в 2003 году – в 1,6 раза больше, чем в 2001 году). В 2004 году по предварительным данным в республику поступят федеральные инвестиции почти в 1,7 раза больше, чем в 2003 году по федеральной адресной инвестиционной программе и в 1,3 раза больше – по Фонду регионального развития.

Постоянно растет инвестиционная составляющая республиканского бюджета, в настоящее время более 30 процентов бюджетных средств направляется на реализацию инвестиционных программ. Так, в 2003 году на их реализацию направлено из республиканского бюджета 2766,4 млн.рублей, что в 4,6 раза больше, чем в 1999 году.

 

Слайд 7. Малое предпринимательство

Одним из наиболее значительных и перспективных резервов развития экономики является малое  предпринимательство. В республике создана законодательная и нормативная база, обеспечивающая благоприятные условия для развития предпринимательства. Действует Закон Чувашской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике". В целях оказания государственной поддержки предприятиям малого бизнеса были приняты и реализованы Республиканские программы государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 1998-1999 годы, 2000-2001 годы, 2002-2004 годы.

На сегодняшний день в Чувашской Республике действует более 4 тыс. малых предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности, на которых работает более 40 тыс.человек (вез внешних совместителей). Общее число занятых в малом бизнесе с учетом индивидуальных предпринимателей составляет 115 тыс.человек.

Наиболее распространенными видами деятельности предприятий малого бизнеса являются торговля и общественное питание, здесь сосредоточено 55,4 % малых предприятий. Около 16 % малых предприятий занимаются строительством, 13 % - выпуском промышленной продукции. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в валовом региональном продукте республики составляет  13 %.

В перспективе малые предприятия должны стать активными участниками рынка кооперационных поставок и инноваций, то есть формирование бизнеса будет осуществляться по принципу "промышленных округов". Предполагается создание высокотехнологичных венчурных предприятий, технопарков в наукоемких отраслях, занимающихся созданием и распространением новых технологий, прикладными научными исследованиями и разработками, внедрением технических новшеств.

Приоритетным направлением в  экономической политике является развитие общественной инфраструктуры, так как переходное состояние экономики и всего российского общества в 90-е годы породило множество проблем, связанных с низким  потенциалом социальной и инженерной инфраструктуры.

Слайд 8. Уровень газификации жилья

Уровень газификации жилья к 1994 году составлял 41 %, в т.ч.  в сельской местности – 5,6 %. Усиленными темпами газификация населенных пунктов начала развиваться с 1994 года. В 1994-2002 годах в 1,2 раза больше, чем за все предшествующие годы введено в эксплуатацию газопроводов-отводов, в 2,2 раза - распределительных газовых сетей. Уровень газификации жилья возрос в 2002 г.  до 58,4 %, в том числе в сельской местности – до
25,2 %.

За прошедшие 10 лет  в республике построено и реконструировано более 1 тыс.  км автомобильных дорог общего пользования, 47 железобетонных мостов и 158 сельских населенных пунктов соединены дорогами с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.

Рациональная инвестиционная политика позволила укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения республики, получили дальнейшее развитие высокие медицинские технологии. За 10 лет были введены в эксплуатацию более 170 объектов, 50 % которых – в сельской местности. Открыты такие специализированные медицинские учреждения, как республиканский диагностический центр, кардиохирургический центр,  детский медицинский центр в г.Чебоксары, центр гемодиализа и пересадки донорской почки, перинатальный центр и другие.

 

Слайд 9. Организация общеврачебных практик

Приоритетным направлением в системе оказания медицинской помощи населению является дальнейшее развитие института семейных врачей. В 2002 году открыто 100 офисов врача общей практики. С учетом высокой эффективности деятельности семейного врача и пожеланий жителей республики Президентом принято решение об организации в 2003-2004 годах еще 100 офисов, а до 2010 года - 600.

Большое внимание уделялось укреплению и обновлению материально-технической базы образовательных учреждений, за 10 лет было построено 80 школ. Такими темпами строительства школ могут похвастаться немногие регионы России.

 

Слайд 10. Количество учеников на 1 компьютер

Всего приобретены 2766 современных компьютеров, спортивное и другое учебное оборудование. Если в России только к 2005 году на 1 компьютер   будет приходиться   80 учащихся, то в Чувашии уже сегодня на 1 компьютер - 70 учащихся, а в 2005 году запланирован 1 компьютер – на 50 учащихся.

За 10 лет в республике полностью сохранена сеть учреждений культуры и искусства. Обеспеченность населения библиотеками на 100 тысяч жителей в среднем по Чувашии составляет 51 единицу (по Российской Федерации - 35), клубами – 73 единицы (по Российской Федерации – 38 единиц). В перспективе к 2010 году, намечается довести обеспеченность сельского населения клубными учреждениями до 215 мест на 1 тыс. жителей. В Чувашии данный показатель уже сегодня превышает российский уровень на 40% (299 мест на 1 тыс.жителей).

 

Слайд 11. Создание модельных библиотек

Приоритетным направлением развития культуры является модернизация сельских библиотек. Указ Президента Чувашской Республики о создании в 2003-2004 годах 100 сельских модельных библиотек в Чувашской Республике направлен, прежде всего, на изменение качества жизни сельского жителя, развитие у него новых интеллектуальных потребностей,  оказание качественных информационных услуг. В 2005-2006 году будет открыто еще 250 модельных библиотек, оставшиеся станут их филиалами. Будет внедрена система библиобусов. К 2007 году полностью завершится модернизация всех библиотек.

 

Слайд 12.  Ввод в действие жилья

Особенно большое внимание с введением института президентства в Чувашской Республике стало уделяться проблемам улучшения жилищных условий граждан. С 1994 года за счет всех источников финансирования в республике введено в эксплуатацию более 5 млн.кв.м общей площади жилья. Число семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, сокращено в два раза. 

 

Слайд 13. Обеспеченность населения жильем

Обеспеченность населения жильем на 1 человека повысилась с 16,6 кв.м в 1993 году до 19 кв.м в 2002 году.

В ближайшие годы поставлены задачи во всех районных центрах построить водопроводные и канализационные системы, завершить газификацию всех населенных пунктов, подвести к ним дороги с твердым покрытием, приблизить культуру, быт сельского жителя к городским условиям.

 

Слайд 14 . Оборот розничной торговли и объем платных услуг населению

В последние годы потребительский рынок претерпел серьезные изменения. Поддерживается высокая насыщенность торговой сети основными продуктами питания и соци­ально значимыми непродовольственными товарами. Наблюдается тен­денция к улучшению основных показателей деятельности торговых предприятий.

Развивается фирменная сеть, создаются оптово-розничные объединения, открываются рынки и мини-рынки. В торговую сеть  республики внедряются прогрессивные технологии – супермаркеты, магазины самообслуживания, штрих-кодирование товаров, программно-технические комплексы для расчетов с населением с применением микропроцессорных карточек. Именно в сфере торговли началось разгосударствление предприятий и их приватизация, формирование свободной хозяйственной инициативы.  Сегодня этот процесс можно считать завершенным, хотя изменение и  типов предприятий и форм собственности еще происходят. Доля предприятий государственного сектора в объеме розничного товарооборота значительно сокращается. Если в 1993 г. в общем объеме продаж товаров удельный вес предприятий государственной формы собственности  составлял 48,4 %, то в настоящее время около 5 %.

Таким образом, приведенные цифры свидетельствуют о значительном улучшении ситуации в экономике республики. Устойчивому развитию способствует, прежде всего, сильная команда Президента Чувашии. По данным «Ассоциации менеджеров России», которая оценивала «способность руководителей российских регионов создавать благоприятный экономический климат и условия для экономического роста, а также их личную деловую репутацию, республика заняла четвертое место в рейтинге профессиональной репутации региональных администраций в стране. Позади нее – административные команды 83 регионов России.

Республика использует новаторские методы управления, успешно сотрудничая с такими авторитетными международными организациями, как Международный и Европейский банки Реконструкции и Развития, Всемирный банк и иные организации по самым разным экономическим вопросам. Это касается и эксперимента с переходом от прежней системы приемных экзаменов в вузы на систему, существующую во всех развитых странах, в апробации которой  Чувашия оказалась первой в России; и внедрения различных схем ипотечного кредитования, где Чувашия также выступила инициатором; и реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия»; и внедрения системы личных накопительных счетов для уплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства; и создания офисов врача семейной практики; и придания прозрачности системе общественных финансов. Многое из перечисленного впервые было апробировано в Чувашии как эксперимент, а теперь внедряется в других регионах Российской Федерации.

 Чувашия вошла в российско-итальянский проект создания промышленных округов, которые будут образовываться на базе «округообразующих» предприятий. На V заседании российско-итальянской Рабочей группы по промышленным округам, которое проходило 13-14 октября текущего года, определены конкретные сферы взаимовыгодного сотрудничества. Мы возлагаем большие надежды на нашу совместную деятельность, поскольку за счет льготного режима и государственной помощи бизнес-структурам ожидаем, что промышленные округа станут территориями интенсивного экономического развития. В Чувашии поставлена стратегическая задача вовлечь в малый и средний бизнес новое поколение предпринимателей, количественно увеличить  бизнес-среду.

Начата большая работа по реформированию государственной службы, анализу функций республиканских органов власти, устранению избыточных и  дублирующих функций, подготовке базовых законодательных актов по административной реформе и введению новых механизмов бюджетирования.

Будет разработана трехуровневая модель Правительства:

·        верхний уровень - собственно Правительство, определяющее экономическую политику республики;

·        второй уровень – министерства, выполняющие правоустанавливающие и регулирующие функции;

·        третий уровень – ведомства, осуществляющие надзор и контроль, а также уполномоченные агентства по

·        оказанию услуг населению.

Эта модель обеспечивает более эффективную и прозрачную деятельность Правительства. Кроме того, необходимо развитие институтов представительной демократии – на стадии подготовки законопроектов и важных государственных решений необходимо  привлечение представителей структур гражданского общества.

Предстоит реформирование местного самоуправления в соответствии с новым Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Мы считаем необходимым специально рассмотреть вопрос об экономических механизмах реформирования местного самоуправления в Чувашской Республике на одном из заседаний коллегии.

Приоритетные направления и стратегические ориентиры развития Чувашской Республики на долгосрочную перспективу отражены в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, в целях реализации которой была разработана Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы.

 

Слайд 15. Горизонты стратегического видения

Целями долгосрочной экономической политики Чувашской Республики являются: обеспечение достойного уровня жизни населения; создание эффективной, конкурентоспособной, инновационно восприимчивой экономики, обладающей диверсифицированной структурой производства и значительным экспортным потенциалом.

В Стратегии в качестве основных направлений определены:

·        промышленная и инновационная политика,

·        развитие агропромышленного комплекса,

·        развитие базовой общественной инфраструктуры,

·        инвестиционная и кадровая политика.

 

Поставлена задача  завершить в основном газификацию населенных пунктов Чувашии в ближайшие два года, удвоить к 2010 году валовой региональный продукт, увеличить производство промышленной продукции в 2,4 раза, сельскохозяйственного производства – в 1,7 раза, обеспечить рост инвестиций в основной капитал в 2,8 раза, реальной среднемесячной заработной платы в 2,3 раза

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика