Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2014.05.15 - Доклад В.А. Аврелькина на Совете по улучшению инвестиционного климата на тему: оценка населением и бизнесом инвестиционной среды Чувашской Республики

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru

 

Слайд 1.

Для опережающего роста экономики республики необходимы масштабные источники инвестиций, технологии производства.

Без кардинального улучшения условий ведения бизнеса успешная, социально безопасная, масштабная модернизация невозможна, равно как невозможно реально повысить конкурентоспособность экономики республики и осуществить ее инновационное развитие.

 

Слайд 2.

Основным фактором, влияющим на благоприятный инвестиционный климат региона, является развитая инфраструктура и здесь необходимо понимать в широком смысле слова.

Сегодня Чувашская Республика – один из наиболее привлекательных для инвесторов российских регионов с точки зрения инвестиций в несырьевые сектора экономики. Территория Чувашской Республики с небольшими расстояниями между муниципальными центрами позволяет минимизировать транспортные издержки.

Государственное финансирование в инфраструктуру стимулирует частные инвестиции: каждый рубль, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 56 рублей. Кроме того, бизнес выигрывает вследствие сокращения издержек – транспортных, коммуникационных, энерго – и водоснабжения.

 

Слайд 3.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» - это независимое рейтинговое агенство, динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата Чувашской Республики показывает, что по своему потенциалу республика демонстрирует эволюционный путь развития. Чувашия отнесена к группе 3В1, что означает «Умеренный риск», наряду с такими регионами как Калужская, Ярославская, Пензенская, Ульяновская области и другими.

Республика имеет весьма высокий ранг инфраструктурного потенциала (22 место), значительно превышающий интегральный ранг региона (55). Это ресурс, который необходимо использовать в полной мере.

 

Слайд 4.

Поясню, за счет чего удается держать данный уровень. На сегодня приоритетными направлениями бюджетного финансирования являются строительство и реконструкция объектов капитального характера (образования, коммунального и дорожного хозяйства).

В 2014 году на финансирование объектов инфраструктуры предусмотрено 3,8 млрд. рублей бюджетных инвестиций.

(в том числе из федерального бюджета – 1,2 млрд. рублей (33,1% от общего объема), республиканского бюджета Чувашской Республики (с учетом I уточнения бюджета) – 2,4 млрд. рублей (61,4%), местных бюджетов – 213,1 млн. рублей (5,5%).

Справочно:

В течение года за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках РАИП предусматривается  ввести в действие:

- 12 дошкольных образовательных учреждений на 2221 место;

- 2 общеобразовательных учреждения на 295 ученических мест;

- 20 модульных фельдшерско-акушерских пункта в рамках реализации дополнительных мер по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике;

- 6 спортивных объектов;

- 2435 км автомобильных дорог улично-дорожной сети городских округов Чувашской Республики и 3 км автомобильных дорог общего пользования местного значения.)

 

Слайд 5.

Развитие дорожной инфраструктуры

Одним из требований, которые предъявляет инвестор – это развитая дорожная инфраструктура. Сегодня сеть автомобильных дорог общего пользования Чувашской Республики является наиболее сбалансированной в Поволжье. В республике 98 процентов сельских населенных пунктов обеспечены подъездными автомобильными дорогами с твердым покрытием.

По плотности дорог с твердым покрытием Чувашия занимает 5-е место в Российской Федерации и одно из ведущих мест в ПФО.

Обеспеченность автомобильными дорогами с твердым покрытием  составляет 405 км на 1000 кв. км и 5,9 км на 1000 жителей.

По экспертным оценкам зарубежных источников, минимальная плотность дорог для обеспечения хозяйственных и пассажирских связей освоенных территорий должна составлять не менее 200 км на 1000 кв. км.

Чувашская Республика по количеству дорог находится на одном уровне со странами с развитой рыночной экономикой, но уступает им по техническому состоянию дорог.

В связи с этим важнейшим событием для дорожной отрасли стало создание в 2012 году Дорожного фонда Чувашской Республики, который, аккумулируя целевые средства, направляемые на содержание и развитие дорог, является надежным источником финансирования.

В 2014 году на развитие дорожного хозяйства из Дорожного фонда Чувашской Республики предусмотрено направить 2,1 млрд. рублей, из них на строительство и реконструкцию автомобильных дорог – 909,9 млн. рублей, ремонт и содержание автомобильных дорог – 1,2 млрд. рублей, прочие расходы – 28,7 млн. рублей.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с 2014 года решениями представительных органов муниципальных образований создаются муниципальные дорожные фонды.

Концентрация средств в дорожных фондах позволит улучшить состояние автомобильных дорог местного значения, повысит качество жизни населения.

 

Слайд 6.

Опрос населения

Одним из главных показателей успешности социального развития территории и качества жизни людей её населяющих является социальное самочувствие жителей.  В текущем году мы провели социологический опрос жителей республики по оценке эффективности деятельности органов власти.

Для исключения каких либо факторов, опрос населения проводился с применением IT-технологий, где каждый гражданин мог высказаться по удовлетворению деятельностью глав.

В соответствие с Указом Главы Чувашской Республики от 6 марта 2014 года № 27 «Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на республиканском и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности Чувашской Республики или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований».

Основные вопросы проведенного опроса это удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания, удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог, удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами.

Первый опыт проведения опроса показал не очень высокую активность населения, однако результаты опроса продемонстрировали, что население в целом удовлетворено услугами ЖКХ, организацией транспортного обслуживания, однако в ряде муниципальных образований, жители не вполне довольны качеством автомобильных дорог и еще раз подтверждает правильность принятия решения о создании муниципальных дорожных фондов.

Справочно:

Результаты опроса следующие:

Население удовлетворено организацией транспортного обслуживания:

среди муниципальных районов: лучший - Шемуршинский – 91,9%, худший - Порецкий (46,9%),

среди городских округов худший - лучший - г. Шумерля (71,6%), г. Чебоксары (51,7%).

Довольны качеством автомобильных дорог:

среди муниципальных районов: лучший - Шумерлинский – (59,2%), худший - Янтиковский (4,0%),

среди городских округов: лучший - г. Канаш (43,8%), худший - г. Шумерля (6,6%).

Для сведения: жители г. Волгограда не удовлетворены качеством автомобильных дорог (97,4%).

Населения довольно жилищно-коммунальными услугами:

среди муниципальных районов: лучший - Шемуршинский (90,1%), худшие - Козловский, Мариинско-Посадский (по 33,3%),

среди городских округов: лучший - г. Новочебоксарск (61,4%), худший - г. Шумерля (35,0%).

Результаты опроса в целом по республике по предоставленным услугам указывают на то, что основная доля населения не довольна качеством автомобильных дорог (74,6%). В то же время население республики удовлетворенно организацией транспортного обслуживания (68,3%), жилищно- - коммунальными услугами (59,6%).

Для сравнения: жители г. Волгограда не удовлетворены качеством автомобильных дорог (97,4%). (http://www.volganet.ru/effectiveness)

Данный опрос будет проводиться ежегодно и позволит принять действенные меры по повышению качества управления и решению выявленных проблем в вышеназванных сферах.

 

Слайд 7.

Рейтинг инвестиционной активности между муниципальными образованиями

В целях стимулирования муниципальных образований в повышении их инвестиционной привлекательности, начиная с 2011 года проводится рейтинг инвестиционной активности муниципальных районов, городских округов Чувашской Республики. Основной идеей конкурса является стимулирования глав районов на обеспечение деятельности по повышению комфортности развития бизнеса. Денежные премии победителям направляются на развитие общественной инфраструктуры муниципального района, городского округа.

Справочно:

Рейтинг проводится один раз в год по группам:

I группа - среди муниципальных районов;

II группа - среди городских округов.

Республиканской адресной инвестиционной программой на 2012 год были предусмотрены средства для поощрения муниципальных образований, занявших призовые места по итогам проведения рейтинга инвестиционной активности в сумме 2,1 млн. рублей, на 2013 год – 2,5 млн. рублей, на 2014 год – 2,7 млн. рублей. Денежные премии победителям направляются на развитие общественной инфраструктуры муниципального района, городского округа.

Результаты рейтинга по итогам 2012 года свидетельствуют о разной степени развития муниципальных районов в республике.

Те, муниципальные образования, где наиболее высокими темпами растет  объем инвестиций в основной капитал, налоговые и неналоговые доходы их бюджетов имеют наибольшие доли в общем объеме собственных доходов, особое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства,  созданию дополнительных рабочих мест, находятся в верхних строчках инвестиционного рейтинга (Красноармейский  и Чебоксарский районы (среди муниципальных районов) и г.Чебоксары (среди городских округов).

И наоборот снижение сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, налоговых и неналоговых доходов, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, административных барьеров при  выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приводит к тому, что муниципальное образование занимает нижние строчки рейтинга (например: Шумерлинский район).

В связи с этим главам необходимо уделить особое внимание улучшению инвестиционного климата в  муниципалитете. В настоящее время подводятся итоги инвестиционного рейтинга за 2013 год.

 

 Слайд 8.

В 2013 году в республике внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. На сегодняшний день выполнение всех требований Стандарта подтверждено Экспертной группой АСИ в Чувашской Республике и Минрегионом России. Данный документ принимался не для того, чтобы органы власти поставили галочку в исполнение поручений федерального центра, а с целью выстраивания диалога между властью и бизнесом. Хочу напомнить, что решение о работе органов власти по созданию благоприятного климата и утверждению требований стандарта принимается не органами власти, а экспертным сообществом, представленное бизнесом.

Вследствие внедрения Стандарта растет количество предпринимателей-участников общественного мониторинга и публичных обсуждений мероприятий правительства.

В результате мы получаем «обратную связь» с бизнес-сообществом для нахождения компромисса. Наша совместная работа позволит превратить уже имеющийся у республики потенциал в реальные инвестиционные проекты.

Одним из направлений внедрения стандарта является разработка «дорожных карт»  по снятию административных барьеров и оптимизации согласовательных процедур.

(например, в Чувашии средний фактический срок проведения государственной экспертизы в 2013 году по жилым домам составил 28 дней, при нормативном сроке – 45 дней, по остальным объектам - 42 дня, при нормативном сроке - 60 дней.).

 

Данные мероприятия позволили уменьшить влияние административных барьеров. Вернусь снова к мнению жителей.

В конце 2013 года был проведен социологический опрос населения и бизнеса, который показал, что  в республике налажено взаимодействие бизнеса и власти. По данным респондентов уровень административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг оценивается как средний. В рамках исследования оценивался и показатель коррупциогенности процесса предоставления государственных и муниципальных услуг. В целом он имеет достаточно низкое значение – 8,1% (доля респондентов, отметивших проявления коррупциогенности в республике). 

 

Слайд 9.

Оценка эффективности деятельности региона

Эффективность принимаемых мер по улучшению инвестиционной среды отразится на выполнении индикативных показателях деятельности региона.

утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 570-р.

В 2014 году поднята планка по индикативным значениям оценки, что предопределяет усиление принимаемых мер по достижению этих показателей.

- доля организаций, осуществляющих технологические инновации (с 17,8 до 21,7);

- прирост инвестиций в основной капитал (с 3,7 до 6,2);

- предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объекта непроизводственного назначения (с 40 до 17);

- предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объекта непроизводственного назначения (с 350 до 240);

- предельное количество этапов (процедур), необходимых для технологического присоединения (с 8 до 5).

 

 Слайд 10.

Наша цель – создание в Чувашской Республике благоприятного инвестиционного и делового климата, обеспечение экономического роста и повышение уровня жизни населения республики.

В настоящее время наблюдается переток кадров и компетенций в такие регионы как Санкт-Петербург, Калуга, Тольятти – автомобилестроение и автокомпоненты, Татарстан – химический кластер, Оренбург – нефтегазовый кластер. Бороться и надеяться, что компетенции в данных областях придут к нам, я думаю не стоит.

Наша задача, в целях повышения конкурентоспособности республики развивать традиционные для республики сектора экономики, такие как - электротехника,  сельское хозяйство, экологический туризм, продолжая и углубляя  кластерное развитие.

Сегодня показатели инновационной деятельности в Чувашской Республике имеют стабильную положительную динамику. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, выросла в два раза, что позволило Чувашской Республике выйти на лидирующие позиции по данному показателю среди субъектов ПФО.

Говоря об экологии. В 2013 году наша республика попала в четвертку из 15 регионов, которые отобрала японская компания для возможной локализации автокомпонентной тематики. Одним из важных преимуществ, которые отметила японская компания – это экологическая обстановка в регионе. К сожаление в связи кризисом и спадом продаж автопрома, окончательное решение до настоящего времени не принято.

 

Слайд 11.

Далее. Несмотря на то, что предприятия электротехнической отрасли производят высокотехнологичную инновационную продукцию для энергообъектов России, сегодня многие комплектующие и компоненты закупаются за рубежом и не производятся в России в необходимом объеме и качестве. Так, не производят первичное оборудование для электротехнической отрасли (выключатели, трансформаторы) и микроэлектронику.

Стоящие перед энергообъектами России задачи диктуют нашим электротехническим предприятиям разрабатывать новые комплексные решения, в т.ч. по:

- полной линейке защит, устройств релейной защиты с заземлением нейтрали в сетях 6, 10, 35 кВт;

- регистрации аварийных процессов и оперативного определения мест повреждения в сетях 6, 10, 35 кВт  и т.д.

Здесь мы совместно с министерством регионального развития РФ видим задачу по поиску понятных нам проектов с созданием максимально благоприятных условий.

 

Слайд 12.

Развитие сельского хозяйства является одним из основных приоритетов развития республики. Большие территории земель сельскохозяйственного назначения(площадь земель сельхозназначения - 64,2%) предполагают возможности для развития агропромышленного комплекса.

Приоритетным направлением развития сельского хозяйства в развитых странах является органическое земледелие, которое по урожайности превосходит традиционное.

 Локомотивом развития органической продукции России выступает высокий покупательский спрос.

Так, сеть супермаркетов «Азбука вкуса» стала первой компанией, которая на взаимовыгодных условиях начала создавать товарищества с фермерами по производству органических продуктов под брендом «Наша ферма». Считаю, что у Чувашской Республики имеется огромный потенциал по развитию производства органического земледелия.

Рассмотрев опыт регионов в сфере поддержки АПК можно отметить, что наибольшее внимание в этой отрасли уделяется, прежде всего, содействию в проведении модернизации фермерских хозяйств и стимулированию внедрения новых технологий, там где мы сильны.

Учитывая наличие свободных земельных участков и неиспользуемых ферм в Чувашии, одним из перспективных направлений в области сельского хозяйства выступает внедрение  типового проекта  ферм по мясному скотоводству.

Применение роботов для доения коров позволит получить молоко высшего качества при минимальном участии человека. Результатом реализации является увеличение производства молока на 25 %, укрепление позиций молочной отрасли, а главное – увеличение потребления населением экологически чистого молока.

Предлагаю поручить Минсельхозу Чувашии изучить опыт развития органического земледелия и типовой проект по роботизированным фермам с целью внедрения данного направления в республике.

 

Слайд 13.

Работа муниципальных образований в сфере инвестиционной привлекательности

Развитие республики во много зависит от социально-экономического развития муниципалитетов, таким образом, в целях создания благоприятной среды для развития бизнеса каждый муниципалитет  должен оценить ресурсы с целью представления потенциальным инвесторам площадок для реализации проектов, оказания содействия в их реализации, в том числе через различные формы государственной поддержки.

Алгоритм действий должен быть следующий:

-изучение потенциала территории,

-подготовка концепции развития муниципального образования, включающей конкретные деловые проекты,

-создание промышленных и инвестиционных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой.

Так же особое внимание следует уделить:

- подготовке уже имеющихся инвестиционных проектов;

- формированию благоприятного инвестиционного имиджа в СМИ, освещающих инвестиционную тематику, размещая информацию об инвестиционном потенциале,

- сотрудничеству с инвестиционными консультантами, ведущими крупные проекты, и активно участвовать в деятельности различных ассоциаций инвестиционных агентств (к примеру Национальной ассоциации инвестиционных агентств и др.), получая при их помощи возможности коммуникаций с потенциальными инвесторами из разных стран и регионов осуществляя постоянные выезды и презентации.

 Успешное внедрение вышеуказанных направлений позволит существенным образом улучшить инвестиционный климат Чувашской Республики и станет одним главных из драйверов роста экономики региона.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика