Минэкономразвития ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2014.01.17 - Доклад В.А. Аврелькина на заседании круглого стола «Развитие малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике, задачи и пути развития»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://economy.cap.ru

Добрый день, уважаемый Глава Чувашской Республики. Прежде чем приступить к обсуждению основного вопроса, я хотел бы представить участников сегодняшнего круглого стола.

Мы условно разделили собравшихся на три группы. Первая группа собравшихся – это представители бизнеса занимающихся оказанием коммерческих услуг, производством традиционной и высокотехнологичной продукции. Вторая группа – это предприниматели осуществляющие деятельность в сфере социального бизнеса. И третья группа – это переработчики пищевой продукции совместно с представителями сетевых магазинов.

Предлагаю приступить к работе и передаю слово Вам, уважаемый Михаил Васильевич.

Развитие и необходимость поддержки малого и среднего бизнеса – приоритет государственной политики республики и особенно это очевидно в условиях экономической стагнации, в которой оказалась наша страна. Большие предприятия - это хорошо, но, как и большие пароходы, они имеют большую инерционность, и пока пересмотрят свои планы, найдут новые проекты, определятся с финансированием, пройдет немало времени.

Что касается малого и среднего бизнеса - это тот слой предпринимательского сообщества, который может изменить ситуацию в стране, по-другому никак. Несмотря на проблемы, стоящие перед предпринимателями, достаточно уверенно развиваются объемы производства и оказанных услуг, доля малого бизнеса в валовом региональном продукте в 2012 году достигла 17,7%, в 2010 году данный показатель составлял 16,5%.

За последние  три года субъектам малого и среднего предпринимательства выделено из бюджета более 1 млрд. рублей.

Эффективность вложения данных средств подтверждается ключевыми параметрами развития предпринимательства. Так, по сравнению с началом 2013 года количество организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, увеличилось на 3,6% и составило 55655 единиц, несмотря на снижение численности индивидуальных предпринимателей, которыепрекратили свою деятельность в связи с увеличением страховых взносов в начале 2013 года.

Сегодня, в малом и среднем предпринимательстве трудится более 155 тысяч человек, что составляет  почти одну треть занятых в экономике республики.

По оценке оборот продукции (услуг), производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, за 2013 год составит порядка 260 млрд.рублей (что на 19% больше уровня 2012 года.

Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства во все уровни бюджета на 31.12.2013  составит 2,1 млрд. рублей (по сравнению за 2012 г. – 1,9 млрд.рублей), что на 10% больше уровня 2012 года.

В республике на сегодня сформированы практически все формы государственной поддержки, действующие на территории Российской Федерации: финансовая, имущественная, организационно - консультационная, поддержка в области подготовки и переподготовки кадров, в частности, реализуется 20 форм поддержки СМП. 

В результате принятых мер в 2013 году, финансовую поддержку получили более 1,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, или на 27,1% больше уровня 2012 года. Консультационной и организационной поддержкой воспользовались 8,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (в 2012 году 8,0 тыс.).По предварительной оценке, создано около 2500 рабочих мест и сохранено около 11000 рабочих мест (в 2012 году – 2,5 тыс. и 9,0 тыс. соответственно).

Основной упор поддержки в 2013 году был смещен в сторону обновления основных фондов, создания нового продукта, за счет таких мер поддержки как прямые субсидии инновационным компаниям на выпуск нового продукта, данной мерой воспользовалось 11 предприятий, возмещение затрат, связанных с лизингом оборудования, данной мерой воспользовалось 52 организации, 7 организаций воспользовались возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам направленным на техперевооружение и др.

Почему такой акцент. На слайде 5 видно, что более 45% субъектов малого бизнеса осуществляют деятельность в области оптовой и розничной торговли, около 18% в области предоставления различных услуг, то есть в видах экономической деятельности с низкой добавленной стоимостью. Мы себе ставим задачу развивать предприятия, которые выпускают продукт, а еще лучше продукт на экспорт. Но об этом чуть позже отдельно.

С целью поддержки и инкубирования начинающих предпринимателей создана разветвленная сеть бизнес-инкубаторов, которая охватывает всю республику. Причем бизнес инкубаторы возведены не только в столице республики, но и в активных предпринимательских районах республики. Республиканский бизнес-инкубатор в г.Чебоксары, технопарк в г.Новочебоксарске, бизнес-инкубаторы в Аликовском, Красноармейском, Шемуршинском, Моргаушском районах, в октябре 2013 года открыт еще один бизнес-инкубатор в с.Батырево. В бизнес-инкубаторах на льготных условиях размещено 87 субъектов малого предпринимательства.

Правительством принято решение о поддержке предприятий осуществляющих расширение производственных площадей.

Как известно расходы на инженерию в общей стоимости проекта строительства любой новой производственной площадки составляют от 15 до 20%. Локализация производства субъектами МСП в создаваемом индустриальном парке позволит снизить расходы до уровня 2-3%. Я здесь не говорю о сокращение времени на согласование всех разрешительных процедур, которые мы берем на себя.

В текущем году планируется дальнейшее расширение инфраструктуры поддержки предпринимательства: завершение создания индустриального парка, строительство техно-парка в г.Новочебоксарске, создание центра коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, развитие центра прототипирования, центра молодежного инновационного творчества и др.

После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию становится все более очевидным, что эффективное развитие экономики в субъектах Российской Федерации является возможным только в увязке с развитием внешнеэкономической деятельности и диверсификации экспортного потенциала. Сегодня для Правительства Чувашской Республики является важной задача по расширению рынков сбыта производимой продукции и повышению ее качества, а также увеличению внешнеторгового оборота.

В условиях усиления конкуренции на российском внутреннем рынке отечественные компании столкнутся с необходимостью концентрации усилий на экспорте продукции за рубеж. Чувашская Республика обладает значительным экспортным потенциалом и для его реализации требуется активная роль бизнеса и применение мер государственной поддержки.

В рамках реализации мероприятий по государственной поддержке экспорта в период с 2010 по настоящее время  около 50 субъектов малого и среднего предпринимательства Чувашской Республики получили возмещение из бюджета части затрат, связанных с экспортом, на общую сумму более 20 млн. рублей.

Внешнеторговый оборот Чувашской Республики в 2013 г. составил 407,3 млн. долларов США, в том числе экспорт – 117,97 млн. долларов США (29% от внешнеторгового оборота), импорт – 289,29 млн. долларов США (71%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт увеличился на 8,6% (на 9,2 млн. долл США). Динамика есть, но может быть еще лучше.

По мнению экспортеров, в настоящее время одной из главных проблем, сдерживающих развитие экспорта является трудности в возмещении НДС. Многие предприятия отказываются заниматься экспортом, поскольку зачастую налоговые органы затягивают с возмещением данного налога либо возмещают налог в последние дни установленного срока (как правило до полугода) мотивируя необходимостью проведения дополнительных проверок.

Еще одной проблемой, сдерживающей развитие экспорта можно назвать «дорогие» кредитные ресурсы. К сожалению, в сегодняшней ситуации ставки банков привязаны к ставке рефинансирования ЦБ, а также рискам, которые закладываются в стоимость кредитных ресурсов. Учитывая это, можно предложить предпринимателям воспользоваться поручительствами Гарантийного фонда ЧР при недостаточности залоговой базы для банка, а также получение займов до 1 и 3-х лет в Агентстве по поддержке малого бизнеса по льготным ставкам.

Членство России в ВТО изменило систему государственной поддержки отечественной промышленности и, начиная с этого года, предоставление новых прямых субсидий экспортерам будет запрещено. Вместе с тем, останутся такие формы государственной поддержки как возмещение расходов по участию в выставках и ярмарках за рубежом, по сертификации произведенной продукции.

Правительством Чувашской Республики на протяжении нескольких лет проводятся различные мероприятия по позиционированию нашего региона на внешних рынках и расширения области внешнеэкономической деятельности - презентации Чувашии в Совете Федерации, в посольстве Индии, Польши, готовимся к презентации в Турции и др. На постоянной основе организуются деловые миссии для участия субъектов предпринимательства в международных выставках и ярмарках на льготных условиях (в Украине, Узбекистане, Чехии и др.). Сегодня малые и средние предприятия Чувашии имеют право на обращение за поддержкой по бесплатному участию в выставках в рамках коллективной экспозиции республики, по бесплатной разработке либо переводу уже имеющего сайта на иностранные языки, по обучению своих сотрудников и повышению их квалификации за счет средств бюджета, по предоставлению бесплатного переводчика для проведения переговоров, проведение маркетинговых исследований зарубежных рынков.

Необходимо усилить развитие экспортной деятельности, при этом расширяя номенклатуру вывозимой за рубеж продукции, в том числе посредством страхования экспортных контрактов используя возможности ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР). Преимущество работы с ЭКСАР уже оценили ведущие экспортеры республики - такие компании как ООО «ККУ «Тракторные заводы», ООО «ЗАО «Завод игрового и спортивного оборудования «Романа», ЗАО «ПРОиКО», ЗАО «ВТФ «ТЕКСТИЛЬМАШ», ООО «Керамика» (Рока групп) и др.

Вместе с тем еще не все предприятия республики осознали выгоды от работы с ЭКСАР, который готов сегодня страховать несырьевой экспорт на сумму свыше 200,0 млрд. рублей.

Как известно, электротехника является одним  из «локомотивов» чувашской промышленности. В будущем залогом ее успеха станет присутствие не только на российских и рынках стран СНГ, но и на рынках Европы и Америки. Исходя из задач по наращиванию экспорта электротехнической продукции в страны Европейского союза требуется решение вопросов по отработке технических требований и стандартов к электротехнической продукции в первую очередь в России, в рамках создаваемого Центра коллективного пользования. Работа данного центра во взаимодействии с Международной электротехнической комиссией (International Electrotechnical) позволит в будущем осуществлять поставки на рынки Европы в рамках стандартов ISO семейств качества 9000 и CE.

Хотел бы немного остановиться на важном для экономики предприятия – производительности труда.

Ни для кого не секрет, что российская экономика страдает от низкой производительности труда. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), производительность труда в России составляет 24 доллара на человека в час, это порядка 39% от уровня США.

Резервов для повышения производительности труда несколько: внедрение передовых технологий, повышение эффективности организации производства и квалификации работников.

Важность проблемы производительности труда продекларирована на высшем уровне – так, в частности, в первых послевыборных указах Президента России Владимира Путина от 7 мая 2012 года указано на необходимость создания в стране к 2018 году 25 млн. новых высокопроизводительных рабочих мест.

Согласно информации Росстата, темпы роста производительности труда в Чувашии за три последних года увеличились на 13,5%, по России – на 9,3%. Но в целом по производительности труда наши показатели значительно отстают от среднероссийских значений. По итогам 2012 года по данному показателю мы занимаем 64 место в России.

Для того чтобы быть конкурентоспособными на мировом и общероссийском рынках, особенно в условиях ВТО, необходимо обеспечить повышение производительности труда на уровне развитых стран.

При переходе на новые формы государственной поддержки в 2014 году мы планируем в первую очередь сделать акцент на стимулировании предприятий, которые создают высокопроизводительные рабочие места, обеспечивают высокий уровень заработной платы своих работников.

Сегодня степень износа основных фондов малых и средних предприятий составила 36%, причем, машин и оборудования - 49%, сооружений и транспортных средств – 48%. Коэффициент обновления основных средств сложился в размере 15%.

Анализ показывает, что большинство инвестиций направляется на обновление парка машин и оборудования предприятий переработки сельхоз продукции, развитие торговли (20,6%), строительства (20,4%), операции с недвижимостью (19,5%). На долю предприятий малого бизнеса в машиностроительном секторе приходится не значительная часть, т.е. предприятий, которые могли бы создавать производства с высокой добавочной стоимостью, приходится всего 12,2 %.

Итак, с целью стимулирования повышения производительности труда, в 2014 году особое внимание будет оказано государственной поддержки малому и среднему бизнесу, занятому в высокотехнологичных секторах экономики. Первое в виде возмещения затрат на обновление оборудования в случаи приобретения его в лизинг, с дальнейшим возмещение лизинговых платежей.

Кроме того, в текущем году специально введена новая форма поддержки на компенсацию части затрат при обновлении производственного оборудования, с сохранением прямых субсидий инновационным компаниям на выпуск нового продукта, возмещением затрат на уплату процентов по кредитам направленным на техперевооружение.

С целью повышения эффективности организации производства в 2013 году создан центр инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства, который выполняет инжиниринговые услуги полного цикла и работы в области проектирования и воплощения в готовых образцах научно-исследовательских и инновационных разработок.

Помимо поддержки высокотехнологичных производств мы оказываем содействие и в реализации социальных проектов.

В последнее время становится популярным социальное предпринимательство, которое сегодня на постоянной основе поддерживается в основном некоммерческими организациями, занимающиеся оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека. В рамках реализации проектов они создают рабочие места, привлекают труд добровольцев, посредством деятельности благотворительных фондов собирают и направляют дополнительные средства на решение социально значимых проблем.

Поддержка таких некоммерческих организаций в Чувашской Республике осуществляется в виде бюджетных субсидий на реализацию социально значимых проектов, предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование, обеспечения информационной поддержки.

Бюджетная субсидия на софинансирование социальных проектов распределялась на конкурсной основе дважды – в 2012 году 11,3 млн. распределены  между  75 организациями, и в текущем году свыше 15 млн.руб. распределены между 62 организациями.

Социальные проекты при финансовой поддержке государства реализуются некоммерческими организациями в сфере поддержки материнства и детства, пожилых людей, инвалидов и их семей, развития дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта и т.д.

Результативность их реализации можно отразить в следующих цифровых значениях:

оказана поддержка 120 приемным семьям, принимающим на воспитание детей подросткового возраста;

получили социальную поддержку с участием некоммерческих организаций 1566 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

оказана поддержка в социальной адаптации 64 выпускникам детских домов;

оказана поддержка в трудоустройстве 1465 инвалидам;

число школьников и студентов, занимающихся научно-техническим творчеством, составило 1650 человек;

на 1,3% увеличилась доля детей и взрослых, регулярно занимающихся спортом.

Если говорить о социальном предпринимательстве, то развивая это направление, мы в первую очередь подразумеваем, что субъекты малого и среднего бизнеса, в том числе и с участием некоммерческого сектора, будут осуществлять социально ответственную деятельность, направленную на решение социальных проблем.

Так, например, проблема с местами в дошкольных образовательных учреждениях еще актуальна для республики, решается она, в основном, за счёт  строительства новых детских садов.

В 2013 году мы апробировали новые формы поддержки социального предпринимательства:

первое – это организация групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста. Предоставлены субсидии 7 субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми - центров времяпрепровождения детей (в г.Алатырь, г.Новочебоксарск, и в г.Чебоксары (5)). Учитывая востребованность и актуальность таких центров в текущем году мы планируем продолжить его реализацию;

второе - это создание центра молодежного инновационного творчества, который представляет собой открытую лабораторию, т.е. зону свободного доступа к современным технологиям и оборудованию, где молодежь может реализовывать свои технические идеи, обучаться и обмениваться опытом.

Успешная реализация проекта как некоммерческой организации, так и социально ответственного малого или среднего предприятия зависит, в том числе и от грамотно составленного проекта и бизнес-плана. 

Решение данной проблемы мы видим в создании в текущем году ресурсного центра, который будет заниматься поддержкой и сопровождением социально ориентированных некоммерческих организаций, продвижением и поддержкой социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Переходя к третьей группе сегодняшней аудитории, обращая свое внимание на присутствующие здесь торговые сети. В 2013 году объемы государственной поддержки сельского хозяйства составили 2,5 млрд. рублей, или 119% к уровню 2012 года. Чувашия вошла в число лучших регионов России по оперативности доведения государственной поддержки непосредственно до крестьян. В числе основных направлений расходования денежных средств – это обновление и закупка новой техники для создания качественного и экологически чистого продукта.

Сегодня от налаженной системы сбыта продукции во многом зависит развитие субъектов малого предпринимательства в перерабатывающей сфере и производстве пищевых продуктов. Особенно это актуально в условиях активной экспансии федеральных сетей в регионы. Так, оборот федеральных торговых сетей за 11 месяцев 2013 года увеличился на 18% к аналогичному уровню 2012 года, местных – только на 8,6%.

За 11 месяцев 2013 г. в целом оборот торговых сетей составил 23,2 млрд. рублей (или 21,4 % к общему объему розничного товарооборота), из них 3,7 млрд. рублей (15,9%) – оборот местных сетей и 19,5 млрд. рублей (84,1%)  – федеральных. 

В республике в настоящее время присутствуют ООО «Метро Кэш энд Керри» (международная сеть), ООО «Лента», ЗАО «Тандер», ООО «Амико», ООО «Сладкая жизнь НН», X5 Retail Group, ООО «Мираторг», ООО «Оптовик» (сеть «Эссен»). Все федеральные сети в общей сложности имеют в своем составе 160 объектов.

Со всеми сетевыми компаниями проводится работа по продвижению товаров чувашских товаропроизводителей. Можно говорить и о положительных тенденциях. Например: сотрудничество в этом вопросе с федеральной сетью X5 Retail Group, которая в 2014 году приступила к реализации в республике программы преобразований, в рамках которой планируются изменения в лучшую сторону ассортимента, модели ценообразования, а также изменения обликов магазинов, повышения культуры обслуживания покупателей, а также увеличение присутствия местных товаропроизводителей.

После реализации программы мы рассчитываем, что  доля продажи местных товаропроизводителей в общем объеме продаж  этой сети должна быть не менее 25%.

В конце 2013 года удельный вес объема реализации местной продукции в общем объеме товарооборота в сетях «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток» в целом составлял на хлеб - 30%, на колбасу полукопченую – 12%, вареную – 11%, молоко - 8%, , картофель – 8%, кондитерские изделия – 15%.По итогам работы 2013 г. доля продаж чувашских производителей составила в сети «Пятерочка» 30,2% (688,9 млн. руб.)

Надеемся, что улучшится ситуация и в других федеральных сетях, в том числе и в самой крупной в Чувашии -  сети «Магнит» ЗАО «Тандер».

В настоящее время сеть «Магнит» насчитывает в республике 93 магазина. Все они расположены в удобных, комфортных местах, обеспечивающих большой поток покупателей. Ранее в этих местах функционировали местные магазины, реализующие в основном товары местных товаропроизводителей. Поэтому, снижение доли продажи чувашских производителей в сети «Магнит» вызывает возмущение.

Например. В 2010 году сеть «Магнит» насчитывала 48 магазинов, при этом объем  продажи алкогольной продукции, произведенной в республике филиалом ОАО «Росспиртпром» «Ликероводочный завод Чебоксарский», составляла 3 тыс. дал. в месяц. Сегодня же при количестве магазинов 93 ед. – всего 750 дал.

А ведь от объемов продажи подакцизных товаров местного производства (алкогольной продукции) зависит пополняемость доходной части республиканского бюджета, из которого финансируется социальная и бюджетная сферы.

Объем общих продаж продукции чувашских товаропроизводителей в торговой сети «Магнит» составляет в месяц более 300 млн. рублей. Более подробно выступит региональный директор ЗАО «Тандер» И.Н. Кочубей.

Сегодня министерством ведется работа по увеличению присутствия в сетевых магазинах продукции ООО «Ядринский мясокомбинат Чувашпотребсоюза», ООО «Агрофирма «Юрма», ООО «Вурнары Завод СОМ», ООО «Акконд-агро», ОАО «Моргаушская птицефабрика», филиал ОАО «Чувашхлебопродукт» «Чебоксарский элеватор», ОАО «Шумерлинский хлебозавод», ООО «Чебоксарская макаронно-кондитерская фабрика «Вавилон», ОАО «Пивоваренная фирма «Букет Чувашии», ОАО «Маслосырбаза  «Чувашская», ООО «Кооператор». Готовы расширить ассортимент поставляемой продукции филиал ОАО «Росспиртпром» «Ликероводочный завод «Чебоксарский» и ОАО «Акконд».

Благодаря нескольким встречам, организованным Минэкономразвития Чувашии в конце 2013 года и в начале этого, на данный момент идет переговорный процесс.

Более подробно об этом и проблемах, с которыми сталкиваются, расскажут представители некоторых организаций.

Если кратко о проблемах, то необходимо отметить следующие:

Со стороны федеральных сетей - требуют с производителей бонусы, средства на продвижение (рекламу) товара, выбирают узкий ассортимент и низкие цены, предусматривают большие штрафные санкции, рассмотрение предложений по поставкам затягивают.

Со стороны производителей:

отсутствие предложений по отдельным товарным группам: сыры, мясные консервы, крупа и крупяные изделия, овощей фасованных и упакованных в первичную тару;

недостаточная конкурентоспособность отдельных видов продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по цене, упаковке и качеству.

Задача на 2014 год: увеличить долю продажи товаров местных товаропроизводителей в федеральных сетях – до 25%, в местных сетях – до 70% (в 2013 году средний процент составлял на уровне 60%).

Для этого будут проводиться переговоры с руководством торговых сетей по вопросам предоставления права своим региональным представителям принимать решения о поставках продукции местных товаропроизводителей в предприятия торговли, расположенные  в Чувашии, пересмотреть рекламную политику в отношении местных товаропроизводителей, продвигать товары с логотипом «Чувашский биопродукт».

В заключении хотелось бы озвучить основные задачи, которые необходимо решить для улучшения предпринимательского климата в Чувашской Республике:

оказание государственной поддержки в первую очередь предпринимателям, внедряющим инновационные технологии, обеспечивающим модернизацию своего производства в целях создания высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивают достойный уровень заработной платы своих работников;

минимизация административных барьеров, сроков рассмотрения документов и принятия обоснованных решений различными службами республики и согласующих структур (например, решение вопросов в возмещении НДС, в том числе по экспортным сделкам), в том числе путем предоставления услуг для предпринимателей по принципу «одного окна»;

снижение остроты проблем, связанных с «дорогими» кредитными ресурсами для бизнеса использую механизмы Гарантийного фонда и Агентства по поддержке малого бизнеса Чувашской Республики.

Для эффективного решения данных задач предпринимательскому сообществу предлагаем обращаться в органы исполнительной власти (Минэкономразвития Чувашии) с предложениями по внесению изменений в действующие в настоящее время правила и порядки предоставления господдержки, информировать о существующих необоснованных административных барьерах, препятствующих развитию бизнеса.

Активная работа бизнеса во взаимодействии с органами исполнительной власти Чувашской Республики позволит обеспечить успешное продвижение продукции местных компаний на рынки зарубежных стран, внедрение и закрепление с новой продукцией на новых рынках, что будет способствовать повышению его вклада в модернизацию экономики, обеспечению устойчивого роста валового регионального продукта.

 

 

Презентация

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика